Предмет: Обучение грамоте Тема: : Согласные твёрдые и мягкие. Класс: 1
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Грибанова Татьяна Анатольевна

Технологическая карта урока

Предмет: Обучение грамоте

Тема: : Согласные твёрдые и мягкие.

Класс:  1 А, учитель Грибанова Татьяна Анатольевна

УМК (авторы):  «Гармония»: Соловейчик М.С., Бетенькова

Тип урока: Открытия нового знания

Образовательная цель: Наблюдать  за звуками, уметь их распознавать.Учиться

составлять звуковые схемы.

Развивающая цель: развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление); развивать эмоциональную сферу; развивать коммуникативные умения; развивать фонематический слух; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и др).

Воспитательная цель: воспитывать культуру поведения при разных видах работы

(фронтальной, индивидуальной, в парах,), воспитывать аккуратность

Педагогические технологии (техники): Проблемное обучение.

Методы обучения: Частично - поисковый; беседа; работа с учебником.

Средства обучения: Букварь Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова 1 класс презентация   к уроку, аудиозапись, учебное пособие для составления звуковых схем

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, парная,

индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные:

Личностные

-давать характеристику гласных и согласных звуков;

 -проводить звуко-буквенный анализ слова.

-правильно называть буквы русского алфавита;

-объяснять лексическое значение слова;

- прогнозировать содержание текста по заголовку;

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов; 

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-составлять ответы на вопросы;  

-в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

-на основе анализа и сравнения группировать языковый материал;

-видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-соотносить изучаемый материал с собственным опытом;

Коммуникативные УУД:

-адекватно реагировать на обращение учителя;

-использовать в общении правила вежливости;

-участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре)

-иметь представление о возможности договориться, приходить к общему решению;

Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

- положительное отношение к процессу познания;

- проявлять понимание своей успешности при изучении темы;

-знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;

-иметь представление  причинах успеха  в учёбе;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obucheniyu_gramote.docx65.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Обучение грамоте

Тема: : Согласые твёрдые и мягкие.

Класс:  1 А, учитель Грибанова Татьяна Анатольевна

УМК (авторы):  «Гармония»: Соловейчик М.С., Бетенькова 

Тип урока: Открытия нового знания

Образовательная цель: Наблюдать  за звуками, уметь их распознавать.Учиться

составлять звуковые схемы.

Развивающая цель: развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление); развивать эмоциональную сферу; развивать коммуникативные умения; развивать фонематический слух; развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и др).

Воспитательная цель: воспитывать культуру поведения при разных видах работы

(фронтальной, индивидуальной, в парах,), воспитывать аккуратность

Педагогические технологии (техники): Проблемное обучение.

Методы обучения: Частично - поисковый; беседа; работа с учебником. 

Средства обучения: Букварь Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова 1 класс презентация   к уроку, аудиозапись, учебное пособие для составления звуковых схем

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, парная,

индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные:

Личностные

-давать характеристику гласных и согласных звуков;

 -проводить звуко-буквенный анализ слова.

-правильно называть буквы русского алфавита;

-объяснять лексическое значение слова;

- прогнозировать содержание текста по заголовку;

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов; 

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-составлять ответы на вопросы;  

-в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

-на основе анализа и сравнения группировать языковый материал;

-видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-соотносить изучаемый материал с собственным опытом;

Коммуникативные УУД:

-адекватно реагировать на обращение учителя;

-использовать в общении правила вежливости;

-участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре)

-иметь представление о возможности договориться, приходить к общему решению;

Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

- положительное отношение к процессу познания;

- проявлять понимание своей успешности при изучении темы;

-знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;

-иметь представление  причинах успеха  в учёбе;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

1.Орг. этап.

Эмоциональный настрой. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, у нас сегодня гости, повернитесь, поздоровайтесь кивком головы. А теперь посмотрите все на меня.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Прослушивания аудиозаписи «Звуки природы»

ЗВУКАРИК

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной...
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину...
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.

