Конспект урока русского языка для 4 класса "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кирсанова Надежда Николаевна

Данный урок подготовлен по УМК системы Л.В. Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Урок русского языка по теме «Глагол как часть речи»

(3 класс)

УМК система « Л.В.Занкова».

Подготовила:
Кирсанова Надежда Николаевна, учитель начальных классов

первой квалификационной категории.

                                                            Тамбов

2018 год

Тема: «Глагол как часть речи»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

 Цель: развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, проверить прочность усвоения навыка.

Задачи:

Образовательные: научить находить глаголы в тексте, выявить роль глагола в тексте.

Развивающие: активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развивать коммуникативные качества учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе, воспитывать любовь к природе.

             УУД

1.Личностные:

- формирование желания выполнять учебные действия.

2.Познавательные:

- способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- поиск и выделение необходимой информации.

3.Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование умения объяснять свой выбор, аргументировать;

- формирование умения работать в группах.

4.Регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 3кл., Н.В. Нечаева. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012г., рабочая тетрадь.

Оборудование и материалы для урока:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация;

- раздаточный материал для парной и индивидуальной работы;

- сигнальные карточи.

Ход урока:

1.Организационный момент.

1)Вводно-мотивационный настрой.

Учитель:

- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.

 -  Ребята, с нашим классом  очень хотят познакомиться  гости, которые будут наблюдать за нашей работой.

- Прозвенел уже звонок,

  Начинается урок.

  А теперь все повернитесь,

  И друг другу улыбнитесь.

  Улыбнитесь мне, гостям

  И садитесь по местам.

2)Психологический настрой.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

- Оцените, с каким настроением вы пришли на урок.

- Поднимите карточку, которая выражает ваше настроение.

(Солнышко или тучка)

2.Минутка чистописания.

- А отправимся мы сегодня в лес.

- Но сначала подготовим наши руки и пальчики к письму.

(Пальчиковая гимнастика.)

- Руки поставьте на локти, разминаем пальцы.

Ученики:

- Пальцы делают зарядку,

  Чтобы меньше уставать.

  А потом они в тетрадке

  Будут буковки писать.

Учитель:

- Ребята, посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведём минутку чистописания. Заглавные буквы – это стройные деревья, строчные – широкие кустарники.

   лЛл     ЛлЛ      мМм     МмМ

  ЛМЛ    лмл      МЛМ     млм

- Давайте вспомним, какие это буквы?

(Звонкие согласные.)

- Откроем тетради, запишем дату, классная работа, третьей строкой нужно написать и продолжить ряд прописных и заглавных букв л Л, м М.

- Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв. Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Правильное письмо зависит от осанки.

- Кто выполнит задание, руку на внимание.

3.Актуализация изученного .

- Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов:

в, извилистая, уводит, тропинка, лес

- Запишите это предложение.

Извилистая тропинка уводит в лес.

- Разберите по членам предложения.

- В каком из существительных есть орфограмма? Какая? Как можно проверить?

4.Открытие нового знания.

1) Введение в тему урока.

- Ребята, как надо вести себя в лесу?

- Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли: « кричать, мусорить, слушать, смотреть …».

- На какой вопрос они отвечают?

- Они любят рассказывать о какой части речи, когда мы задаём такие вопросы? Правильно, об именах существительных. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словами « что делать? иначе ответа не получишь. Вот  такие деловые  эти слова – глаголы.)  »

- Что обозначают эти слова?

- Как называются эти слова?  (Глаголы)

- Значит, какая же тема нашего урока? (Глагол как часть речи.)

2)Формулирование темы урока.

- А вам знакома эта часть речи?

- Тогда, может быть, нам не надо её изучать?

- Какую цель мы должны поставит перед собой, чтобы наша работа была полезной? (Расширить свои знания о глаголе. Узнать о них побольше.)

- Правильно. Мы будем наблюдать над тем, какую роль выполняют глаголы в нашей речи и узнаем о том, что значение слова ГЛАГОЛ несколько шире известного вам.

- Можно ли идти, бежать, лететь не совершая действий? А теперь представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

- Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью глаголов.

3)Инсценировка стихотворения.

- А помогут нам  ваши товарищи. Они приготовили прочтение наизусть стихотворения  И.Мазнина .

Походили, поболтали,

Посидели, помолчали,

Оглянулись – утра нет,

Наступил уже обед!..

Пообедали

И встали,

Повстречались,

Побежали,

Погонялись за котом,

Посмеялись.

А потом –

Распрощаться не успели,

 Как уже лежим в постели:

Светит звёздочка в окно,

На дворе –

Темным – темно.

Дня как будто не бывало,

А гуляли очень мало!..

- О чём это стихотворение?

- Зачем автору потребовалось такое количество глаголов и именно с приставкой по-?

- Прочитаем статью из Словаря русского языка в учебнике на стр.136

4)Работа со словарём. Словарь русского языка.

Одно из значений приставки по - :

при образовании глаголов обозначает совершение действия в течение некоторого , чаще непродолжительного , времени.

Например: попрыгать, поспать.

