Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Тема нашего урока: «Текст-описание и текст-повествование». – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.
– Сегодня на уроке мы… | Использовать знаково-символические средства. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
II. Изучение нового мате- риала. Работа по учебнику (часть 2). Упражнение 17 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте отрывок из текста. – Вы догадываетесь, какой породы Джим? – Этот отрывок помогает представить собачку (ее внешность и поведение) или рассказывает какой-то интересный случай из ее жизни? – Прочитайте все слова-названия признаков, которые характеризуют Джима. – Придумайте название для этого отрывка. – Это описание или повествование? | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения.
– Это текст является описанием. – В тексте много слов-названий признаков | Формировать смыслообразование. Выполнять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию. Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять построение логической цепи рассуждений. Выполнять доказательство. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Выполнять учет разных мнений, координировать в сотрудничестве разные позиции. Использовать критерии для обоснования своего суждения. Демонстрировать достижение договоренностей и согласование общего решения |
Упражнение 18 | – Прочитайте еще один текст о собаках. – У маленьких фокстерьеров есть и мать, и отец? – Докажите это, обращаясь к тексту. – Знаете ли вы, как выглядят собаки породы фокстерьер? – Сможете представить это, прочитав рассказ Константина Коровина? – Какая же цель у этого рассказа, для чего автор его написал: чтобы описать собачек или чтобы рассказать о них? – Прочитайте все слова-названия действий, которые есть в тексте. – Есть ли в тексте слова-названия признаков? Если найдете, то зачитайте их. – Это текст – описание или повествование? | – Это текст является повествованием. – В тексте много слов-названий действий. Вывод: в тексте-описании часто встречаются слова-названия признаков, а в повествовании – слова-названия действий. Учащиеся составляют сравнительную таблицу. Тип текста | Вопрос | Прием «фотографирования» | Повествование | Что и как произошло? | Можно сделать несколько фотоснимков | Описание | Какой? | Можно сделать один фотоснимок | Рассуждение | Почему? | Нельзя сфотографировать |
|
Упражнение 19 | – Прочитайте текст. – Какая часть текста подтверждает, что рассказчик – хороший охотник? – Можно ли из текста понять, какой воздух в осеннем лесу, какое там освещение, какие краски? – Подтвердите строчками из текста, что автор-рассказчик – наблюдательный человек. – С какими живописным произведением можно сравнить этот текст: с пейзажем, с портретом или с натюрмортом? Объясните свой ответ. – Как вы думаете, текст Сергея Аксакова – это описание осеннего леса или повествование о каких-то событиях из жизни леса? – Обратите внимание на плакат Летучей Мыши на странице 44, где дана краткая биографическая справка о писателе | – Это текст-описание. – Последняя часть текста подтверждает, что рассказчик – хороший охотник. – «Воздух холодный», «лучи осеннего солнца», «красноватая сеть березовых ветвей», «увядшие желтоватые листья, блистающие золотом».
– Этот текст можно сравнить с пейзажем |
Упражнение 20 | – Прочитайте фрагмент Юлиного письма. – Когда Юля Кубарева написала в клуб «Ключ и заря» это письмо, она училась во втором классе. Какими переживаниями и чувствами хочет поделиться с нами Юля? – Из каких строчек ее письма это видно? – Найдите сравнение, которое использует Юля. – Помогает ли оно передать чувства, которые она испытывала? |
– Юля использует сравнение как в сказке |
III. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте. Определите тип каждого текста. СЛАСТЕНА Наша Мурка – странная сластена. Она любит лизать сладкий мед. Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привел кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток. Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку. (По А. Дорохову.) ЯНТАРЬ Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы. Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря. А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки. (По В. Сейраняну.) – Какой тип текста вы еще знаете? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся читают тексты и определяют тип каждого текста. – Текст «Сластена» – повествование.
– Текст «Янтарь» – рассуждение | Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления |
IV. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Как отличить текст-описание от текста-повествования? – Какое затруднение у вас возникло? – В чем была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученного материала в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само- оценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор.
| Проверил | Уточнил | Открыл |
| Отслеживать цель учебной деятельности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
V. Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Составить и записать олицетворения, сравнительные обороты про снежинки, вьюгу | Записывают домашнее задание | Формировать навыки самоорганизации |