Конспект открытого урока во 2 классе УМК "Школа России" Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Составитель учитель начальной школы Платунова Мария Александровна
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Платунова Мария Александровна

Конспект открытого урока во 2 классе УМК "Школа России" "Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_uroka_russkogo_yazyka.docx 29.1 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБОУ «Школа №892» г. Москва составитель учитель начальных классов Платунова Мария Александровна

Конспект урока русского языка во 2 «Б» классе на тему:

«Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне» .

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели урока:

а) обобщение знаний способов проверки безударных гласных в корне слова.

б) упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова, умении подбирать проверочные слова.

Задачи:

а) знать алгоритм нахождения орфограммы - безударной гласной в корне слова, уметь подбирать проверочные слова;

б) уметь проверять слова с двумя безударными гласными в корне;

в) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;

г) воспитывать интерес к русскому языку.

                                             Оборудование урока:

  • Учебный класс с компьютером, мультимедийной установкой;
  • Презентация к уроку;
  • Учебник, рабочая тетрадь;
  • Дидактические материалы к учебному занятию.

                                     Ход урока:

  1. Организация класса

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё у тебя на месте,

Всё в порядке:

Лежит ли ручка на столе,

Линейка и тетрадка?

Проверили? Старательно трудитесь!

-Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык?

-(чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)

-Правильно ребята. Вот и сегодня  мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания, полученные на уроке. Готовы начать работу?

-(да!)

2.Минутка чистописания.

- Начнем работу с разминки пальчиков, приготовим их к письму:

Этот пальчик мама

Этот пальчик - папа

Этот пальчик - братик

Этот пальчик – сестренка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

- На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются безударными гласными в словах. Какие это буквы?

-( Это буквы а, о, е, и .)

- Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?

-( Можно написать данные буквы сначала в прямом, затем в обратном алфавитном порядке: аеио, оиеа, … . . И т. д.)

(Учитель записывает на доске предлагаемые детьми варианты цепочек букв, обращая внимание на их соединения).

- Напишите каждую цепочку до конца строки.

- Послушайте стихотворение

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело,

А теперь пишите смело.

     Определите количество слогов, звуков и букв в слове «смело», запишите его  транскрипцию. (смело-2сл., 5б., 5зв. [ см,эла ]

3. Актуализация. Мотивация.

- Ребята, сегодня вам пришло сообщение. Прочитайте его. (слайд 1)

«Прогоню все гласные на свете!

Пускай растут необразованными дети!»

- Это злая  Злючка-закорючка похитила все  буквы гласных звуков и заколдовала все книги. А на месте безударных гласных стоят только чёрные точки. Надо обязательно освободить буквы гласных звуков, а для этого надо сразиться со Злючкой-закорючкой и пройти  все испытания.

4. Повторение изученного.

Начнём работу с повторения, «Повторение - мать учения.»

Первое испытание:

А)  Прочитайте слова: (слайд 2)

Р…ка, вет…р, з…мля, б…рёза, пч…ла, тр…ва

- На какие группы можно распределить все слова? (с проверяемой безударной гласной и непроверяемой безударной гласной)

- По какому признаку?

- Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Проверка:

- Какие слова записали в первый столбик?  (слайд 3)

- Нужно проверять все гласные в корне? (Только те, которые вызывают сомнение: а, о, е, и, я)

- Какие слова записали во второй столбик?

- Как их называем? (словарными)

- В каком словаре можно посмотреть их написание? (в орфографическом)

Б) Какое слово лишнее? ( ветер- м.р. ;  пчела, т.к. обозначает одушевлённый предмет; берёза- 3 слога; трава- безударная гласная а).

5. Целеполагание.

-Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке?

-Кто догадался, чему будем учиться сегодня? ( Тема: Безударные гласные в корне слова)        (слайд 4)

- Что важно знать о правописании безударных гласных в корне слова?

 (слайд 5)                                          

- Над какими умениями мы будем работать? (изучать способы проверки безударных гласных в корне слова)

- Как же их проверять?

 ( слайд 6)

Способы проверки безударных гласных в корне слова:

1) Измени форму слова;

2) Подбери однокоренное слово.

- Что важно при этом помнить? (чтобы гласная встала под ударение)

( слайд 7- правило в стихах)

6. Работа по теме урока.

А). Испытание второе:

- Мы подошли к Зарослям ударений. Но пройти через него сможет  только тот, кто быстро подберёт проверочные слова к словам с безударными гласными в корне слова и вставит пропущенную букву. (работа в паре)

Карточка:

Проверяемое слово

Проверочное слово

                Гр…за

                Гр…чи

                Р…ка

                Зм…я

                В…да

                Сл…ды

                Гр…бы

- Проверим (дети читают)

- А теперь самопроверка. Сверьте свои записи с эталоном. ( слайд 8)

7.Физминутка.        

