Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
В данном докладе, я постаралась раскрыть такую тему как, формирование УУД на уроках русского языка в третьем классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД:
«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Подготовила: учитель начальных классов
Стренковская Валентина Францевна
МБОУ Вершининской НШ- Д/С
2017 год.
Формирование УУД на уроках русского языка в начальных классах
Основные требования ФГОС:
- системное развитие обучающихся и становление умения учиться.
- Формирование наряду с предметными умениями личностных и метапредметных УУД (универсальных учебных действий)
Термин УУД в широком значении означает «умение учиться». Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «умения учиться» ведёт к повышению эффективности образования в общем, и более гибкому и прочному усвоению знаний обучающимися.
Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навык, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.
Русский язык обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий
Слайд
Формирование у обучающихся личностных УУД
Личностные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование , т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
нравственная - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный и моральный выбор.
На уроках русского языка личностные УУД развиваю при помощи текстов, данных в учебнике, презентаций, карточек, пишем сочинения, изложения и т.д.
Предмет «Русский язык» воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.
Слайд
Приведу примерные виды заданий по формированию личностных УУД:
- участие в проектах, исследованиях
-мысленное воспроизведение картины, ситуации
-творческие задания
- подведение итогов урока
- самооценка событий, происшествий и др.
Формирование у обучающихся регулятивных УУД
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё не известно.
-планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
На уроках русского языка, мои ученики, находятся в обстановке творческого поиска, умственного напряжения.
Слайд
Приведу примерные виды заданий по формированию регулятивных УУД:
- Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробела букв, исправьте возможные ошибки
ВУКПРСАБАКАКАЖЮТР (собака)
МИДВЕДЬЙФБЫУЪЭТ (медведь)
- подчерки буквы мягких согласных звонких (случай, отец, жизнь)
- спиши предложения исправив ошибки и др.
(Подобные задания помогают формировать умение контроля и коррекции)
Формирование у обучающихся познавательных УУД
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Обшеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной целя;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структуирование знаний;
- осознанное и правильное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и усвоений действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров
- постановка и формулирование проблемы творческого и поискового характера.
Знаково- символические действия:
- моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- преобразование модели с цель. Выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделений признаков (существенных , несущественных)
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно следственных связей;
-построение логической цели рассуждений;
-доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Слайд
Приведу примерные виды заданий по формированию познавательных УУД:
- сравни и найди отличия (задаю иногда их количество)
- на что похоже?
- поиск лишнего
- лабиринты
- составление схем- опор
- работа с разного вида таблицами
- работа со словарями и др.
Формирование у обучающихся коммуникативных УУД
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
Умение слушать и вступать в диалог;
Участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов
-управление поведением партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
На уроках систематизации и обобщении знаний, мы работаем в парах, что позволяет развиваться коммуникативным УУД.
Приведу примерные виды заданий по формированию коммуникативных УУД:
- составь задание партнёру
- представь себя в роли учителя и составь задание для класса
- составь рассказ от имени героя
- составь рассказ от имени неодушевлённого предмета (например, от имени школьной парты, тетради, учебника русского языка, разделительного мягкого знака и т.п.
- отзыв на работу товарища и др.
Приведу пример ещё одного задания:
Каждое словосочетание замени одним словом с нужным суффиксом
Момент бросания мяча
Смелый человек
Любящий мечтатель
Детёныш орла
Берёзовая роща
Тот, кто любит шутить
Свойство доброго человека
(Формируем познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД)
В заключении своего доклада мне бы хотелось сказать: комплекс УУД должен формироваться одновременно с предметными умениями. Формирование комплекса УУД одновременно с предметными умениями обеспечивается деятельностным подходом к организации обучения.
Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом ( тем кого учат), а субъектом учебной деятельности ( тем кто учится)
Главная цель, которая стоит передо мной- научить обучающихся «умению учиться», обеспечить любому ребёнку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течении всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах? В материале описаны этапы работы в паре по методике "Взаимный тренаж" на...
Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.
Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...
Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
материал содержит презентацию и доклад на тему "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе...
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
материал для выступления...
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Доклад по теме "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе"....
«Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе».
В этой работе вы можете познакомиться с формами работы на уроке русского языка...