конспект урока «Правописание частицы НЕ с глаголом».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Веснина Татьяна Владимировна

презентация и конспект урока русского языка по теме «Правописание частицы НЕ с глаголом». УМК - Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголом».

Цель: формирование у обучающихся понятия о частице НЕ и правиле её написания с глаголом.

Задачи:

  • Образовательная: формирование у обучающихся представлений о правильном написании частицы НЕ с глаголами;
  • Развивающая: развитие логического мышления, фонематического слуха, устной речи младших школьников;
  • Воспитывающая: воспитание чувства товарищества, коллективизма.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

Для учителя: ПК, проектор, интерактивная доска, классная доска, учебник русского языка 3 класс, картинки смайликов с надписями.

Для обучающихся: учебник русского языка 3 класс, рабочие тетради, шариковая ручка, простой карандаш, цветные смайлы.

Методы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод (показ, электронная презентация), практический метод (упражнения).

Проектируемые результаты:

- Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

Р1 – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Р2 – формирование умения планировать и контролировать собственную деятельность под руководством учителя;

Р3 – формирование умения анализировать собственную деятельность;

  • Коммуникативные УУД:

К1 – формирование умений слушать и понимать речь учителя, товарищей по классу, уточнять непонятное;

К2 – формирование умений грамотно строить речевое высказывание, аргументировать собственную точку зрения;

  • Познавательные УУД:

П1 – овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации по родовым признакам;

П2 – формирование умения ориентироваться в собственной системе знаний;

- Предметные:

Пр.1 – овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических, и коммуникативных задач.

- Личностные:

Л1 – развитие эмоционально – нравственной отзывчивости по отношению к окружающим;

Л2 – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оформление доски: дата, «Классная работа».


Информационная карта урока

№ этапа, этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Орг. этап

- Здравствуйте, ребята! Урок русского языка.

(Слайд 1) 

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела. 
Мы вошли тихонько в класс,
И урок начнем сейчас.

Всем, всем добрый день! 
Прочь с дороги наша лень! 
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

-Дети, давайте улыбнемся, улыбнитесь друг другу, а теперь я улыбаюсь всем и желаю успехов в работе. Садитесь!

Приветствуют учителя

Эмоционально – положительно настраиваются на предстоящую деятельность

Л1: развитие эмоционально – нравственной отзывчивости по отношению к окружающим;

2. Этап актуализации субъектного опыта

(Слайд 2)  Вспомните части речи и заполните таблицу. (На каждую пару учеников лежат  таблички).

-У вас на партах лежат таблички, заполните их, используя данные слова.

Карточки со словами у каждой пары.

  1. побежал дорожка весенняя он под и
  2. прилетели солнце синяя ты за а
  3. запели лес снежная она от если
  4. зашумели подружка нежная мы над или
  5. проскакал птицы главная я перед да

Части речи

Самостоятельные

Служебные

имя существительное

имя прилагательное

глагол

местоимение

предлоги

 

 

 

 

союзы

 

 

 

 

?

- Расставьте части речи по своим местам (работают в парах, выбирают названную часть речи и записывают в таблицу).

- Служебные части речи “обслуживают” самостоятельные части речи.

- Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков.

(Слайд) - Выполним проверку.

(Слайд3) - Разгадайте кроссворд и узнаете название ещё одной служебной части речи, о которой мы будем сегодня говорить.

(Слайд 4) Вопросы: 

1) Учащийся в школе. (Ученик)

2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)

3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)

4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)

5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.)

6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)

7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш).

- Какое слово получилось по вертикали? (частица)

(Слайд4)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами в этих пословицах.

(Слайд 5) - Возьмите карточки и подчеркните глаголы. 

  • После драки кулаками не машут.
  • В решете воду не удержишь.
  • Слезами горю не поможешь
  • Чего не знаешь – того не говори.
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • На каждый роток не накинешь платок.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Семеро одного не ждут.

(Слайд) – Проверьте!

- Какая частица стоит перед каждым глаголом?

(Слайд) – Верно, это частица НЕ!

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слайд 6) - Тема нашего сегодня с вами урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Выполняют работу самостоятельно в парах.

Выполняют проверку совместно с учителем.

Разгадывают кроссворд совместно с классом и учителем.

Называют слово, которое получилось по вертикали.

Подчёркивают глаголы в пословицах.

Выполняют проверку.

Отвечают на вопрос:

- Частица НЕ.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

П2: - формирование умения ориентироваться в собственной системе знаний;

Р2: формирование планировать и контролировать собственную деятельность под руководством учителя;

Л1: осознание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;

К2: формирование умения грамотно строить речевое высказывание, аргументировать собственное мнение;

Р2: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

- Подумайте, к какой группе частей речи отнесём частицу. Почему?

- Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит это какая часть речи?

(Слайд 7) – Правильно, это служебная часть речи - частица.

- Понаблюдайте, как частица НЕ пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило?

- Послушайте стихотворение о глаголе и частице НЕ. В нём спряталось правило. Кто услышит его?

(Слайд 8) Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится 
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
В.Агафонов

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице НЕ?

- Как пишется не с глаголами? (Отдельно).

- Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей НЕ.

- Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам.

- Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится?

(Слайд 9 )

  • ждут – не ждут
  • машут –не машут
  • идут – не идут
  • поют – не поют
  • летят – не летят

- Какой смысл придает глаголам частица НЕ?

(Слайд) - Действительно, частица не выражает отрицание.

- Ребята, однажды А.С.Пушкин пришел к своему другу – Петру Вяземскому и написал в детском альбоме его сына стихи. В них содержался очень важный совет.

- Прочтите эти строки:

(Слайд10) Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то...
Кажись, это ясно?
Прощай, мой прекрасный!

- Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока? (Не делай)

- Что обозначает частица не?

- Частица НЕ обозначает отрицание

(Слайд 11) Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают.

  • Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
  • Негодовать – это значит сомневаться, удивляться.
  • Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.
  • Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья.
  • Недомогать – это значит злиться, беситься.
  • Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.

- Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ?

- В этих словах НЕ – это приставка.

- Эти слова пишутся с НЕ слитно.

  • ненавидеть
  • негодовать
  • неволить
  • недоумевать

Рассуждают, отвечают на вопрос:

- Служебная часть речи.

Формулируют правило написания частицы НЕ с глаголоми.

Внимательно слушают стихотворение.

Отвечают на вопрос.

Ещё раз закрепляют правило: частица Не с глаголами пишется  раздельно.

Выписывают глаголы с частицами в тетрадь.

Называют слова с частицами НЕ.

Ответы обучающихся.

Читают строчки на слайде.

Называют слово, относящееся к теме урока.

Отвечают: - запрет на действие.

Зачитывают слова.

Объясняют их значение.

-Потому что без НЕ -  не употребляются.

К1: формирование умения слушать и понимать речь учителя, товарищей по классу, уточнять непонятное;

К2: формирование умения грамотно строить речевое высказывание, аргументировать собственную точку зрения;

Р2: формирование умения планировать и контролировать собственную деятельность под руководством учителя;

П2 – формирование умения ориентироваться в собственной системе знаний;

4. Физкультминутка

(Слайд 12) - Все дружно встали!

- Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.

Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?

Буду – не буду!

Могу – не могу!

Хочу – не хочу!

Стану – не стану!

Кричу – не кричу!

Выполняют физкультминутку

5. Этап применения и закрепления изученного материала

(Слайд 13)  Прочтите предложения

  • Здоровье за деньги купишь.
  • Кашу маслом испортишь.
  • Ложь человека красит.

- Согласны вы с этими высказываниями?

- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными?

- Прочитайте, что получится. - Как изменился смысл глаголов с частицей НЕ?

- А смысл пословиц?

 Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

(Слайд 14) Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!

- Где уместно разместить такой текст?

- Кто мог написать этот текст?

- А можно ли этот текст назвать призывом?

- Предлагаю вам выполнить творческое задание.

- Задание такое: составьте небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

(Слайд 15) Тексты посвящены разным темам:

1. О правилах поведения в лесу.

2 .О правилах поведения в столовой.

3. О правилах пользования книгой.

4. О  правилах поведения на уроках.

Зачитывают предложения.

Высказывают  своё мнение.

Отвечают на вопрос: - Перед глаголами поставить частицу НЕ.

Зачитывают пословицы.

Отвечают: - глаголы приобрели отрицательный смысл.

Объясняют смысл пословиц.

Слушают учителя.

Предположения, ответы  детей: - Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу.

Отвечают: - Да, это призыв людей, которые любят природу.

Выполняют творческое задание.

Называют по цепочке правило.

Объясняют написание частицы НЕ с глаголом.

П2: - формирование умения ориентироваться в собственной системе знаний;

Р2: формирование умения планировать и контролировать собственную деятельность под руководством учителя;

П1: овладение логическими действиями анализа, сравнения, классификации по родовым признакам;

П2: - формирование умения ориентироваться в собственной системе знаний;

Р2: формирование умения планировать и контролировать собственную деятельность под руководством учителя;

6. Этап подведения итогов урока

- Какой теме был посвящён наш урок?

