Конспект урока русского языка для 4 класса "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Данный урок подготовлен по УМК системы Л.В. Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_kirsanovoy_n.n._glagol_kak_chast_rechi_4_kl.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Урок русского языка по теме «Глагол как часть речи»
(3 класс)
УМК система « Л.В.Занкова».
Подготовила:
Кирсанова Надежда Николаевна, учитель начальных классов
первой квалификационной категории.
Тамбов
2018 год
Тема: «Глагол как часть речи»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель: развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, проверить прочность усвоения навыка.
Задачи:
Образовательные: научить находить глаголы в тексте, выявить роль глагола в тексте.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развивать коммуникативные качества учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе, воспитывать любовь к природе.
УУД
1.Личностные:
- формирование желания выполнять учебные действия.
2.Познавательные:
- способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- поиск и выделение необходимой информации.
3.Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование умения объяснять свой выбор, аргументировать;
- формирование умения работать в группах.
4.Регулятивные:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 3кл., Н.В. Нечаева. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012г., рабочая тетрадь.
Оборудование и материалы для урока:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация;
- раздаточный материал для парной и индивидуальной работы;
- сигнальные карточи.
Ход урока:
1.Организационный момент.
1)Вводно-мотивационный настрой.
Учитель:
- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.
- Ребята, с нашим классом очень хотят познакомиться гости, которые будут наблюдать за нашей работой.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
2)Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
- Оцените, с каким настроением вы пришли на урок.
- Поднимите карточку, которая выражает ваше настроение.
(Солнышко или тучка)
2.Минутка чистописания.
- А отправимся мы сегодня в лес.
- Но сначала подготовим наши руки и пальчики к письму.
(Пальчиковая гимнастика.)
- Руки поставьте на локти, разминаем пальцы.
Ученики:
- Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Учитель:
- Ребята, посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведём минутку чистописания. Заглавные буквы – это стройные деревья, строчные – широкие кустарники.
лЛл ЛлЛ мМм МмМ
ЛМЛ лмл МЛМ млм
- Давайте вспомним, какие это буквы?
(Звонкие согласные.)
- Откроем тетради, запишем дату, классная работа, третьей строкой нужно написать и продолжить ряд прописных и заглавных букв л Л, м М.
- Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв. Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Правильное письмо зависит от осанки.
- Кто выполнит задание, руку на внимание.
3.Актуализация изученного .
- Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов:
в, извилистая, уводит, тропинка, лес
- Запишите это предложение.
Извилистая тропинка уводит в лес.
- Разберите по членам предложения.
- В каком из существительных есть орфограмма? Какая? Как можно проверить?
4.Открытие нового знания.
1) Введение в тему урока.
- Ребята, как надо вести себя в лесу?
- Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли: « кричать, мусорить, слушать, смотреть …».
- На какой вопрос они отвечают?
- Они любят рассказывать о какой части речи, когда мы задаём такие вопросы? Правильно, об именах существительных. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словами « что делать? иначе ответа не получишь. Вот такие деловые эти слова – глаголы.) »
- Что обозначают эти слова?
- Как называются эти слова? (Глаголы)
- Значит, какая же тема нашего урока? (Глагол как часть речи.)
2)Формулирование темы урока.
- А вам знакома эта часть речи?
- Тогда, может быть, нам не надо её изучать?
- Какую цель мы должны поставит перед собой, чтобы наша работа была полезной? (Расширить свои знания о глаголе. Узнать о них побольше.)
- Правильно. Мы будем наблюдать над тем, какую роль выполняют глаголы в нашей речи и узнаем о том, что значение слова ГЛАГОЛ несколько шире известного вам.
- Можно ли идти, бежать, лететь не совершая действий? А теперь представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.
- Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью глаголов.
3)Инсценировка стихотворения.
- А помогут нам ваши товарищи. Они приготовили прочтение наизусть стихотворения И.Мазнина .
Походили, поболтали,
Посидели, помолчали,
Оглянулись – утра нет,
Наступил уже обед!..
Пообедали
И встали,
Повстречались,
Побежали,
Погонялись за котом,
Посмеялись.
А потом –
Распрощаться не успели,
Как уже лежим в постели:
Светит звёздочка в окно,
На дворе –
Темным – темно.
Дня как будто не бывало,
А гуляли очень мало!..
- О чём это стихотворение?
- Зачем автору потребовалось такое количество глаголов и именно с приставкой по-?
- Прочитаем статью из Словаря русского языка в учебнике на стр.136
4)Работа со словарём. Словарь русского языка.
Одно из значений приставки по - :
при образовании глаголов обозначает совершение действия в течение некоторого , чаще непродолжительного , времени.
Например: попрыгать, поспать.
- Кто совершал действия, описанные в стихотворении: один или два, несколько? Что подсказало ответ?
