Технологическая карта урока развития речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сударева Ольга Сергеевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_dlya_attestatsii.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ И ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ"

Тип урока: развитие речи, применение знаний на практике

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с разными типами текстов: описанием и повествованием; обратить внимание учащихся на особенности построения этих текстов и наличие в них слов-названий признаков и слов-названий действий; помочь сделать вывод, что в тексте-описании часто используется прием сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывает автор; способствовать развитию письменной речи

Планируемые результаты

Предметные: научатся отвечать на вопросы; работать с толковым словарем; определять вид текста (описание, повествование); употреблять в тексте-описании сравнения; составлять и записывать текст-описание; определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план
текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении

Метапредметные:

•  познавательные – составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;

•  регулятивные – вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

•  коммуникативные – осуществлять управление поведением партнера, контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Тема нашего урока: «Текст-описание и текст-повествование».

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке мы…

Использовать знаково-символические средства. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания

II. Изучение нового мате-
риала.

Работа по учебнику (часть 2).

Упражнение 17

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте отрывок из текста.

– Вы догадываетесь, какой породы Джим?

– Этот отрывок помогает представить собачку (ее внешность и поведение) или рассказывает какой-то интересный случай из ее жизни?

– Прочитайте все слова-названия признаков, которые характеризуют Джима.

– Придумайте название для этого отрывка.

– Это описание или повествование?

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения.

– Это текст является описанием.

– В тексте много слов-названий признаков

Формировать смыслообразование. Выполнять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию. Проявлять волевую саморегуляцию.

Формировать познавательную инициативу. Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять
построение логической цепи рассуждений. Выполнять доказательство. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Следовать в поведении
моральным нормам и этическим требованиям. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Выполнять учет разных мнений, координировать в сотрудничестве разные позиции. Использовать критерии для обоснования своего суждения. Демонстрировать достижение договоренностей и согласование общего решения

Упражнение 18

– Прочитайте еще один текст о собаках.

– У маленьких фокстерьеров есть и мать, и отец?

– Докажите это, обращаясь к тексту.

– Знаете ли вы, как выглядят собаки породы фокстерьер?

– Сможете представить это, прочитав рассказ Константина Коровина?

– Какая же цель у этого рассказа, для чего автор его написал: чтобы описать собачек или чтобы рассказать о них?

– Прочитайте все слова-названия действий, которые есть в тексте.

– Есть ли в тексте слова-названия признаков? Если найдете, то зачитайте их.

– Это текст – описание или повествование?

– Это текст является повествованием.

– В тексте много слов-названий действий. 

Вывод: в тексте-описании часто встречаются слова-названия признаков, а в повествовании – слова-названия действий.

Учащиеся составляют сравнительную
таблицу.

Тип текста

Вопрос

Прием
«фотографирования»

Повествование

Что и как произошло?

Можно сделать несколько фотоснимков

Описание

Какой?

Можно сделать один фотоснимок

Рассуждение

Почему?

Нельзя сфотографировать

Упражнение 19

– Прочитайте текст.

– Какая часть текста подтверждает, что рассказчик – хороший охотник?

– Можно ли из текста понять, какой воздух в осеннем лесу, какое там освещение, какие краски?

– Подтвердите строчками из текста, что автор-рассказчик – наблюдательный человек.

– С какими живописным произведением можно сравнить этот текст: с пейзажем, с портретом или с натюрмортом? Объясните свой ответ.

– Как вы думаете, текст Сергея Аксакова – это описание осеннего леса или повествование о каких-то событиях из жизни леса?

– Обратите внимание на плакат Летучей Мыши на странице 44, где дана краткая биографическая справка о писателе

– Это текст-описание.

– Последняя часть текста подтверждает, что рассказчик – хороший охотник.

– «Воздух холодный», «лучи осеннего солнца», «красноватая сеть березовых ветвей», «увядшие желтоватые листья, блистающие золотом».

– Этот текст можно сравнить с пейзажем

Упражнение 20

– Прочитайте фрагмент Юлиного письма.

– Когда Юля Кубарева написала в клуб «Ключ и заря» это письмо, она училась во втором классе. Какими переживаниями и чувствами хочет поделиться с нами Юля?

– Из каких строчек ее письма это видно?

– Найдите сравнение, которое использует Юля.

– Помогает ли оно передать чувства, которые она испытывала?

– Юля использует сравнение как в сказке

III. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте. Определите тип каждого текста.

СЛАСТЕНА

Наша Мурка – странная сластена. Она любит лизать сладкий мед.

Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привел кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.

Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку. (По А. Дорохову.)

ЯНТАРЬ

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы. Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны
пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.
(По В. Сейраняну.)

– Какой тип текста вы еще знаете?

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся читают тексты и определяют тип каждого текста.

– Текст «Сластена» – повествование.

– Текст «Янтарь» – рассуждение

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления

IV. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Как отличить текст-описание от текста-повествования?

– Какое затруднение у вас возникло?

– В чем была причина затруднения?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

– Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

– Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученного материала в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само-
оценку, рефлексию
. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор.

Проверил

Уточнил

Открыл

Отслеживать цель учебной деятельности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

V. Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Составить и записать олицетворения, сравнительные обороты про снежинки, вьюгу

Записывают домашнее задание

Формировать навыки самоорганизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме "Азбука вежливости. Как написать письмо."

Технологическая карта урока разработана по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа", но также может быть использована и учителями начальных классов, работающими по другим...

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык.

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык....

Технологическая карта урока развития речи "Учимя писать сочинение" 3 класс

Конспект урока развитие речи.Класс: 3Тема: Учимся писать сочинение. Цели деятельности учителя: учить детей составлять устно рассказ-повествование по плану, учить детей писать сочинение по плану основы...

Технологическая карта урока "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»».                       ...

Технологическая карта урока развития речи "Моя поляна" 4 класс

Урок изложение текста-повествования "Моя поляна" с использованием презентации....

Технологическая карта урока Развитие речи 3 класс " Устное описание перелётной птицы (скворец)"

Технологическая карта урока развитие речи языка в 3 классе  ТемаУстное описание перелётной птицы (скворец).Цели  Образовательные: Уточнение и систематизация знаний детей о перелетных пт...

Технологическая карта урока "Развитие речи и окружающий мир" Программа обучения: 8 вид 2 вариант (надомное обучение) «Круговорот воды в природе. Воду надо беречь! »

       Данный урок адресован учителям начальных классов, работающим как с нормально видящими детьми, так и со школьниками, имеющими нарушения зрения с тяжёлой умственной отс...