План конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Части речи. Имя существительное. Глагол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

           Открытый урок по русскому языку.

Тема урока: Части речи. Имя существительное. Глагол.

Цель урока:

 обучающие: обобщить и систематизировать знания о частях речи: глаголе, имени существительном.

 развивающие: развивать орфографическую зоркость, мыслительную и творческую деятельность учащихся, совершенствовать устную и письменную речь.

 воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка, самостоятельность, творческую активность.

Задачи:

-выражение собственного мнения учащегося, формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его, культура поведения в учебном диалоге.

-осуществление действия по образцу и заданному правилу, сохранение заданной цели, умение видеть ошибку и исправлять её, способность контролировать свою деятельность по результату, адекватное понимание оценки взрослого собеседника.

-формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке, создание условий для проявления способностей учащихся.

-формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность, оценка результатов своей деятельности.

Планируемые результаты.
Метапредметные:

 регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность;

коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в ходе парной и коллективной работы под руководством учителя, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;
познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах  и преобразовывать ее из одной формы в другую, строить рассуждения;

личностные: эмоциональность, умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.

Предметные результаты: 

- умение распознавать части речи;

- умение определять  морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;

- находить и различать части речи в предложениях и тексте.


Формы работы обучающихся: фронтальная, в паре, групповая

Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной работы, тест по теме «Части речи» (два варианта), таблица.

                                                    Ход урока.

1.Организационный момент

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- и для этого нам надо настроиться  на работу. Наши ушки будут слушать (массаж), наши глазки будут внимательно смотреть, наши пальчики будут красиво писать (массаж), наши головки будут хорошо думать (погладить по голове).

Работа в тетради: минутка чистописания.

2. Самоопределение деятельности.
Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в коробочку. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять. Ребята, помогите мне разделить их на группы ( коллективная работа).

Медведь, снег, даль, медвежий, веселье, удаляться, повеселиться, выбегать, беговой, одиннадцать, пятый, по-медвежьи, издалека, снежный, он, она, из, в, через, и, с.

- Я вам предлагаю эти слова разделить.

- Может разделить их на родственные слова?

Медведь - по-медвежьи, даль – удалиться - издалека, веселье - повеселиться, выбегать - беговой, снег - снежный, пятый-……

-Что-то не получается.

- А может надо разделить как-то по другому? (разделить на части речи).

Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место.

1) Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми

буквами написано «….». А как назывался город, догадайтесь сами. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

-Что они обозначают? (Предмет).

-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имя существительное).

2) Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.

-Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны.

-Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ?  ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Что они обозначают. (Действие).

Как зовут жителей этого домика? (Глаголы)

- как вы думаете, какова цель урока?

Цель: «Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Части речи».

- Кто знает, что такое «Обобщение» ???? , а «Систематизация»?????? Где мы можем найти ответ на этот вопрос???? (в толковом словаре, в Интернете…)

- Как можем обобщать?

Дети: Знать правила и уметь их применять

3. Работа по теме урока

- Сегодня на уроке вы не только покажете свои знания, но и проверите их прочность. Урок у нас сегодня не совсем обычный. Называется он урок-игра «Клуб знатоков»

Раунд 1.

Внимание: задание!

- Уважаемые знатоки! За годы учебы в начальной школе вы многое узнали об имени существительном. Покажите свои умения. Из предложенных мною слов найдите имена существительные, вставляя пропущенные буквы.

  1. Т_тради, т_традный.
  2. Уч_ник, уч_нические.
  3. К_р_ндашный, к_р_ндашик.
  4. Изл_жение, изл_жил.
  5. Кла__, однокла__ники.

В чем особенность этих слов? (проводится словарная работа)

- На какие 2 группы можно разбить эти существительные?

(Одушевленные и неодушевленные, в ед. ч. и во мн. ч.)

- Что общего у выписанных имен существительных? (Все они на тему «Школа»)

- А как нужно вести себя в школе?

-Составьте предложение, используя словарное слово, подчеркните в нем основу предложения (письменно).

Раунд 2.

- Уважаемые знатоки! В стихотворении А.С. Пушкина пропущены некоторые имена существительные. Вставьте пропущенные имена существительные и определите их род.