                                     Я с утра сегодня встал. (встали с мест)
                                    С полки шар воздушный взял.(потянули руки вверх)
                                    Начал дуть я и смотреть
                                    Стал мой шарик вдруг толстеть.(развести руки в стороны)
                                    Я всё дую – шар всё толще, (имитация надувания шара)
                                    Дую – толще, дую – толще.(разводи руки в стороны)
                                    Вдруг услышал я хлопок.(хлопнули, подпрыгнули на месте)
                                    Лопнул шарик, мой дружок.(покачались с ноги на ногу)

Б) Испытание третье.

1)- Мы отправляемся на Осторов слов. Нас встречают пары слов между которыми имеется смысловая связь. Пройдите по ним как по прибрежным камушкам. Постарайтесь их запомнить. (слайд 9)

Шум- в…да                                         мост-р…ка  

Больница- вр…чи                               рой-  пч…ла                

Птица- п…ро                                      лес-д…ревья                                                    

Окно- ст…кло                                     гвоздь-д…ска

- Запишите пары слов в тетрадях, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (взаимопроверка) (слайд 10)

2) Работа у доски. Слова записаны на доске.

Вода, цветок, гроза, роса, пчела, трава, сова, деревья, бревно, местечко, ночное, зеленеть, корешок

-Что необычного вы заметили?

-(Две безударные гласные в корне.)

-Как же их проверить? Можно сразу проверить две безударные гласные?

Как поступить?

Составим алгоритм (на доске):

1. Запишем слово

2. Поставим ударение

3. Выделим корень

4. Подчеркнём безударные гласные

5. Подберём к ним проверочные слова

Зеленеть - зелень, зелёный

Корешок - корень, коренья 

3) Групповая работа.  Работа на карточках. (Подчеркнуть орфограмму, подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова)  оценивание. Опора на слова на доске.

1группа

В л…су   после   гр...зы з…л…неет тр…ва. В…дой напился каждый к…р…шок.

2 группа

Р…са блестит на тр…ве, на в…твях д…ревьев. Пч…ла села на цв…ток.

3 группа

Пот…мнело, н…чное небо. С…ва   нашла  укромное  м…стечко  над  бр…вном.

- Выслушаем каждую группу. Что у нас получилось? (текст)

- О чём в нём говорится?

- Какое задание можем предложить с этим текстом? (озаглавить)

-Придумайте заголовок к этому тексту.

- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. (слайд 11)

8. Итог урока.

- Над какой темой сегодня работали?

-Какова была цель урока? (Уметь находить орфограмму- безударную гласную.

   Подбирать проверочные слова. Запомнить слова с непроверяемой гласной )

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

-(Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить его так, чтобы безударная гласная стала ударной.)

- Вы молодцы! Хорошо потрудились, прошли все испытания. Злючка-закорючка побеждена и все гласные свободны.

9. Рефлексия. (слайд 12)

Сегодня на уроке:

Я учился…

Было интересно…

Было трудно…

Где я могу применить полученные знания? 

10.Запись домашнего задания.

Придумать и записать 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать к ним проверочные слова. Составить и записать предложения с этими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для урока русского языка по теме "Непроверяемые гласные в корне слова. Школа"

Электронный тест для урока русского языка  по теме "Непроверяемые гласные в корне слова. Школа". Компьютер сам подсчитает количество правильных и ошибочных ответов, выставит отметку....

Открытый урок по русскому языку "Способы проверки безударной гласной в корне слова"

№п/пЭтапы работыСодержание этапаЦели , задачи , результативностьУУД IСамоопределение к деятельностиОпределение своего настроения на начальном этапе урока- Вот и прозвенел звонок.Начинаем наш урок...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».

Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...

Сценарий Открытого Профсоюзного урока 4 класс "Профсоюзы Англии и России" Авторы: учитель начальной школы Платунова М.А. и педагог организатор Хохлова Н.Ю. ГБОУ "Вешняковская школа" г. Москва

Сценарий конкурсного мероприятия представляет собой Открытый Профсоюзный урок, для учеников четвертых классов, с авторскими разработками стихотворений, играми, частушками, английским и русским текстом...

Проект "Зазеркалье"для Всероссийской олимпиады "Мой первый учитель". Руководитель проекта-учитель начальной школы Платунова Мария Александровна

     Актуальность и новизна проекта: заключается в интеграции предметов художественно-эстетического, патриотического, экологического цикла и физического развития на уровне метапр...