Упражнение в распознавании существительных 1 склонения УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Столяренко (Швецова) Ольга Викторовна

Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения.

Задачи:

Провести наблюдения над изменением окончаний имен существительных 1-го склонения.

Учить проверять написание безударных окончаний ударными.

Совершенствовать умение работать с учебником.

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Создать условия для воспитания доброжелательности, чувства товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнение в распознавании существительных 1 склонения

УМК "Школа России"

учебник  Канакина В. П., Горецкий В. Г.

4 класс

Выполнила: Столяренко О.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с УИОП № 34 г.Воронеж.

Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения.

Задачи: 

Провести наблюдения над изменением окончаний имен существительных 1-го склонения.

Учить проверять написание безударных окончаний ударными.

Совершенствовать умение работать с учебником.

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Создать условия для воспитания доброжелательности, чувства товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.

Формируемые УУД: 

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

Коммуникативные:

 инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Регулятивные:

 постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные:

 нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока:

1. Организационный этап.

 - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2.  Постановка цели и задач урока.

 Учитель читает, дети выписывают сущ. 1 скл.

1.сторона,бок,поверхность.

2.печаль, тоска,горе.

3.ограда,забор,изгородь.

4.веселье, радость,потеха.

5.бой,сражение,баталия.

6.ошибка,недочёт,оплошность.

7.миг,секунда,мгновение.

8.встреча,приём, свидание.

9.отвага,храбрость,бесстрашие.

10.юноша,мальчик,парень.

  • Выделите окончания сущ.1 склонения, определите род.
  • Прочитайте словосочетания (слайд 2)
  • Что вы можете сказать о сущ.река и книга?( 1 скл.)
  • Докажите.
  • Как определить какое окончание следует писать?( по ударным  падежным окончаниям существительных 1-го склонения проверять безударные падежные окончания существительных  того же  склонения)
  • Какова же цель нашего урока?(упражнение в распознавании сущ. 1 скл., научиться правильно писать их падежные окончания)(слайд 3)

3. Актуализация знаний.

учебник с. 90 № 157  работа в парах.

  • Какие сущ. 1 склонения вы нашли в тексте?
  • Назовите окончания в этих словах.
  • Можно ли по окончаниям определить склонение?(нет, они в косвенных формах).

4. Первичное усвоение новых знаний.

(слайд 4). Работа в группах.

- Как определить склонение существительных, если они стоят не в именительном падеже? Создайте алгоритм.

- Давайте проверим правильность ваших алгоритмов (слайд 5).

  • Работа в парах. 

- На каждом столе готовые тексты (слайд 6)

В домике на краю деревни жили дедушка и котёнок. А под печкой в доме мышка. Дедушка и котёнок делали вид, что не знают об этом. А мышка была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки.

 -Найдите и укажите существительные 1 склонения.

  • Проверка (Слайд 7)

В домике на краю деревни жили дедушка и котёнок. А под печкой в доме мышка. Дедушка и котёнок делали вид, что не знают об этом. А мышка была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки.

- Сделайте вывод. Как определить склонение существительных, стоящих в косвенных падежах?

5. Первичная проверка понимания.

учебник с. 91 № 158  

  • Рассмотрите таблицу, какие слова просклоняли?
  • Обратите внимание на ударение на какую часть слова оно падает?
  • Как пишутся ударные и безударные окончания в одном и том же падеже?
  • Прочитайте материал рубрики обратите внимание
  • Значит как можно проверить безударное окончание?

6.  Первичное закрепление.

учебник с. 92 № 159  (слайд 8)

Сейчас давайте поработаем в группах в р.т.с. 55 №126-127.

- Распределите обязанности членов группы.

  • Чтец – читает вслух.
  • Секретарь – записывает.
  • Докладчик – рассказывает, что решила группа.
  • Хронометрист – следит за временем.
  • Рядовой – дополняет, уточняет.

-Давайте проверим вашу работу.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

дом. задание: списать № 160 с. 92 учебника (слайд 9).

8.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

Тест (на листах у каждого ученика)

- Итак, что мы знаем:

1.а) Имена сущ. изменяются по родам.

б) Имена сущ. не изменяются по родам.

2. а) Склонение сущ. зависит от рода и окончания им. сущ.

б) Склонение сущ. не зависит от рода и окончания им. сущ.

3. а) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р.

б) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

4. а) У сущ. именительного падежа не бывает предлогов.

б) У сущ. именительного падежа бывают предлоги.

5. а) Имена сущ. в предложениях бывают только подлежащими.

б) Имена сущ. в предложениях бывают не только подлежащими.

6. а)проверять безударные падежные окончания существительных  1  склонения нужно по ударным  падежным окончаниям существительных 1-го склонения.

б)окончания существительных  1  склонения нужно подбором однокоренных слов.

- Взаимопроверка (слайд 10)

Оценка выполнения теста (слайд 11)

«5» - 6 правильных ответов

«4» - 5 правильных ответов

«3» - 3-4 правильных ответа

«2» - 2 правильных ответа

  • Давайте еще раз повторим какие существительные относятся  к 1 склонению?
  • Как пишутся ударные и безударные окончания существительных?
  • Как проверить безударные окончания?

У нас есть мишень, которая символизирует цель нашей работы. На мишени обозначены баллы. Отметьте на мишени, как вам кажется, насколько вы близки к “яблочку”. т.е. к безошибочному определению склонения имен существительного (слайд 12)

- Спасибо за урок.

Тест._________________________________________

  1. а) Имена сущ. изменяются по родам.

     б) Имена сущ. не изменяются по родам.

2. а) Склонение сущ. зависит от рода и окончания им. сущ.

    б) Склонение сущ. не зависит от рода и окончания им. сущ.

3. а) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р.

    б) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

4. а) У сущ. именительного падежа не бывает предлогов.

    б) У сущ. именительного падежа бывают предлоги.

5. а) Имена сущ. в предложениях бывают только подлежащими.

    б) Имена сущ. в предложениях бывают не только подлежащими.

6. а)проверять безударные падежные окончания существительных  1  склонения       нужно по ударным  падежным окончаниям существительных 1-го склонения.

    б) проверять безударные падежные окончания существительных  1  склонения   нужно подбором однокоренных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании....

Конспект интегрированного урока по русскому языку с включением тем по социальной адаптации и профориентации, проведённого в 4 «б» классе по теме: «Упражнение в распознавании склонения имен существительных».

Конспект интегрированного урока по русскому языку с включением тем по социальной адаптации и профориентации, проведённого в 4 «б» классе по теме:«Упражнение в распознавании склонения имен существитель...

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...