Буквосочетания жи/ши
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Агаджанова Майя Сергеевна

орфограммы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvosochetaniya.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

 « Упражнения в написании слов с

 буквосочетаниями чн, чк, жи, ши, ча, ща, чу, щу"

                                                                                                       

 Цель урока: систематизация знаний

Задачи: 

Развитие орфографической зоркости.

Развитие умения применять свои знания на практике.

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой на работу

– Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по зимнему лесу. На пути вас ждут разнообразные препятствия.  Но я думаю, что все мы очень постараемся и их преодолеем.  Ведь наш девиз: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться!”

II. Определение темы урока

– Дети, назовите какие звуки обозначают буквы ч, щ, ж, ш?
– Что их всех объединяет?
(Все шипящие)
– О чём мы говорили на прошлом уроке?
–  Нужно ещё поработать над этой темой? Почему?
–  Помогите сформулировать тему урока.
– Сегодня будем упражняться в написании слов с буквосочетаниями -
чк-, -чн-, -жи-, -ши-, -

III. Минутка чистописания

– Кто это нас встречает? 
– Какой шипящий звук есть в этих словах? Дайте ему характеристику.
– Давайте красиво напишем букву Ч

1. Настрой на работу:

– Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

2. Письмо буквы, соединений

3. Составьте предложение про лесовичка. Запишите его. Подчеркните грамматическую основу.  (Hаботаем с комментированием)

IV. Работа по теме урока 

  • ЧК, ЧН

– Лесовичок зовёт нас за собой.  Посмотрите на картинку. Кто это? (Cиничка)

А) Прочитайте стихотворение

Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.

– Почему мы подкармливаем птиц зимой?
– У кого около дома есть кормушка?
– Выпишите из текста слова с сочетанием ЧК.

(Самостоятельная работа, проверка с доски)

Б) Как пишутся такие буквосочетания ЧК, ЧН? 

В) Изменение слов

– Рассмотрите картинку. 
– Что  мы на ней видим? (Облако, ель, солнце)
– Запишите слова, изменяя их по образцу: Облако – облачный
– Подчеркните буквосочетания (по одному у доски)

  • ЖИ. ШИ

А) повторение правила

– Старичок-лесовичок зовёт нас дальше. Но просто так нам не пройти. Отгадайте загадку и вы узнаете, что поможет нам быстро двигаться.

Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их ...
 (лыжи).

– Какой шипящий звук есть в слове лыжи?  (ж)
– Дайте ему характеристику.
– Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ? 

Б) Письмо по памяти

– Прочитайте стихотворение на доске. 

Белый снег  пуш..стый
В воздухе круж..тся
И на землю тихо
Падает, лож..тся.

И. Суриков

– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
– Подготовимся к письму по памяти.
– Сколько в тексте строк?
– Сколько в тексте предложений? Почему?
– Какие еще знаки препинания есть в тексте?
– Прочитайте текст по слогам, чётко всё проговаривайте.
– Заучите текст. (Текст  проговариваем по рядам, все вместе)
– Запишите текст.

  • Словарная работа

– Что это в лесу происходит? Отгадайте загадку:

Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Никого знать не хочу.
Вдоль дороги пробегаю,
И сугробы наметаю.
  (Метель)

– Что такое метель?

Мете'ль (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

– Вставьте пропущенную букву. Скажите, можно ли её проверить. Написание этого слова нужно запомнить.
– Запишите слово метель, подчеркните орфограмму.

Физкультминутка

– Закружила нас метель. Давайте отдохнём.

  • ЧА, ЩА

А) Правило

– Крутила метель, дорожки засыпала. Куда это мы попали. Темно кругом, лес густой. Ни птиц, ни зверей и лесовичок спрятался.
– Да, мы попали в чащу леса.
– Какие буквосочетания спрятались в слове ЧАЩА? 
(ча, ща)
– Дайте характеристику звуку щ.
– Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?
– Как пишутся сочетания ЧУ, ЩУ?

Б) Работа с карточками

– Чтобы выбраться из чащи нужно выполнить следующее задание. Вставьте в слова пропущенные буквы.

(Дети получают карточки, работают самостоятельно)

Сч..стье, ч..чело, щ..ка, рощ.., ч..лан.
Щ..вель, ч..лок, ч..ша, ч..довище, ищ.. .

– Проверим,  какие буквы вы вставили. (Читают слово, называют букву) 

V. Обобщение. Работа с деформированным текстом

– Вот и лесовичок появился. Он приготовил нам ещё одно задание. Самое главное. Лесовичок хочет узнать, как мы с вами сможем применить наши правила на практике.
– Откройте учебники. Упр. 31. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

  • Нужно составить предложение.
  • Записать предложение, вставляя пропущенные буквы.

VI. Итог урока

– Мы хорошо потрудились.
– Какие правила  мы вспоминали на уроке?
– Что дал вам этот урок?

Оценки за работу на уроке

– А теперь  наше дерево успеха.  Украсьте ёлочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторяем написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу....

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"

Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ...

2 класс буквосочетания жи-ши

презентация - тренажёр по разделу  орфограмма- гласная после ж-ш 2класс...

Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК....

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...