Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку

Доклад по теме "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

   В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.

     Ведущее место в системе общего образования занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством

межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

     Как сказал Петр Андреевич Вяземский: «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас.»
  В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально — ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

     Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

     Русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.

     

     Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:1)регулятивный; 2)коммуникативный; 3)познавательный; 4) личностный .

 Регулятивные универсальные учебные действия 

обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

     

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

·        «преднамеренные ошибки»;

·        поиск информации в предложенных источниках;

·        взаимоконтроль

·        взаимный диктант

·        диспут

·        заучивание материала наизусть в классе

·        «ищу ошибки»

     Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урокавозможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

 
  При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом.

     Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, словарный диктант одноклассника.

   

Часто использую на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать,  учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:

1. Предупредительный.

2. Объяснительный.

3. Диктант с обоснованием.  

Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать.

4. Диктант с постукиванием (не контрольный).

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

5. Диктант «Проверяю себя».

Это один из вариантов письма «с дырками». Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе.

6. Диктант «Найди слова».  

Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.

7. Выборочный диктант.

Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.

8. Самодиктант.  

Это вид диктанта, при котором:

- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

9. «Диктант за робота».  

Детям предлагается написать диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так:

Пишу букву, т.к. могу доказать. Не пишу букву, т.к. не могу доказать.  

лёд (ледяной) жит . ль

за горой (горы) козл . к

пятёрку (пять) за мор . м

10. Диктант-игра «Кто больше запомнит».  

11. Зрительный диктант.  

Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.

12. Знаковые диктанты.

Использую данные диктанты в своей работе, т.к. они позволяют экономить время.

Например, при изучении темы «Части речи» диктую детям слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро и т. д.  

У учеников в тетрадях:

С, Г, Ч, П, Н, … .

Какографические упражнения.  

Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки. На уроках используем карточки с напечатанными какографическими текстами. Дети не только должны найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова, в которых они допущены, в нужный столбик и оценить себя.

   Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».  

Большинство педагогов проводят рефлексию в конце урока, и этот этап перекликается с подведением итогов. Проводится обсуждение качества работы, каждый старается оценить свой вклад на пути к достижению поставленной цели, свою целенаправленную активность, эффективность работы класса в целом. Обучая этому приему, мы можем использовать «памятку рефлексии», сделанную заранее. Обучающиеся могут опираться на фразы из памятки, например:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Это значительно облегчает работу обучающихся, но этим приемом не стоит злоупотреблять, так как нам необходимо развивать речь учеников. А учащиеся могут следовать алгоритму, при этом не составляя целостного рассказа.

Очень интересный прием предложил доктор Эдвард де Боно. Суть этого приема заключается в том, что ученики делят лист бумаги на три колонки «Плюс», «Минус» и «Интересно». В первой колонке ребенок записывает то, что ему понравилось на уроке и то, что у него получилось, во вторую колонку он пишет все, что у него не получилось, возможно, опишет те моменты, когда ему было скучно, а в третьей колонке записываются интересные ситуации на уроке или то, что он бы хотел видеть. Данный прием интересен, он способствует развитию письменной речи, выработке каллиграфического почерка, развитию умения строить сложные предложения.

     Многие ученики в начальной школе любят рисовать, поэтому можно дать задание в конце урока, нарисовать свое настроение. Возможно, дети нарисуют смайлы, это творческое задание, но тем не менее следует внимательно проследить за выполнением задания.

Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.                                                                                                          

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
  • извлечь нужную информацию (полно или частично),
  • проникнуть в смысл высказывания - слушание;
  • навыков изучающего чтения;
  • умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;
  • умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
  • составлять план, пользоваться различными типами речи,
  • строить высказывание в определенном стиле,
  • отбирать языковые средства,
  • совершенствовать высказывание - письмо, говорение

            Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность, на уроках русского языка,  формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

    Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре или групповая работа. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Очень широко в учебниках представлены задания для выполнения в парах и группах, используются различные игровые ситуации, в которых дети учатся правилам общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность высказывать свою точку зрения.

    Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.

   Здесь можно привести пример деятельности детей, приводящей к развитию коммуникативных УУД: ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.

Плюсы использования групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД:

1. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.

2. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты.

3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.

4. Знания усваиваются лучше.

5. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

      Для данных видов работы ребята выработали свои правила:
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте.
2. Вы уважаете мнение каждого участника.
3. Шум может быть только рабочим.

Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия. Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных логических действий: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей.

     Для этого:
1.На уроках русского языка широко использую различные
символы, схемы, таблицы, алгоритмы.

2.Ещё одним эффективным средством считаю работу со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.  Хорошо, когда словарей в классе много и они представлены не только в учебниках, но и отдельными изданиями. В 3 (4) классе необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет.

Личностные УУД 

1.Работа над проектами.Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику:

     Например, можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

1. Запиши слово, поставь ударение.

2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

3. Отметь, где написание расходится с произношением.

4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

5. Составь предложение со словом.

6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.

2.Творческие задания на уроках.
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично.
1. Написать мини-сочинение.
2. Придумать загадку, четверостишье
3.Составить тест, кроссворд

4. Допиши начало (середину, конец, рассказа).

   На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, учитель вместе с детьми (а вернее дети с помощью учителя) дает нравственную оценку содержанию этих упражнений (дети определяют идею данных текстов).

   Предмет «Русский язык воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.

   

     Я думаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Когда возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Стрелецко - Высельский филиал МОУ «Михайловская СОШ№2»

Формирование

УУД

на уроках русского языка

в начальной школе

                                     

                                                                        Бурукина  Г. В.

                                                                        Шмелева Н. Н.

2018


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Слайд 2

Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас Петр Андреевич Вяземский

Слайд 3

универсальные учебные действия регулятивные коммуникативные познавательные личностные

Слайд 4

Регулятивные УУД целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата п рогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик к онтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном к оррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном о ценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению с аморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Слайд 5

Этап «Рефлексия» Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… я смог… Я пробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 6

Коммуникативные УУД у мение понять тему сообщения, логику развития мысли у мение и убеждать, и уступать с пособность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора у мение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в спорных обстоятельствах у мение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение у мение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию способность брать на себя инициативу в организации совместного действия о существлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания

Слайд 7

Работа в парах и группах

Слайд 8

Познавательные УУД Общеучебные - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели - поиск и выделение необходимой информации - структурирование знаний - осознанное построение речевого высказывания - постановка и формирование проблемы Логические - анализ объектов с целью выделения признаков - синтез – составление целого из частей - выбор критериев для сравнения, классификации объектов - подведение под понятия, выведение следствий - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждений - доказательство - выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблем - формирование проблемы -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 9

Личностные УУД действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом «какое значение, смысл имеет для меня учение» и находить на него ответ д ействие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Слайд 10

Наши достижения

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах? В материале описаны этапы работы в паре по методике "Взаимный тренаж" на...

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

материал содержит презентацию и доклад на тему "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе...

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

В данном докладе, я постаралась раскрыть такую тему  как, формирование УУД на уроках русского языка в третьем классе....

«Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе».

В этой  работе  вы можете познакомиться с формами работы на уроке русского  языка...