(Для обозначения действия двух или нескольких предметов у глагола есть форма множественного числа.)
5.Физминутка.
- А теперь все вместе подвигаемся.
- Один ученик у доски будет выполнять действия, которые я буду называть, а вы за ним повторять.
Ученик: хлопает (показывает)
топает (показывает)
поднимает руку (показывает)
кивает головой (показывает)
мечтает
злится
- Значит, глаголы обозначают не только действие предмета, но и его состояние.
5)Лексическое значение слова ГЛАГОЛ.
- Почему же эта часть речи получила такое название?
- Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово?
- Послушайте своего товарища.
В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово, речь.
Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.
Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.
Из словаря В.И. Даля: « Слово, речь. Часть речи, разряд слова, выражающих действие, состояние.»
Из словаря Ожегова: « Глаголить – говорить. Разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно.»
В древности были ещё слова с тем же корнем, например, Глаголица – одна из древнеславянских азбук.
- По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.
6)Самостоятельная работа.
- Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей: волк, заяц, лиса, ёж, дятел, медведь.
- Есть ли среди этих слов словарные слова? (Заяц, медведь)
- Какую орфограмму надо запомнить в написании этих слов?
- Подберите к ним подходящие глаголы.
- Подберите и запишите к существительному больше слов со значением действия.
- Что для этого нужно сделать?
(Поставить вопрос. Представить картину.)
1 ряд – слово заяц
2 ряд – слово медведь
3 ряд – слово лиса
1 ученик у доски, слово снежок (что делает?) идёт, падает, летит, кружится,
- Ребята, проверьте своего товарища. Если вы согласны – покажите зелёный цвет, если нет – красный.
7)Работа в паре. Отличие глагола от других частей речи.
- Прочитайте. Как называются слова каждой группы?
- Найдите глаголы. Подчеркните их.
1) зелёный, зелень, зеленеет
2) старичок, старый, стареет
3) петь, пение, певец
4) звон, звонит, звонкий
- Как отличить глаголы от других частей речи?
6.Гимнастика для глаз.
- Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы проведём гимнастику для глаз.
8)Работа с текстом.
- Кроме разных обитателей в лесу живёт Старичок - лесовичок.
- Прочитайте текст о нём и выпишите из него глаголы.
Однажды Старичок – лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева кто- то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.
Самопроверка.
- Сколько глаголов написали?
9) Работа в группах.
- Образуйте группы.
- Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи?
- Чтобы ответить на этот вопрос прочитайте внимательно текст.
Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка.
- Что удивило?
- Полностью понятен смысл текста?
( Нет. В тексте нет действий, он неживой.)
- «Оживите» картину, добавив в каждое предложение действие.
Проверка текстов:
Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка.
- Какую же роль выполняют глаголы?
(Глаголы «оживляют» картину: передают точно все действия и события)
10)Работа по учебнику. Упр.231.
- Ребята, мы должны определить, в каком типе речи чаще употребляются глаголы?
- Прочитаем начало сказки Т. Александровой.
- Здесь из 31 слова один глагол! Найдите его.
Между двумя холмами, на берегу речки Безымянки, есть небольшая деревенька. Домики в этой деревушке маленькие, деревянные, на теремки похожи. Оконца в них резные, ворота расписные, на каждой крыше деревянный петушок. Загляденье!
- Слова каких частей речи преобладают в этом отрывке? Почему?
( Преобладают имена существительные и прилагательные, потому что тип текста описание. Глаголы чаще употребляются в повествовании.)
- Почему в этой деревеньке домики «загляденье»?
7.Подведение итогов.
- Ребята, выполнив сегодня задания на уроке, вы нашли для себя что-то новое, очень нужное.
- Что нового узнали о ГЛАГОЛЕ?
- Какова же роль глаголов в нашей речи?
( Важны при построении предложения, для передачи какого либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного.)
- Что особенно интересного было на уроке?
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Разноуровневые задания.
1 уровень.
- Определить, к какой части речи относятся слова?
День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень.
- Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень.
- Образуй от данных имён существительных однокоренные слова, являющиеся именем прилагательным и глаголом.
Веселье - ……, …… .
Шум - ……, …….. .
Лес - …….., ……… .
- Как вы подбирали однокоренные слова?
9.Рефлексия.
- Оцените свою работу. (Легко – нарисовать на полях зелёный кружок, немного затруднялся – наполовину зелёный и красный, сложно – красный кружок).
- Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс
Цели урока: 1. Образовательная: формировать понятие об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...
Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.
Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, речи, са...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языкаТема: СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....
Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"
Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"....
Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Части речи. Имя прилагательное.".
Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России" на тему "Части речи. Имя прилагательное." построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке примен...
Конспект урока русского языка. Тема: «Глагол как часть речи»
Цель деятельности учителя: -формирование понятия о глаголе как части речи.Планируемые результаты: Предметные: ...