Урок на тему: Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Неопределенная форма глагола.
Класс: 4
Учитель: Мазалова Елена Анатольевна
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Технология: на диалоговой основе с элементами ТРКМ
Цель: способствовать ознакомлению с неопределенной формой глагола.
Задачи:
- познакомить уч-ся с неопределенной формой глагола и ее признаками; научить находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи, ставить глаголы в неопределенную форму;
- способствовать обучению школьников умению выделять главное в тексте учебной статьи, составлять кластер; способствовать обучению умения конструировать вопросы по содержанию урока;
- воспитывать чувства патриотизма; любви к родному языку; развивать навыки сотрудничества; развивать способности школьников рефлексировать, целеполагать, моделировать.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа с одаренными детьми.
Виды работы: работа по карточкам, самостоятельная работа, тестирование, работа с
текстом, игра
Умения и навыки: определять падеж имен существительных, разбор слова по
составу, работа с текстом, знание орфограмм, умение находить в
тексте глаголы н.ф., ставить глаголы в н.ф.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивный плакат, листы с
заданиями для детей
Ход урока:
- Организационный момент:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Давайте начнем урок, не будем зря время терять.
–Думаю, что все ребята будут активно участвовать в уроке, а гости за нас порадуются.
- Актуализация опорных знаний:
Сценка:
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
нас употребляли.
- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты?
- Какую часть речи продолжаем изучать?
-Для того, чтобы систематизировать знания по теме «Глагол» мы с Вами поиграем в игру «Да-нет». Я буду читать Вам утверждения, а вы если согласны со мной будете хлопать в ладоши. Готовы?
- Глаголы отвечают только на вопросы что делать? что сделать? нет
- Глаголы обозначают действие предмета. да
- Слова лежит, спит не глаголы, так как это не действия. нет
- Глаголы наст. и буд. времени изменяются по лицам и числам.да
- Глаголы бывают прош.,наст.,буд. времени . да
- Все глаголы изменяются по родам. Нет только прош.
- Некоторые глаголы изменяются по лицам. Да. наст. и буд.
- Только у глаголов прошедшего времени есть суффикс –л-. да
- Глаголы будущего времени обозначают действие, которое уже прошло. нет
- Идти, светить – это глаголы н.в.нет
- Словарная работа:
Идти по дороге (Д. п.)
светить фонариком (Т. п)
прове сти экскурсию (В.п.)
ра ботать шофером (Т.п.)
пройти около вагона (Р.п.)
преодолеть расстояние (В.п.)
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имен сущ. (Проверка проходит фронтально)
IV. Вызов
- Обратите внимание на глаголы в словарной работе.
- Что можете сказать об этих глаголах? Отвечают на вопросы…
- А можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?
- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время?
- Какова тема нашего урока?
– Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия:
Неопределённая форма глагола
Начальная форма глагола ?
Инфинитив
- Какое из этих названий вам непонятно? Инфинитив – лат. слово "неопределённый".
– Что мы должны узнать о глаголах неопределённой формы?
– Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – Узнать каковы признаки глаголов в неопеделенной форме, по ним научиться находить глаголы– инфинитивы в устной и письменной речи.)
V. Осмысление:
1. Инсерт
– Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:
«V» – знаю;
«+» – для меня новое.
«?» - не понял(а), есть вопросы
– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
– Что нового узнали?
Работа в парах:
– Найдите все грамматические признаки глаголов неопределённой формы и составьте краткий план рассказа об инфинитиве? ( Составление кластера)
Отвечают на вопросы-
Суффиксы-ть- ти-, могут закнчиваться на чь
Нет окончаний
Нет числа
Нет лица
Не имеют формы времени
– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.
– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.
Прочитайте правило в учебнике с.77
Физминутка
– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – прыгаете.
Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.
ФИЗМИНУТКА
(приседаем, если услышим глагол)
Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, крокодил, вылепил, зажёг, флажок, дружок
- Первичное закрепление
Как найти инфинитив в тексте?
Пословица : Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
-. Объясните смысл пословицы.
- Найдите глаголы неопределённой формы и выделите суффиксы.
Можно ли преобразовать в инфинитив другие части речи?
Я вам предлагаю имена существительные, прилагательные, а вы должны сказать однокоренные глаголы в начальной форме.
На доске:
любовь, отношение, жизнь, ход, сбор, гордость, чистота, приезд, слава, дружба, радость, удивление, желтый, молодой, мудрый, счастливый.
– Что у вас получилось? (Любить, относиться, жить, ходить, собирать, гордиться, чистить, приезжать, славиться, дружить, радоваться, удивляться.)
