Открытый урок по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ревина Елена Ивановна

Разработка открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Корень слова" содержит технологическую карту урока, презентацию, приложение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2

№ урока: 26

Дата: 17.10.2017

Тема :  «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Цель:  научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), сформировать понятие «однокоренные слова», научить подбирать однокоренные слова.

Задачи:

Образовательные: 

Активизировать ранее изученные темы.

Повторить изученные признаки однокоренных слов. Проверить сформированность понятия «корень слова». Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

Развивающие: 

 Развивать память и орфографическую зоркость. Развивать умение находить и подбирать однокоренные слова.

Воспитательные: 

Содействовать воспитанию у учащейся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.

Воспитывать организованность и умения слушать, высказывать свою точку зрения.

Место урока в разделе: 9

Тип урока: Открытие новых знаний

Основные термины и понятия:

  • 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
  • 2. Корень – общая часть родственных слов.
  • 3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, окружающий мир

Планируемые результаты:

 Формируемые УУД:        

Предметные:  умение выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания   
                        корней;
                      - умение разграничивать родственные слова и слова с омонимичными корнями;
                      - закрепить представления о единообразном написании корня слова;
                      - обогащать словарный запас при подборе родственных слов;
                      - прививать интерес к русскому языку.

Метапредметные – развивать речь, путём составления предложения на основе рисунка;
                                - совершенствовать навыки составления текстов-доказательств, при объяснении выбора однокоренных слов;
                                - активизировать речь путём составления текстов рассуждений при объяснении правил проверки безударных гласных;
                                - развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах, индивидуально, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение, самоконтроль и умение принять помощь по ходу выполнения задания; потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:  учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Личностные: мобильность, самостоятельность. Учащиеся должны уметь объяснять свое решение, выбор ответа, формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего обучения

Оборудование: проектор, экран для просмотра презентации, раздаточный материал

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент

2 минуты

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём. (слайд 2)

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.

Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу! Я желаю вам хорошего настроения на весь день!

 Мы хороший, дружный класс.(слайд 3)

Приветствуют гостей, улыбаются друг другу, садятся на места

Всё получится у нас!

II

1.

2.

3.

Актуализация знаний

Повторение пройденного

Определение темы

Физкультминутка для глаз

6 минут

2 минуты

2 минуты

2 минуты

Отгадайте загадку:

Кто стоит на крепкой ножке,
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (слайд 4)

Как ласково можно назвать гриб?

Как называют человека, который собирает грибы?

Как называется дождь, после которого грибы начинают очень быстро расти?

В какую группу можно объединить слова: гриб, грибочек, грибник, грибной? (слайд 6)

Давайте вспомним, что же такое родственные слова?

Мы с вами на протяжении второго урока говорим общая часть слова. Что же это за общая часть слова? Как она называется? Ведь практически все, что нас окружает, имеет части, и у каждой из них   свое название. Тело человека имеет части – это руки, ноги, голова. Тетрадь, в которой мы пишем, тоже имеет части – это обложка, листы, скрепки, которые их скрепляют. Окно имеет свои части – это рама и стекло. Растения имеют свои части – это цветок, стебель, лист, корень (слайд 7)

О какой части сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:

В высоту, к теплу и свету,
Без усилий лезут ветки,
И настойчивей, упорней
Прорастает в землю … (слайд 8)

При чем же здесь растение и его корень? Ведь мы же говорим о словах. Сейчас попробуем разобраться.

Оказывается, слово «корень» имеет несколько значений (слайд 9) Посмотрите на слайд и назовите все лексические значения слова «корень»

Скажите, а как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

Какое из этих лексических значений мы возьмем сегодня с собой на урок?

Подумайте, как будут называться родственные слова, имеющие один и тот же корень?

Кто может назвать тему урока?