Рёв слонов и мух жужжанье,
Топот, свист, мычанье, ржанье -
Звуки эти на заре
Я услышал во дворе. (читаю на фоне)

-Что только, что слушали, как одним словом назвать.

- О чём же мы с вами будем говорить на уроке.

-Каким значком мы обозначаем ЗВУК.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, высказывают свои предположения.

Обсуждение с детьми наличие звуков, чьи звуки, кому принадлежат?

Это звуки природы.

ЗВУКИ

На доске появляется слово

ЗВУКИ

квадратиком

- Каким вы видите сегодняшний урок? Формула удачи, улыбка, настроение, вера в себя, результат.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь, если будете внимательными и собранными. Я приготовила для вас сюрприз.

2.Актуализация раннее полученных знаний

Организует диалог с обучающимися, в результате которого проводится повторение пройденного материала.

Мы продолжим знакомиться с секретами согласных звуков.   Мы узнаем, какими они могут быть ещё.  Наблюдать  за звуками, уметь их распознавать. Учиться составлять звуковые схемы.

Но сегодня на уроке главными будут согласные звуки, секрет этих звуков мы и будем раскрывать.

Гласные и согласные

Внутри квадратика-кружок.

Свободно, без преград, рот широко открыт. (стих)

Среди гласных выделяются ударные (с большей силой голоса) и безударные.

Значок ударение и зелёная точка под  безударным звуком.

Согласные.

В квадратике черта серого цвета.

Произношением

С преградой со стороны органов речи: губ, зубов, языка. (стих)

Давайте вспомним на какие две группы можем разделить звуки? (открываю схему постепенно))

-Каким значком обозначаем гласные звуки?

-Как произносим гласные звуки? –

-Что ещё мы знаем про гласные звуки?

-Какое обозначение имеют гласные ударные и безударные.

-Как называется вторая группа звуков?

-Каким значком обозначаем согласный звук?

-Чем отличаются согласные от гласных?

- Посмотрите на схему.

Про какие звуки знаем больше?

3.Постановка темы и цели урока.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Работает с презентацией

Демонстрация СЛАЙД 1

Демонстрация СЛАЙД 2

Демонстрация СЛАЙД 3

Ответы детей.

В этом слове 3 звука.

Ответы детей.

Дети произносят слова несколько раз.

 И слышат, что первые звуки в словах произносятся по-разному.

Согласные звуки твёрдые и мягкие.

Картинка   ЛУК

-Какой предмет изображён? Хором.

Медленно

-Определите, сколько звуков в этом слове?

                                  2 схемы

 

-Какая из данных схем соответствует к слову? Почему?  

-На каком месте гласный звук? (в середине)                                            

Обозначаю гласный звук – кружком.

-Первый и последний звуки, какие? (согласные)

-Почему?

Обозначить согласные звуки серыми чертами.

СЛАЙД 2

Картинка   ЛЮК

-Какой предмет изображён? Хором.

Медленно.

-Определите, сколько звуков в этом слове?

                                  2 схемы

Какая из данных схем соответствует к слову? Почему?

-На каком месте гласный звук? ( в середине)                                              

Обозначаю гласный звук – кружком.

-Первый и последний звуки, какие? (согласные)

-Почему?

Обозначить согласные звуки серыми чертами.

У вас на столах листочки с 2 схемами:

Давайте займёмся исследованием звуков.

СЛАЙД 3

Картинки ЛУК и ЛЮК.

Как мы произносим первый звук в слове ЛУК? (твёрдо), значит он какой ТВЁРДЫЙ.

А в слове ЛЮК? (мягко), значит он МЯГКИЙ.

-Значит в первом слове звук Л- твёрдый; а во втором слове звук Л- мягкий.

-Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

Повторим хором ТЕМУ урока

Составляют

звуковую структуру слова.