Как глаголы наст, прош. буд. времени ед. или множ. Числа поставить в начальную форму?
Любите ли вы сладкое?
Сейчас каждый из вас получит рецепт необычного десерта « Апельсиновые корзиночки»
- Давайте ознакомимся с рецептом
Упражнение 1
Угощение.
Вымыть 2-3 апельсина. Разрезать пополам, удалить мякоть. Края половинок вырезать зубчиками – получились корзиночки. Начинить их.
- Какие однокоренные глаголы встретились? (разрезать,вырезать)
Разрезать, удалить,вырезать,начинить.
Начинка.
Упражнение 2.
Мякоть апельсина нарезать на мелкие кусочки. Смешать с сахарным песком ( по вкусу), взбитыми сливками или сметаной. Наполнить этой смесью половинки. Посыпать жареными измельчёнными орехами и тёртым шоколадом.
Нарезать,смешать,наполнить, посыпать
Дети работают по вариантам: упр. 2 - сильные учащиеся, упр.1 - слабые
Кто работает медленно «готовят» угощение, Кто все делает быстро «работают» с начинкой.
Дети работают по вариантам:
упр. 2 - сильные учащиеся, упр.1 - слабые
Выписать глаголы неопределённой формы и разобрать их по составу.
Самопроверка
- Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – ставит знак« +».
Кто допустил ошибку – «Х».
У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».
Дома с родителями попробуйте приготовить такое угощение.
- Самостоятельная работа
с.77 упр.107
Как будете выполнять упражнение?
1 ученик выполняет упр. у доски
Взаимопроверка тетрадей.
– Давайте проверим работу на доске. У кого есть вопросы или замечания? Высказывания детей.
– Кто же из вас оказался очень внимательным и выполнил всю работу без ошибок?
– Кто из вас допустил 1 ошибку? 2 ошибки? Сами оцените свои работы.
– Остальным нужно быть внимательными.
Рефлексия
Формирование учителем способности учащихся к анализу своего эмоционального состояния и работоспособности на уроке.
Ответы на вопросы:
1) Расскажите о ваших впечатлениях на уроке: показался ли он длиннее, или короче, чем всегда?
2) Поднимите руки, кто не устал во время урока, а кто устал?
3) Кто доволен своей работой на уроке?
4) А кто недоволен? Чем именно?
5) У вас на парте есть анкеты. Оцените ваше впечатление от урока и отметьте выбранную клеточку:
Анкета
1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Оцени свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Хотел(а) бы ты ещё раз побывать на таком уроке?
Да. Нет.
VI. Домашнее задание
Литература.
- А. В. Полякова. Русский язык. 4 класс
- Поурочные разработки по учебнику А. В. Поляковой. 4 класс
- Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 4 класс
- Н. Волина. Занимательная грамматика.
Сценка
– Что вы больше всего любите?
Глагол – Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
Глагол – Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
Глагол – Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
нас употребляли.
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь…
Апельсиновые корзиночки
Упражнение 1.
Корзиночка
Вымыть 2-3 апельсина. Разрезать пополам, удалить мякоть. Края половинок вырезать зубчиками – получились корзиночки. Начинить их.
-
Начинка.
Упражнение 2.
Мякоть апельсина нарезать на мелкие кусочки. Смешать с сахарным песком ( по вкусу), взбитыми сливками или сметаной. Наполнить этой смесью половинки. Посыпать жареными измельчёнными орехами и тёртым шоколадом
Анкета
1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Оцени свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Хотел(а) бы ты ещё раз побывать на таком уроке?
Да. Нет.
Задание « Свободная минутка»
Ответь инфинитивом , выдели суффикс.
Создавать какое-нибудь сооружение___________________________.
– Относиться с уважением к кому-либо._______________________________
– Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным______________________.
– Беречь, содержать в ценности. ______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Неопределенная форма глагола"
Урок для усвоения нового материала...
Урок русского языка (по системе Занкова) 4 класс. Тема:" Неопределенная форма глагола."
Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола. 2. Повторить знания о глаголе....
Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.
В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....
Технологическая карта урока. Тема: «Неопределенная форма глагола» Второй урок
конспект урока по русскому языку...
Урок по теме "Неопределенная форма глагола"
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока по теме "Неопределенная форма глагола" 3 класс
Данный урок соответствует всем требованиям ФГОС. Урок содержт все этапы характерные для урока изучения нового материала.На уроке использованы новые образовательные технологии деятельностно...
Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...