Физкультминутка для зрения (слайд 11-13)

 

 Гриб (слайд 5)                                              Грибочек

Грибник

Грибной

 

Родственные слова                                                    

Это слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть

 

Корень

 

Читают

Многозначные

Корень слова (слайд 10)

Однокоренные                                                          

Корень слова и однокоренные слова

Выполняют

III

1

Основная часть

Выделение корня слова

15 минут

13 минут

  Сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение и выбрать из него все слова, родственные слову сад

Как-то много лет назад

Посадили дивный сад.

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот вам и садовод,

Иль садовник к нам идёт.

Очень - очень интересно

Погулять в саду словесном. (слайд 14)

Откройте тетради, запишите дату, а затем эти слова. Вспомните правило написания слов. (у доски работает 1 ученик)

Как называется общая часть слова, мы с вами определили, это - …

Теперь нам нужно узнать, как корень обозначают на письме.

При помощи чего мы выполняем грамматическое задание: подчеркиваем, выделяем?

Посмотрите еще раз на слова и скажите, какая общая часть у этих слов?

Значит, корнем этих слов будет –сад-

Посмотрите на слайд. (слайд 15)              Главная часть слова – корень, на письме обозначают дугой.

Еще раз показ у доски с подробным инструктажем выделения корня.

 

 Слушают

Называют слова: рассада, посадки, садовод, садовник (слайд 15)

Первое слово пишем с заглавной буквы, остальные через запятую с маленькой, в конце ставим точку.

Делают запись

Корень

При помощи карандаша

Сад

Выполняют работу в тетрадях

2

Физ.минутка

2 минуты

 (слайд 16)

Делают физ.минутку

IV

1.

2.

3.

Закрепление

Стихотворение

Синквейн

Игра «Редактор»

14 минут

5 минут

5 минут

4 минуты

 Прочитайте стихотворение (слайд 17)

Обсудите в парах, какие однокоренные слова встретились в этом стихотворении.

Кто готов ответить?

Выпишите однокоренные слова из стихотворения: 1 ряд – вторая строка, 2 ряд – 3 строка, 3 ряд – 4 строка. Выделите корень

Работу выполняем в тетрадях с новой строки.

Сейчас вам предстоит работа в группах.

С деревьев осыпались не только листья, но и ветви. Вам предстоит вернуть веточки на место. Будьте внимательны! У каждого дерева – свой корень. Нужно выбрать только те ветви, которые подходят к этому корню. (приложение 1)

Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень (слайд 18)

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

Проверьте свою работу (слайд 19)

Читают

  Обсуждают

 Отвечают

Выписывают, выделяют корень

 

Работают в группах, защищают свою работу у доски

Работают над заданием

Проверяют

V

Итог урока

1 минута

Над какой темой мы сегодня работали?

Что такое корень слова?

Как определить корень в слове? (слайд 20)

 Что такое корень слова

Общая часть родственных слов

Подобрать несколько однокоренных слов и выделить в них общую часть

VI

Рефлексия

1 минута

 С наших деревьев опали все листочки, но так хочется вернуть их обратно! Я собрала все опавшие листья и положила в коробочку. Давайте сделаем так, если вам понравился урок, и вы все поняли, наклейте к своим деревьям желтый листочек, если вам что-то осталось непонятным, наклейте листочки красного цвета, если вы совсем ничего не поняли, наклейте листочки зеленого цвета

Оценивают работу на уроке

VII

Домашнее задание

1 минута

Учебник с. 62 упр.88, р/т с.23 (слайд 21)

Записывают д/з


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://st.depositphotos.com/2046901/2789/v/170/depositphotos_27894343-Tree-with-roots.jpg

        -дом-

 

http://st.depositphotos.com/2046901/2789/v/170/depositphotos_27894343-Tree-with-roots.jpg

         -берез-

http://st.depositphotos.com/2046901/2789/v/170/depositphotos_27894343-Tree-with-roots.jpg

-лист-

домик         домишко домище     бездомный домишечко                берёзка      берёзонька    берёза           березняк

подберёзовик

листочек          листик листок               лист листопад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....