- Кто совершал действия, описанные в стихотворении: один или два, несколько? Что подсказало ответ?

(Для обозначения действия двух или нескольких предметов у  глагола есть форма множественного числа.)

5.Физминутка.

- А теперь все вместе подвигаемся.

- Один ученик  у доски будет выполнять действия, которые я буду называть, а вы за ним повторять.

Ученик:     хлопает (показывает)

                    топает (показывает)

                 поднимает руку (показывает)

                 кивает головой (показывает)

                 мечтает

                 злится

- Значит, глаголы обозначают не только действие предмета, но и его состояние.

5)Лексическое значение слова ГЛАГОЛ.

- Почему же эта часть речи получила такое  название?

- Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово?

- Послушайте своего товарища.

В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово, речь.

Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.

Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Из словаря В.И. Даля: « Слово, речь. Часть речи, разряд слова, выражающих действие, состояние.»

Из словаря Ожегова: « Глаголить  – говорить. Разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно.»

В древности были ещё слова с тем же корнем, например, Глаголица  – одна из древнеславянских азбук.

- По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

6)Самостоятельная работа.

- Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей: волк, заяц, лиса, ёж, дятел, медведь.

- Есть ли среди этих слов словарные слова? (Заяц, медведь)

- Какую орфограмму надо запомнить в написании этих слов?

- Подберите к ним подходящие глаголы.

- Подберите и запишите  к существительному больше слов со значением действия.

- Что для этого нужно сделать?

(Поставить вопрос. Представить картину.)

1 ряд – слово  заяц

2 ряд – слово медведь

3 ряд – слово лиса

1 ученик у доски, слово снежок (что делает?)  идёт, падает, летит, кружится,  

- Ребята, проверьте своего товарища. Если вы согласны – покажите зелёный цвет, если нет – красный.

7)Работа в паре. Отличие глагола от других частей речи.

- Прочитайте. Как называются слова каждой группы?

- Найдите глаголы. Подчеркните их.

1) зелёный, зелень, зеленеет

2) старичок, старый, стареет

3) петь, пение, певец

4) звон, звонит, звонкий

- Как отличить глаголы от других частей речи?

6.Гимнастика для глаз.

- Чтобы глаза ваши не уставали и правильно  находили  глаголы  проведём гимнастику для глаз.

8)Работа с текстом.

- Кроме разных обитателей в лесу живёт Старичок - лесовичок.

- Прочитайте  текст о нём и выпишите из него глаголы.

Однажды Старичок – лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева  кто- то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.

Самопроверка.

- Сколько глаголов написали?

9) Работа в группах.

- Образуйте группы.

- Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи?

- Чтобы ответить на этот вопрос  прочитайте внимательно текст.

Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки  вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка.

- Что удивило?

- Полностью понятен смысл текста?

 ( Нет. В тексте нет действий, он неживой.)

- «Оживите» картину, добавив в каждое предложение действие.

Проверка текстов:

Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают  вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка.

- Какую же роль выполняют глаголы?

(Глаголы «оживляют» картину: передают точно все действия и события)

10)Работа по учебнику. Упр.231.

- Ребята, мы должны определить, в  каком типе речи чаще употребляются глаголы?

- Прочитаем начало сказки Т. Александровой.

- Здесь из 31 слова один глагол! Найдите его.

Между двумя холмами, на берегу речки Безымянки, есть небольшая деревенька. Домики в этой деревушке маленькие, деревянные, на теремки похожи. Оконца в них резные, ворота расписные, на каждой крыше деревянный петушок. Загляденье!

- Слова  каких частей речи преобладают в этом отрывке? Почему?

( Преобладают имена существительные и прилагательные, потому что тип текста описание. Глаголы чаще употребляются в повествовании.)

- Почему в этой деревеньке домики «загляденье»?

7.Подведение итогов.

- Ребята, выполнив  сегодня задания на уроке, вы нашли для себя что-то новое, очень нужное.

- Что нового узнали о ГЛАГОЛЕ?

- Какова же роль глаголов в нашей речи?

( Важны при построении предложения, для передачи какого либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного.)

- Что особенно интересного было на уроке?

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Разноуровневые задания.

1 уровень.

- Определить, к какой части речи относятся слова?

День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень.

- Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его  часть речи и подпиши.

1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.

2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.

3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень.

- Образуй от данных  имён существительных   однокоренные  слова, являющиеся именем  прилагательным и глаголом.

Веселье - ……,  …… .

Шум - ……,  …….. .

Лес - ……..,   ……… .

- Как вы подбирали однокоренные слова?

9.Рефлексия.

- Оцените свою работу. (Легко – нарисовать на полях зелёный кружок, немного затруднялся – наполовину зелёный и красный, сложно – красный кружок).

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс

Цели урока:    1. Образовательная: формировать понятие  об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...

Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, са...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....

Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"

Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"....

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Части речи. Имя прилагательное.".

Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России" на тему "Части речи. Имя прилагательное." построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке примен...

Конспект урока русского языка. Тема: «Глагол как часть речи»

Цель деятельности учителя: -формирование понятия о глаголе как части речи.Планируемые результаты:         Предметные: ...