Физминутка

Выполняют упражнения, задаваемые учителем

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5..Первичное проверка понимания.

Дети составляют на местах.

Двое у доски

Делают вывод

-Мы знаем, что согласный звук обозначается серой чертой. А вот как нам обозначить согласный ТВЁРДЫЙ и согласный МЯГКИЙ и с чем сравнить. Мы узнаем.

Согласный ТВЁРДЫЙ МЫ ОБОЗНАЧИМ- чёрной чертой; и сравним с твёрдой кроваткой.

Согласный МЯГКИЙ МЫ ОБОЗНАЧИМ –двумя чёрными чертами, это будет обозначать, что мы с вами на кроватку положили матрасик, стало мягче.

Вот теперь , зная обозначения согласных: мягкого и твёрдого, дополним  звуковые схемы.

Сравниваем.

Делаем вывод . При разном произношении слов, схемы – разные.

Давайте эти знания мы положим в учебники.

. Физминутка.

Выполняют движения за учителем.

Буратино

6.Первичное закрепление новых знаний.

Работа с сигнальными карточками.

Составляют звуковые схемы на местах.

Соотнесение слов и схем.

Работа в парах. По одному учебнику.

Чтобы вы были внимательными, и усвоили те знания, которые даются на уроке.

1.Игра «Поймай звук»

-У вас на партах – сигнальные карточки. С одной стороны одна черта, с другой две!

-Что они обозначают?  Ещё раз повторим.

-Научились ли вы хорошо слышать согласные звуки и различать твёрдые и мягкие, я сейчас проверю.

 Поиграем в игру «Поймай звук».

-Я буду показывать картинку, а вы определяете с какого звука начинается слово,если слово начинается с твёрдого звука ( одна черта), с мягкого, то тогда (две ).

Хором произносят  и определяют самостоятельно.

Возможные  картинки: лось, волк, лиса, лимон, лев,

 

Определите лишнее слово, по какому признаку? (лимон, волк)

ЛИМОН- Фрукт

ВОЛК- Первая буква В, остальные слова начинаются с буквы ЭЛЬ.

2.Работа с учебником с.46  

Работаем с ТРЕТЬЕЙ группой слов.

Используя значки-задания, определите какое задание нам необходимо выполнить?

Произнесите   каждую пару слов  и определите  к какой схеме подходит.

-Давайте составим схемы ко второй паре слов.

МИШКА   МЫШКА

Составьте предложение со второй парой слов.

Как вы думаете, чтобы вам пожелал Мишка? А Мышка?

7.Подведение итога

А почему ни все встали?

Играют в игру «Имена»

Вот это мы сейчас и проверим КАКИЕ ВЫ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ.

Игра «Имена»

Встаньте те дети у которых имя начинается с твёрдого согласного;

С мягкого согласного?

А почему ни все встали?

8.Рефлексия

Дает начало фраз, предлагает закончить, оценив полученную информацию и свою работу на уроке

Заканчивают фразы, оценив свою работу и полученные знания на уроке

Продолжите предложения:

Сегодня я научился…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Я расскажу дома о…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки и буквы гласные, согласные,твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

Дидактические игры развивающие  у детей  умение различать буквы гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, гласные, обозначающие один звук и два звука, парн...

УМК «Школа России».Предмет "Обучение грамоте". «Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г\' ]

Тема урока « Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г\' ]Знакомство с новыми звуками и буквами."Путешествие с мудрым гномом"Комбинированный урок.Формы работы учащихся: парная, самостоятельная, дифференци...

согласный твёрдый звук ж

1 класс обучение чтению пнш...

Конспект урока для 1-го класса по предмету "Обучение грамоте" (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин) на тему "Знакомство с согласными звуками [п], [п\'] и буквами П, п"

Данный конспект урока используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «П», согласными звуками, формирует ценностное отношение к т...

Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.

Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью  буквы Ь....

Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...