Унылая_______! Очей ______________!
Приятна мне твоя прощальная ___________-
Люблю я пышное природы________________,
В__________и  в__________одетые леса. (устно)

Раунд 3.

Я верю, что вы, также как и я, очень любите нашу гимназию. На карточках записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашей школе. Запишите рядом с этими словами слова-антонимы, относящиеся к другому склонению, и пусть они чаще звучат в нашей школе.

(Работа по карточкам)

Вариант 1.

Ложь - (правда);

Горе - (радость);

Поражение - (победа).

Вариант 2.

Скука - (веселье);

Злость - (доброта);

Грубость - (ласка).

(Взаимопроверка)

Раунд 4.

- Уважаемые знатоки! Образуйте от слов старый, хитрый, бедный три однокоренных слова: 1-го, 2-го и 3-го склонения. Разберите эти слова по составу.

(Старый - старушка, старик, старец, старость)

(Хитрый - хитринка, хитрец, хитрость)

(Бедный - беднота, бедняк, бедность)

(Проверка, самооценка)

Раунд 5.

С вами играют ученики 2 "А" класса.

- Уважаемые знатоки! Мы знаем русский язык пока немного хуже, чем вы. В написанных нами сочинениях помогите исправить речевые ошибки.

Каждое утро я пью вкусное ароматное кофе. Оно такое вкусное! Я очень его люблю.

У моей подруги новое пальто. Она очень красивая в этом пальте. К пальту пришиты пуговицы.

Мы с ребятами катались с горки на санках. Санка моего друга перевернулась. Он упал в сугроб.

4. Работа по учебнику.

5. Музыкальная физминутка.

6. Продолжение работы по теме урока.

Интересная часть речи
В русском языке живёт. 
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (
глагол!) 

-Что вы знаете об этой части речи? (ответы учащихся)

- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

Раунд 6.

- Давайте вспомним времена глаголов (ответы учащихся)

- Я назову вам глаголы, если это:

глагол настоящего времени – руки на пояс;

глагол прошедшего времени – присядьте;

глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать Б.В.), катается (н.в.), сварила (п.в.), клюет (н.в.), промахнулся (п.в.), нарисую (б.в.), украсят (б.в.), поют (н.в.).)

Раунд 7.

-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.

-Что такое фразеологизмы? (ответы учащихся)

Фразеологизм – это устойчивое неделимое словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Используется он, чтобы подчеркнуть эстетику выражения. Фразеологизм обычно имеет переносное значение и заменяется одним словом, например:  заруби себе на носу – запомни, прикуси язык – замолчи.

Ребята, сейчас поработаем устно. Я буду называть вам фразеологический оборот, а вам нужно заменить его одним глаголом (работа по карточкам)

Зарубить на носу (запомнить)

Водить за нос (обманывать)

Унести ноги (убежать)        

Надуть губы (обидеться)

Клевать носом (засыпать)

Бить баклуши (бездельничать)

Раунд 8.

Вы видите группы слов.

- В каждой группе  найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее. Выпишите его.

Трещу, скрипишь, вою, скулим. (Скрипишь – этот глагол стоит во 2-м лице, а остальные глаголы – все 1 лица.)

Встречают, визжит, скрипит, дует. (Встречают – глагол стоит во мн. числе, а остальные глаголы – в единственном числе.)

Прочитаем, играет, запишем, нарисуем. (Играет– глагол настоящего времени 3 лица ед. числа, остальные глаголы – будущего времени 1 лица мн. числа.)

(Проверка задания)

7.Работа по учебнику.

8. Рефлексия

Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученным темам : «Имя существительное», «Глагол».

Зеленый кружок нарисует тот, кто при изучении этих тем получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.

Желтый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.

Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнении заданий.

-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её? (да)

Задачи, цели выполнили.

9. Итог урока.

Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами Константина  Паустовского, с творчеством которого мы знакомились на уроках чтения: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Таким словом можно назвать глагол, имя существительное, о которых мы во время изучения данных тем узнали много нового и интересного.

Мне сегодня было приятно с вами работать на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого- то что- то не получилось, - не беда. И как гласит народная мудрость: «Кто бежит, тот и спотыкается».

Дом. зад :  сочинить сказку, используя имена существительные и глаголы по данному началу “Жили - были два братца: Глагол и Существительное”

Спасибо всем за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...