Урок русского языка в 4м классе - Изменение имён прилагательных по падежам
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка разработан с использованием технологии сотрудничества и проблемного вопроса. В процессе урока у детей сменяется несколько видов деятельности. Включена физкультминутка. Имеется также элемент игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменение имён прилагательных по падежам
Цель:
* знакомство учеников с методом распознавания у имени прилагательного падежа;
* знакомство со склонением имён прилагательных в единственном числе;
* развитие внимания, памяти, речи учащихся.
Оборудование: таблица «Склонение имен прилагательных», карточки
Ход урока
1.Организационный момент и сообщение цели урока
Запись на доске словосочетаний:
Прекрасный рассказ, о прекрасном человеке, прекрасному другу.
- Почему прилагательные прекрасный, о прекрасном, прекрасному имеют разные окончания, хотя род и число у них одинаковые? (У них разные падежи.)
- Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением имен прилагательных в единственном числе.
2.Словарно-орфографическая работа
Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете кроссворд:
1. Головной убор, одеваемый в холодное время (Шапка)
2. Как называется место, куда высаживают рассаду на даче? (Огород.)
3. Простейшая мебель для сидения. (Стул)
4. Несоленый продукт, которым зимой подкармливают синиц и других птиц (Сало)
5. Дерево, которое наряжают перед Новым годом (Ель)
- Какое слово получилось? (Это слово шоссе.)
- Что такое шоссе?
- Сначала дети высказывают свои предположения, затем
находят объяснение в толковом словаре. (Это дорога с твердым покрытием.)
- Напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.
- Подберите к слову шоссе подходящие имена прилагательные. (новое шоссе, узкое шоссе.)
- Для чего употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные употребляются для того, чтобы речь была более красивой и выразительной)
- Назовите изменяемые признаки имени прилагательного. (Прилагательные изменяются по родам и по числам.)
- Как определится род имени прилагательного? (Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного.)
- Сегодня мы узнаем, ребята, еще один грамматический признак прилагательного.
3. Работа по теме урока
Коллективная работа по карточкам.
- Определите род и число имен прилагательных в словосочетаниях:
Серый пиджак, серое пальто, серая машина. (В словосочетании серый пиджак прилагательное серый мужского рода, так как существительное пиджак, к которому оно относится, мужского рода. В словосочетании серое пальто прилагательное серое среднего рода, так как существительное пальто, к которому оно относится, среднего рода. В словосочетании серая машина прилагательное женского рода, так как существительное машина, к которому оно относится, женского рода. В словосочетаниях серый пиджак, серое пальто, серая машина имена прилагательные стоят в единственном числе. Так как относятся к существительным пиджак, пальто, машина, которые находятся в единственном числе.
- В каком роде и числе всегда стоит имя прилагательное? (Имя прилагательное всегда находится в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится.)
- Просклоняйте данные словосочетания (каждой паре детей раздаются карточки с названием падежей и вопросами): серый пиджак, серое пальто и серая машина.
Им.п. | какой? какое? какая? | серый пиджак, серое пальто, серая машина |
Р.п. | какого? какого? какой? | серого пиджака, серого пальто, серой машины |
Д.п. | какому? какому? какой? | серому пиджаку, серому пальто, серой машине |
В.п. | какой? какое? какую? | глубокий пруд глубокое озеро глубокую нору |
Т.п. | каким? каким? какой? | глубоким прудом глубоким озером глубокой норой |
П.п. | о каком? о каком? о какой? | о глубоком пруде о глубоком озере о глубокой норе |
* * |
- Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются). В последней строке таблицы нарисуйте две звёздочки рядом, если вы сотрудничали друг с другом, и две звёздочки отдельно друг от друга, если - не сотрудничали.
- Как определить падеж имени прилагательного? Можно ли по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание –ой в родительном падеже, дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу имени существительного).
4. Физкультминутка
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка нам привычно
На урок приходит в класс.
Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы хлопаете один раз. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы топаете ножкой один раз.
Зимняя ночь, вкусная малина, стройные берёзы, высокий парень, лесные заросли, новые ручки, свежее молоко, интересные сказки.
5. Закрепление изученного
- Упражнение «Определите род, число и падеж прилагательного»
На доске записаны словосочетания.
По широкому полю, о верном друге, в дальнюю дорогу, под низким кустом, за высоким забором, интересную книгу, на высоком дереве, с любимым котенком, на книжной полке, в зеленой роще, синей волной.
- Работа по учебнику.
Чтение вывода на стр.124.
Чтение памятки на стр.124.
Упражнение 283 стр.125.
-Напиши по памяти, определи падеж прилагательного. (Прозрачное – в В.п.)
- Самостоятельная работа (взаимопроверка).
- Подобрать и вставить прилагательные, связывая их по смыслу с существительными. Определить падеж прилагательных. Выделить окончания.
В _________ стужу в лесу стоит тишина. От __________ холода попрятались все звери. Вдруг с шумом пронеслись клесты над _________ поляной. Птицы облепили вершину _________ ели. На самой верхушке висели гроздья ___________ шишек. Когтями птицы стали таскать ___________ семена.
6.Итог урока
- Продолжи фразу:
Чтобы определить падеж прилагательного, надо:
- Найти (существительное) к которому относится (прилагательное)
- Определить падеж (существительного)
- По падежу (существительного) определить падеж (прилагательного)
7. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-248-1460291200.jpg)
Урок русского языка в 3 классе (Изменение имён прилагательных по родам и числам).
Методический паспорт урока. Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам” Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-230093-1371501494.jpg)
урок русского языка в 4 классе Изменение имён прилагательных по падежаме
Урок открытия нового знания. Прилагается презентация и раздаточный материал. Урок разработан по программе "Школо 2100" Авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.Главная образовательная це...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-230093-1371501494.jpg)
урок русского языка в 4 классе Изменение имён прилагательных по падежаме
Урок открытия нового знания. Прилагается презентация и раздаточный материал. Урок разработан по программе "Школо 2100" Авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.Главная образовательная це...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-299685-1379859161.jpg)
Конспект урока русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам» (общее понятие о склонении).
Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с понятием "падеж". Работа проходит в парах и группах. Используются традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/16/picture-405000-1539701804.jpg)
Урок русского языка в 3 классе "Изменение имён существительных по падежам (склонение)".
Цели. 1.Познакомить учащихся с изменением окончаний имён существи- тельных в зависимости от вопроса....
Урок русского языка в 3 классе. Изменение имён существительных по падежам.
Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-1061943-1537885563.jpg)
Презентация и конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имён существительных по падежам". УМК "Школа России".
Презентация и конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён существительных по падежам". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС по технологии проблемного о...