(Слайд) Заполним таблицу вместе с вами.

Что такое не?

Частица

К какой части речи относится это слово?

Служебная

Когда оно употребляется в речи?

Отрицание

Запрет

Как пишется не с глаголами?

Раздельно

Исключения

Слитно

  • ненавидеть
  • негодовать
  • неволить
  • недоумевать

- Теме: «Правописание частицы НЕ с глаголом»

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

К2: формирование умения грамотно строить речевое высказывание, аргументировать собственную точку зрения;

7. Рефлексия

- Сейчас я попрошу каждого из вас оценить свою работу на уроке. У вас на партах лежат смайлы: возьмите его и прикрепите его к той картинке и записи, которая больше всего подходит к вашему мнению об участии и вашему настроению на уроке. (На доске прикреплен образец).

Описание: 221058_70055-700x500Я не все понял!


Описание: x_b09a2678Я понял, но не могу объяснить!
Описание: 42Мне понятно и я могу объяснить другому!

- Урок окончен! Всем спасибо за урок!

Анализируют собственную деятельность, прикрепляют смайл к  соответствующей картинке и надписи.

Р3 – формирование умения анализировать собственную деятельность;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс, И урок начнем сейчас. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться!

Слайд 2

Самостоятельные Служебные Имя существи - тельное Имя прилагательное Глагол Местоиме-ние Предлоги Союзы ? дорожка солнце лес птицы подружка весенняя синяя снежная нежная главная побежал прилетели запели зашумели проскакал он ты она мы я и а если или да под за от над перед Части речи

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 7 Кроссворд у ч е н и к п е н а л э к с к у р с и я т е т р а д ь у ч и т е л ь р а н е ц к а р а н д а ш

Слайд 4

Частица

Слайд 5

После драки кулаками не машут. В решете воду не удержишь. Слезами горю не поможешь Чего не знаешь – того не говори. Шила в мешке не утаишь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. На каждый роток не накинешь платок. Кто не работает, тот не ест. Семеро одного не ждут.

Слайд 6

Правописание частицы НЕ с глаголами

Слайд 7

Самостоятельные Служебные Имя существи - тельное Имя прилагательное Глагол Местоиме-ние Предлоги Союзы Части речи Частица

Слайд 8

Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица НЕ – красавица, Но как она ленива! Она НЕ ходит, НЕ сидит, НЕ шьёт, НЕ жнёт и НЕ кипит, Книг НЕ читает , НЕ поёт, Другим работать НЕ даёт. Глагол же, НЕ любя безделья, С частицей пишется раздельно ! В.Агафонов

Слайд 9

ждут машут идут поют летят НЕ ждут НЕ машут НЕ идут НЕ поют НЕ летят Частица НЕ выражает отрицание

Слайд 10

Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то... Кажись, это ясно? Прощай, мой прекрасный ! А.С.Пушкин

Слайд 11

Недоумевать Негодовать Неистовствовать Неволить Недомогать Нездоровится Ненавидеть Пишется слитно!

Слайд 12

Буду – не буду! Могу – не могу! Хочу – не хочу! Стану – не стану! Кричу – не кричу! Физкультминутка

Слайд 13

Здоровье за деньги купишь. Кашу маслом испортишь. Ложь человека красит. не не не

Слайд 14

Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек!

Слайд 15

1. О правилах поведения в лесу. 2.О правилах поведения в столовой. 3. О правилах пользования книгой. 4. О правилах поведения на уроках. Составьте текст-призыв , используя глаголы с частицей не.

Слайд 16

Правописание частицы НЕ с глаголами Что такое не? К какой части речи относится это слово? Когда оно употребляется в речи? Как пишется не с глаголами? Исключения Частица Служебная Отрицание Запрет Раздельно Слитно ненавидеть негодовать неволить недоумевать

Слайд 17

Я не все понял! Я понял, но не могу объяснить! Мне понятно и я могу объяснить другому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...

Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Правописание частицы не с глаголом

Урок составлен для учащиxся  4 класса по программе УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Конспект урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»...

Технологическая карта урока Предмет: русский язык Тема урока: правописание частицы НЕ с глаголами

Задачи урока:Обучающие :знакомить учащихся с ролью частицы не в речи;способствовать обогащению словарного запаса детей;формировать орфографическую зоркость;познакомить со словами-исключениями;Развиваю...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ

Цели деятельности учителя: знакомство с ролью частицы не,’ формирование умения писать частицу не с глаголами раздельно; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные.знать: к...

Конспект урока "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Технологическая карта к уроку русского языка...