Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имени существительного". 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кобецкая Вероника Андреевна

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках изучению новой темы "Род имени существительного"
На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно использовать презентацию (на ваше усмотрение) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imeni_sushchestvitelnogo.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Методист: ______________________/________________

Учитель: __________________________/______________
Оценка:_______(_____________)

Предмет: русский язык
Класс: 3 в
УМК: «Начальная школа XXI века»
Дата: 19.12.16
Тема: Имя существительное. Род. Значение рода.

Цель: формировать у учащихся знания по теме «Род. Значение рода имени существительного»

Задачи:

  1. Образовательная: формировать представления о роде имени существительного, способах определения рода имени существительного;
    совершенствовать умение выполнять морфемный и фонетический разборы.
  2. Развивающая: разивать устную связную речь, умение слушать и слышать учителя, а также одноклассников.
  3. Воспитательная:  воспитывать интерес к русскому языку

Оборудование: 

Формируемые УУД:
1.Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.

б) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

в) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

г) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

2.Личностные

а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

б) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

в) желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
г) осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
 

3.Коммуникативные

а) формирование умения слушать и слышать

б) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 

в) контроль, коррекция, оценка действий партнера

г) совершенствовать устную связную речь

4.Познавательные

а) совершенствовать умение распознавать распознавать различные части речи;

б) совершенствовать умение выполнять морфемный разбор;

в) совершенствовать умение выполнять фонетический разбор;

в) формировать умение определять род имени существительного

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент

цель: cоздать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя. Организация рабочего места.

1.Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.

2.Личностные

а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

2. Актуализация знаний

Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Прочитайте надписи к ним. Какое слово лишнее?

Молодцы! (учитель убирает слово с доски)
На какие две группы можно разделить эти слова?

Молодцы, ребята. Все эти слова называют предмет. Какая часть речи называет предмет?

Что нам уже известно об имени существительном?

Читают: кресло,кровать, диван, котёнок, щенок, печенье, молоко, масло, балерина, повар, конфеты.
Лишнее слово — конфеты. Потому что все предметы даны в ед.ч., а это — во мн.ч.

Одушевлённые (котёнок, щенок, балерина, повар) и неодушевлённые (кресло, кровать, диван, масло, молоко).

Имя существительное

1.Обозначает предмет
2.Отвечает на вопросы кто?что?
3.В предложении может быть выраженно подлежащим и дополнением
4.Бывает собсвенное и нарицательное
5.Может обозначать ед.и мн. числа

1.Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.

2.Личностные

а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

3.Коммуникативные

а) формирование умения слушать и слышать

б) совершенствовать устную связную речь

3. Введение в тему урока
цель: создать условия для того, чтобы учащиеся осознали тему и цель урока

В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи.

С какой «тайной» русского языка мы познакомимся сегодня? Как вы думаете?

Давайте вернемся к нашим картинкам. Попробуйте разделить эти слова на три группы.

А я предлагаю вам такой вариант
1 столбик — кровать, балерина

2 стобик — кресло, печенье, масло, молоко
3 столбик — диван, щенок, котёнок, повар.

Я разделила эти слова на три группы. По признаку рода.
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с родом имени существительного.

Высказывают свои предположения.

Пробуют поделить слова по различным признакам.

1.Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.

2.Личностные

а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

б) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

в) желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
г) осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
 

3.Коммуникативные

а) формирование умения слушать и слышать

б) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 

в) контроль, коррекция, оценка действий партнера

г) совершенствовать устную связную речь

4. Открытие новых знаний
цель: сформировать у учащихся знания о роде имени существительного

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
(Написано на доске в виде схемы)
Слова
кровать и балерина относятся к женскому роду. Слова диван, щенок, котёнок, повар относятся к мужскому роду.
Слова
молоко, печенье, масло, кресло относятся к среднему роду.
Как легко определить к какому роду относится то или иное слово?
Для этого есть «слова-помощники» -
он мой, она моя, оно моё.
Я приготовила для вас стихотворение-правило, выучив которое вы без труда сможете определить род любого имени существительного.
(«стихотворение-правило» записано на доске, у детях на партах лежат карточки со «стихотворением-правилом»)
Женский род запомню я
И скажу «Она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу - «Он — мой»
Средний род - «Оно — моё»
Это правило моё!

Это правило поможет определять вам не только род имени существительного, но и род имени прилагательного. Откройте 161-ю страницу. Денис, прочитай правило.
То есть для того, чтобы определить род им.прил. нужно сначала определить род имени существительного и от него задавать вопрос к имени прилагательному. Например, замок (он мой-м.р.) какой? - красивый — м.р.
Статуя (она моя-ж.р.) какая? Красивая
Здание (оно моё-ср.р.) какое? Красивое

Я вам открою еще один маленький секрет. Чаще всего, у сущ. В женском роде — окончание а,я. В мужском — нулевое, а в среднем — о. Но так бывает не всегда. Например,плеть, грудь — слова оканчиваются на -ть, но они относятся к женскому роду. Или слово кофе. Он мой. Это слово нужно запомнить, ведь хочется сказать кофе — оно моё. Со словами-исключениями вы познакомитесь на следующем уроке.

Поэтому, лучше всего, посмотреть на окончание и проверить его словами-помощниками.Поступайте так, чтобы избежать ошибок.

