Технологическая карта урока "Развитие речи и окружающий мир" Программа обучения: 8 вид 2 вариант (надомное обучение) «Круговорот воды в природе. Воду надо беречь! »
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Сенькова Анна Ивановна

         Данный урок адресован учителям начальных классов, работающим как с нормально видящими детьми, так и со школьниками, имеющими нарушения зрения с тяжёлой умственной отсталостью. Применительно к детям с нарушениями зрения, интеллектуальной недостаточностью новые знания приобретают особое значение, поскольку они во многом определяют успешность их социальной интеграции. Нарушение зрения приводит к ограничению получения информации из окружающего мира (Л.С.Выготский, В.И. Лубовский). В связи с этим формирование образа предмета или явления становится обеднённым.  Все это требует от учителя применения не только индивидуальных средств коррекции остроты зрения, увеличения времени на зрительное восприятие, объяснение и осознание учебного материала, но и использования для осуществления целей обучения наиболее продуктивных форм, средств, методов обучения, современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon senkova_a.i._int1_spb_tehnologicheskaya_karta.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предварительная работа: 

1.рассматривали игрушечных животных  и рисовали их с помощью пластилина (лось, заяц, лиса);

2. в воздухе пальчиком и на листе бумаги рисовали волнистые круги;

3. руками рассматривали подвешенные над головой ватные облака (обозначая, что облака высоко вверху, над головой и оттуда капает дождик);

4. поливали растения - цветы (обговаривали, что цветы, как люди и животные,  хотят пить);

Цель урока:

сформировать элементарные представления о воде,  о её круговороте (движении)  в природе.

Коррекционная составляющая урока:

- коррекция учебной мотивации, познавательных способностей,  усидчивости, внимания;

- коррекция и развитие связной устной речи;

- коррекция мышления (анализировать ход выполнения работы – повторение своих действий);

- развитие самоконтроля (запоминание, проговаривание и выполнение алгоритма задания);

Планируемые результаты:

Предметные

 -учиться рассматривать предметы на картонном экране, с рельефным изображением;

 - активизировать и расширять словарный запас по теме: «Круговорот воды в природе. Воду надо беречь!»

Метапредметные УУД

- определяем значимость воды, какие действия можно выполнять с водой (пить, мыть руки, мыть посуду, мыть пол, стирать,  поливать цветы, купаться;

- учиться образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом («Назови ласково»);

- упражняться в подборе слов-антонимов («Скажи наоборот»);

- опыты с водой (вода прозрачная, нет вкуса, нет запаха, пар - это тоже вода).

Личностные

-воспитание бережного отношения к водным ресурсам (не мусорить, после использования закрывать водопроводный кран);
- воспитание дружелюбного отношения к родной природе.

Ход урока

Деятельность учителя 

Деятельность обучающегося 4 «В»

1. Организационный момент. 

-Здравствуй, Семён!

Прозвенел звонок, начинается урок. Ушки на макушке, слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Сегодня к нам на занятие пришла волшебница водичка. И мы сегодня будем с ней играть. Но сначала вспомним стихотворение о водичке.

Звонит колокольчиком.

Повторяет за учителем знакомые фразы (показывает ушки).

2. Проверка домашнего задания.

Напоминаю, что нужно рассказать наизусть стихотворение – потешку.

Семён рассказывает потешку с подсказками (под контролем учителя)

«Водичка, водичка…»

3. Повторение пройденного материала.

Зачитываю стихотворение: «Вы слыхали о воде?»

Обращаюсь к опыту ученика в рамках нашей темы: Для чего нужна вода, как мы её используем? Без воды не сделать очень многих простых дел. Воду надо беречь!

Повторяет за учителем ответы.

Затем загибая пальцы, может повторить 2-3 значения воды (пить, мыть руки, купаться).  

4. Работа над новым материалом.

Водичка хочет с нами поиграть. Давай с ней подружимся!

Опыты с водой.

  1. Вода прозрачная.

2  глубокие тарелочки: одна с водой, другая с гелеобразной формой, с добавлением ваты. ( Из воды ложку достали быстро, а в гелеобразной форме  пришлось поискать и достать ложку.) Вывод:  Вода прозрачная.

Выполняет совместно с учителем.

  1. У воды нет вкуса.

Пробует  воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения пробует сок. Доказываем, что у воды нет вкуса. Морская вода солёная, потому что в ней много разных солей. Её человек не может пить. Выполняет совместно с учителем.

  1. У воды нет запаха

Нюхает воду и говорит, чем она пахнет (или не пахнет). Убеждаемся, что запаха нет. Выполняет совместно с учителем.

  1. Пар – это тоже вода.

Открыли недавно закипевший чайник, высоко приподняли руки над паром, чтобы не обжечься. Ждём, когда на ладонях появятся испарины – трогаем их. Доказываем, что пар – это тоже вода.  Выполняет совместно с учителем.

Организация работы с картонным экраном, рассказывая сказку «Путешествие капитошки» о большом путешествии капельки. Что вода никогда не стоит на месте, а всегда движется. О том, что вода нужна и людям, и животным, и растениям.

Приложение 1.

Ученик обследует картонный  экран и все детали на нём (под контролем учителя)

На экране водой намочили капельки и облака, для понимания того, что в облаках собирается водичка и затем, она снова отправляется на землю в виде капелек и снега.

5. Физкультминутка.

«Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке (плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда (потягивания – руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погуляем (ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок (садимся на места).

6. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Игра «Скажи наоборот»                                                                           Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая).
Ручеек узкий, а река … (широкая).
Родник чистый, а лужа … (грязная).
Вода холодная, а пар … (горячий).
Пруд маленький, а океан … (большой).
Вода прозрачная, а молоко … (непрозрачное).

Повторяет за учителем;

Рассматривает предметы, данные для сравнения: льдинка, снежок;

картонные полоски – узкая, широкая; вода чистая и с кусочками земли;

холодная вода и пар;

водоёмы (пруд, океан)

маленькая тарелочка с водой - пруд,  тазик с водой - океан;

Игра «Назови ласково»

Снег – (снежок), капля – (капелька), река – (реченька), дождь – (дождичек), туча – (тучка), льдина – (льдинка), лужа – (лужица), ручей – (ручеёк), пруд – (прудик).

Повторяет за учителем;

7. Подведение итогов урока (рефлексия)

выполнение итогового задания:

- Вспоминаем тему урока.

-Для чего нужна вода?

- Где находятся облака?

- Откуда летят капельки дождя?

Ответы ученика:

- Круговорот воды. Воду надо беречь!

- Воду пьём, поливаем растения;

- В небе, наверху;

- С неба, из облаков, из тучек;

- Вспомнить и повторить новые слова: «движение», «круговорот»;

Рисует в воздухе указательным пальцем круг и проговаривает: «Круговорот  воды, водичка движется, никогда не стоит на месте».

- Характеристики воды, что запомнили о воде? (загибаем пальчики на руке).

1. Вода прозрачная;

2. У воды нет вкуса;

3. У воды нет запаха;

4. Пар – это тоже вода;

8. Домашнее задание:  Выучить наизусть стихотворение

«Что за чудо?»

Она бежит, бурлит, играет,

И даже по небу летает.

Не уследишь – может пролиться,

Высоко в небо испариться.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Встречается везде по свету,

Скажите, что за чудо это?

9. Конец урока (занятия):

Звенит звонок, заканчивается урок!

Семён звонит колокольчиком и проговаривает фразу за учителем об окончании урока. (Звенит звонок, заканчивается урок)

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».

Конспект урока по окружающему миру  в 3  классе на  тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Вода в природе. Вода и её свойства»

Цель урока: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде....