Родственные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 2 класс
Тема: Правописание корней в родственных словах.
Цель:
находить родственные слова по их признакам, упражнение в едином написании корня родственных слов.
Планируемые результаты:
предметные:
нахождение родственных слов по их признакам, действуя по алгоритму, овладение «секретом корней».
личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
- понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
- использует знако-символические средства при выполнении заданий;
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
- слушает и понимает речь других;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | |
Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||
Организационный этап. | Приветствие. | Проверка принаджлежностей
| Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу; | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
Актуализация знаний | Работа в тетради.
Какую букву отрабатывали? Оцените записи друг друга в паре.
Прочитайте слово. Предлагаю исследовать это слово. Какие вопросы, задания можно придумать? Пример: Сколько букв, слогов, согласных, гласных. Составление предложения. Учитель подводит к подбору родственных слов к слову книга. Запись слов с «окошками» на месте неизученных орфограмм. Выделение корня. Пример: книга, книжная, книжечка. Какие знания понадобились при подборе родственных слов? (У родственных слов есть общее значение и общая часть – корень). | Учащиеся записывают в тетради число, классная работа. записывают слово книга, заглавную букву К. Учащиеся работают со словом книга. Рассуждают, записывают. | Коммуникативная: Слушать собеседника; - Строить понятные для собеседника высказывания Познавательная: Выделять существенную информацию. Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу; -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
Постановка учебной задачи | -У нас с вами остались нерешенными орфограммы. Решите данные орфографические задачи. Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Или: в чем надо вам еще поупражняться? Как вы думаете, какая тема урока? Учитель фиксирует тему на доске Написание корня в родственных словах. Какие задачи поставим перед собой? ФИЗМИНУТКА | Учащиеся вставляют буквы в «окошки». Проверяют. | Регулятивная: - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - Принимать и сохранять учебную цель и задачу; - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Познавательная: -Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока; - Слушают учителя; - Отвечают на вопросы учителя Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Открытие «нового» знания | Карточки с заданиями. Работа в группах. Каждая группа работает со своей группой слов. 1 группа – гриб 2 группа – хлопать 3 группа – дар 4 группа - белый План:
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: Родственные слова Общее значение Общая часть - корень | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Правило нахождения родственных слов. Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Запись слов. Выделение корней. | Регулятивная: -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической |
Структу-рирование полученных знаний | Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо будет найти родственные слова. Составьте алгоритм написания корней родственных слов. Физминутка Проблемная ситуация для групп: найти «ловушки». 1 группа – рыба, рыпка, рыбачить, рыбак. 2 группа – трава, трафка, травушка, травинка. 3 группа – дом, дамишко, домик, домовой. 4 группа – дубовый, дуп, дубок. | Проговаривают правила. Сравнивают с учебником, делают вывод.
Высказывают свои варианты, обсуждают, записывают слова, выделяют корень.
| Регулятивная: -– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Составленный алгоритм нахождения родственных слов и единого написания корней родственных слов. |
Упражнение в способе действия нахождения родственных слов и едином написании корней родственных слов. | Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Сможем выполнить сейчас? (решение орфографической задачи). | Познавательные: – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). | Выполненное задание. Процент выполнения задания | |
Рефлексия. | Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов? Как? Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы. Слайд 12 Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки) | Дают словесную оценку. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Родственные слова. Единообразное написание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне родственных слов».
Открытый урок. Грамматика, правописание и развитие речи. 4 класс ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Слово и формы этого слова. Родственные слова. (обобщение и закрепление изученного материала) 4-й урок
Урок русского языка с эор...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Проектная деятельность с учащимися 2-х классов. Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».
Данный проект способствует развитию речевой активности учащихся через работу с родственными словами, в играх со словами, развитию связанной речи на уровне фразы, текста....
Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."
Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...