Откройте тетради, записываем число, классная работа.
Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним стихотворение-правило.
Женский род запомню я
И скажу «Она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу - «Он — мой»
Средний род - «Оно — моё»
Это правило моё!
Посмотрите, я приготовила для вас текст.
Текст (карточки у детей)
С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.
Антон, прочитай текст.
Наша задача из текста выписать только им.сущ. и распределить их в три столбика.

(На доске написать: М.р. Ж.р. Ср.р.) Читаем первое предложение. В нём есть имена существительные?
Чтобы определить род у этих слов, нам нужно поставить слово в начальную форму, например., что? Небо (оно моё) — ср.р.
Снежок(он мой) — м.р.
Во мн.ч. Род определить невозможно.




Слушают учителя

Читают стихотворение-правило (один раз про себя, второй раз хором)

Читают правило.

Читают хором.

Один ученик читает текст, остальные — слушают.

Есть: с неба, снежок

Второе предложение — ребята (они — мн.ч.)

Во двор — двор (он мой — м.р., записываю в 1ст.)
Из снега — н.ф. - снег (он мой-м.р., записываем в 1ст.)
Фигурки-мн.ч. Род опредить нельзя
Коля-м.р., 1
Снеговика — м.р.,1
В руке ж.р.., 2
Метла — ж.р., 2
На голове — ж.р.,2
Ведро — ср.р., 3
Женя — м.р./ж..р., 1/2
Башню — ж.р.,2
С окошками — мн.ч., род определить нельзя
Толя-м.р., 1
Илья-м.р.,1
Дед Мороз-м.р.,1
Снегурочка-ж.р.,2
С бородой-ж.р.,2
ёлочку-ж.р.,2

1.Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.

б) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

в) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

г) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

2.Личностные

а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

б) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

в) желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
г) осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
 

3.Коммуникативные

а) формирование умения слушать и слышать

б) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 

в) контроль, коррекция, оценка действий партнера

г) совершенствовать устную связную речь

4.Познавательные

а) совершенствовать умение распознавать распознавать различные части речи;

б) совершенствовать умение выполнять морфемный разбор;

в) совершенствовать умение выполнять фонетический разбор;

в) формировать умение определять род имени существительного

4Физ.минутка
Цель: снять физическую усталость

3. Открытие новых знаний
цель: сформировать у учащихся знания о роде имени существительного

А сейчас давайте выполним все вместе морфемный разбор слова хоровод.
К какому роду относится слово хоровод?

А теперь давайте выполним необычный фонетический разбор. Я написала характеристики звуков. Нам нужно подобрать слова к схемам:
КОФЕ МЕТЕЛЬ КЛЮЧ ПРОЧЬ ВЕТЕР ЛАСКА СИТЕЦ МАТЧ
1)
[ ] - согл., тв., глух., парн.
[ ] - согл., мягк., звон., непарн.
[ ] - гл., уд.
[ ] - согл., мягк., глух., непарн.
2)
[ ] - согл., мягк., глух., парн.
[ ] - гл., уд.
[ ] - согл., мягк., глух., парн.
[ ] - гл., безуд.
[ ] - согл., тв., глух.

м.р. Он мой
Хоровод — окончание нулевое, основа — хоровод, корни — хор, вод. О — соединительная.

Ключ

Ситец

1.Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.

б) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

в) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

г) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

2.Личностные

а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

б) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

в) желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
г) осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
 

3.Коммуникативные

а) формирование умения слушать и слышать

б) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 

в) контроль, коррекция, оценка действий партнера

г) совершенствовать устную связную речь

4.Познавательные

а) совершенствовать умение распознавать распознавать различные части речи;

б) совершенствовать умение выполнять морфемный разбор;

в) совершенствовать умение выполнять фонетический разбор;

в) формировать умение определять род имени существительного

4. Инструктаж к д/з

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Выучить стихотворение-правило. Стр. 160, упр. 2

Записывают д/з. Слушают инструктаж учителя

1.Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.
2.Личностные

а) выражение  положительного отношения к процессу познания.
б)
 желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;

3.Коммуникативные

а) формирование умения слушать и слышать

5. Подведение итогов

С какой темой мы сегодня познакомились?

Как определить род?

Давайте вспомним стихотворение-правило.

Женский род запомню я
И скажу «Она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу - «Он — мой»
Средний род - «Оно — моё»
Это правило моё!

Род имени существительного
Пользуясь словами-помощниками:
М.р. - он мой
Ж.р. - она моя
Ср.р. - оно моё

Читают стихотворение-правило хором.

1.Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.
2.Личностные

а) выражение  положительного отношения к процессу познания.
б)
 желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;

3.Коммуникативные

а) формирование умения слушать и слышать

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ НИЖЕ

СТИХОТВОРЕНИЕ-ПРАВИЛО
Женский род запомню я
И скажу «
Она моя»,
И запомню род
мужской,
И опять скажу - «
Он — мой»
Средний род - «Оно — моё»
Это правило моё!

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.

СТИХОТВОРЕНИЕ-ПРАВИЛО
Женский род запомню я
И скажу «
Она моя»,
И запомню род
мужской,
И опять скажу - «
Он — мой»
Средний род - «Оно — моё»
Это правило моё!

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Род имен существительных.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию ум...

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании» 2 класс "УМК Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу;Уметь определять слова, обозначающие предмет и признак предмета; ставить вопросы от имён существительных к именам при...

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование знаний о признаках имени прилагательных...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Связь имени прилагательного с именем существительным"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Связь имени прилагательного с именем существительнымТип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления об особенно...