Конспект урока по русскому языку "Понятие об орфограмме". 2 класс. Планета Знаний.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: учить выделять слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах; совершенствовать умение обозначать звуки, находящиеся в слабой позиции буквами (орфограммами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_ob_orfogramme_1.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОГРАММЕ
Цели деятельности учителя: учить выделять слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах; совершенствовать умение обозначать звуки, находящиеся в слабой позиции буквами (орфограммами).
Планируемые результаты: личностные: расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; метапредметные: регулятивные – научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные – научатся обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; предметные: научатся выделять слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах.
Ход урока
I. Сообщение темы урока. Чистописание.
– Напишите буквосочетания, слова, пословицу (рабочая тетрадь, с. 34). Объясните смысл пословицы. (Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться быть добрым, понимающим, милосердным.)
− Сегодня на уроке мы узнаем, как в русском языке называются трудные случаи написания слов.
II. Актуализация знаний.
• Игра «Буква заблудилась».
− Объясните, какая буква заблудилась в каждом слове.
з..мля в..лна з..рно с..мья пл..сать зв..нить ш..лун п..стреть п..тёрка л..сток |
− Найдите родственные слова.
парта – парк азбука – алфавит
пень – пенёк город – городской
коза – коса лимон – апельсин
коза – козлёнок лимон – лимонад
ком – комок апельсин – абрикос.
Карточка 1. Выпишите слова с нулевым окончанием.
Корм, тарелка, ребята, мастер, конь, лес, сосна, шишка, зверь, подарок, число.
Карточка 2. Напишите слово «лиса», изменяя его по вопросам.
кто? _______ кого? _______
кого? _______ кем? _______
кому? _______ о ком? _______
III. Работа по учебнику.
Рассмотрите таблицу «Слабая позиция звука в слове» (с. 99).
− Определите орфограммы в словах-примерах.
грибы́ гриб
сосно́вый сказка
− Какие позиции являются сильными для гласных? (Позиции под ударением.)
− Для удобства звук, находящийся в сильной позиции, будем называть сильным звуком, а звук, находящийся в слабой позиции, – слабым звуком.
− Что нового о звуках слабой позиции стало известно из приведённых примеров? (Два варианта слабой позиции: на конце слова и перед глухими согласными в середине слова.)
− Какие позиции являются сильными для согласных? (Два варианта: перед гласными и перед звонкими согласными л, м, н, р, в, й.)
− Какие буквы в словах следует считать орфограммами? (Буквы, которые обозначают звуки в слабой позиции.)
− Как проверяются орфограммы? («Слабые» звуки надо поставить в сильную позицию.)
− Какие буквы вы выберете в упражнении 3?
тр (а, о) ва – трава ви (д, т) – вид
ст (а, о) га – стога зу (б, п) – зуб
р (я, и) ды – ряды лу (к, г) – луг, лук.
− Как проверить слова?
− Такие места в слове, где звуки нельзя обозначить по слуху, называют слабой позицией звуков. Буквы, которые обозначают такие звуки, называют орфограммами.
IV. Рефлексия деятельности.
− Что называют орфограммой?
− Какие слова называют родственными?
− Как проверить безударную гласную в корне?
− Как проверить парные согласные в корне?
Домашнее задание: упражнение 1 (рабочая тетрадь, с. 34).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном"
В конспекте урока по русскому языку в 3 классе по общеобразовательной программе "Школы России" "Обобщение знаний об имени существительном" представлены различные виды работы на обобщающем уроке. Испо...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Закрепление знаний о склонении имён существительных"
В данном конспекте урока представлен материал по закреплению знаний о склонении имён существительных. Урок проводился в форме путешествия на корабле по островам. В заданиях использована морская темати...
Конспект урока по русскому языку в 1 классе: "Письмо строчной буквы В"(Планета знаний)
Урок формирования УУД учащихся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Глагол. Обобщающий урок." УМК "Планета знаний"
На уроке в игровой форме обощается изученный материал о глаголу: правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спр, глаголы-исключения....
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе, УМК «Планета знаний».
«Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением. Написание названия птиц....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Планета знаний". Тема: "Правописание Ь после шипящих в глаголах и существительных женского рода"
Используя разнообразные задания на примере пословиц обучающиеся закрепляют знания о грамматической роли Ь в глаголах после шипящих и существительных женского рода....
конспект урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы" по программе "Школа России"...