Относительные прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Джумагалиева Гульмира Сансызбаевна

Технологическая карта "Относительные прилагательные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnositelnye_prilagatelnye.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Относительные прилагательные».

Цель: сформировать понятие «относительные имена прилагательные»

Задачи:

Образовательные:

- ввести понятие «относительные имена прилагательные», изучить признаки этих прилагательных;

- закрепить знание признаков качественных прилагательных;

- формировать умение образовывать краткую форму качественных прилагательных;

- формировать умение различать качественные и относительные прилагательные, использовать их в тексте

Развивающие:

- формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; 
- развивать умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов; 
- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
- развивать умение обобщать и синтезировать знания;

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

Воспитательные:

- воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

- формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их;

- воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный, практический.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: русский язык, 3 класс, 2 часть,   (УМК «Начальная школа 21 века», авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.), экран, проектор, компьютер, презентация, карточки со словосочетаниями.

        

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель читает высказывание.

«Образование – клад, труд – ключ к нему»

П. Буаст

-Как вы это понимаете высказывание?

- Я вам желаю хорошо потрудиться и найти ключ к новым знаниям.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Слушают. Высказывают свое мнение.

Проверяют готовность к уроку.

ЛИЧНОСТНЫЕ

- самоопределение

- смыслообразование

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

-целеполагание

КОММУНИКАТИВНЫЕ

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация  знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Чистописание.       ие // ые

        - В каких словах мы встречаем эти сочетания букв?

- Те ребята, у которых карточка на столе, работают по ней, а остальные ребята работают со мной. (По карточкам работают более сильные дети с усложненным заданием)

Слайд 1

Открывается строка: рыжий, светлый, мокрый, санаторий, узкий

 - Прочитайте слова на доске, какое лишнее?

Слово «санаторий» стирается.

-Что объединяет эти прилагательные?

- Запишите их в форме мн. числа ( записывают самостоятельно)

 - Какого рода получились прилагательные? (во мн. ч. у прил. род не определяется)

 - Обозначьте окончания.

Слайд 2

Взаимопроверка 

 (открывается строка рыжие, светлые, мокрые, узкие)

  - Составьте предложение с полученными прил.(заслушиваются варианты предложений)

  - Я тоже составила предложение, прочитайте и объясните пропущенные орфограммы.

Слайд 3

Открывается надпись:

       Рыж...      ств .. лы    сосен     мокры   от     весен...          дождя.  

 - Какие прил. из данных  есть в предложении?

- В прил. мн. ч.

- Лишнее «санаторий», оно сущ., а остальные – прил.

- Они стоят в нач. форме, т.е. в муж.р. и ед.ч., и относятся к качественным – доказывают

Ученик объясняет орфограммы

- Рыжие и мокрые в краткой форме

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

строить сообщения в устной форме;

структурирование знаний

ЛИЧНОСТНЫЕ

мотивационная основа учебной деятельности

Постановка учебной задачи

 - Мы сейчас потренируемся в образовании краткой формы прил.

На доске расположены слова

Звонкая лесное тонкое заливистые

хрустальный барабанная громкий ночные

 - Данные прил. надо распределить в 2 столбика: в1-ый –  те, у которых есть краткая форма, во 2-ой – те, у которых нет краткой формы.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и распределяют прилагательные в нужный столбик. 

Устные ответы

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

- определение основной и второстепенной информации;

- постановка и формулирование проблемы

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

КОММУНИКАТИВНЫЕ

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Построение проекта выхода из затруднения

- Как называются прил. в первом столбике? (качественные – доказывают)

 - Как называются прил. во втором столбике? (затрудняются ответить)

-  С какой проблемой сталкнулись?       

- Как бы вы назвали наш урок?

- А давайте откроем учебники на с.134 и посмотрим как составили тему авторы учебника. 

- Сегодня на уроке мы будем изучать новую группу имён прилагательных.

- Чему мы научимся и что нового узнаем сегодня на уроке?

- Узнаем  признаки относительных прил., научиться их образовывать, отличать от качественных и использовать в речи.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

самостоятельно формулировать цель урока;

принимать и сохранять учебную задачу;

планирование собственной деятельности на уроке

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

задавать вопросы.

ЛИЧНОСТНЫЕ

ориентация на самоанализ и самоконтроль результата

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

выбор наиболее эффективного способа решения задачи

Реализация построенного проекта

- Вспомните определение качественных прил.

- Предположите, какое определение будет у относительных прил.?  

- Признак предмета относительных прилагательных может проявляться в большей или меньшей степени?  

 - Давайте сравним с определением в учебнике с.114 (читают, делают вывод о правильности  предположения)

  - Что надо ещё дополнить в определении О.П.?

 К.П. обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени

- Они обозначают такой признак, который НЕ может проявляться в большей или меньшей степени.

- Они не имеют краткой формы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ вычитывать текстовую информацию

КОММУНИКАТИВНЫЕ

достижение договорённости и согласование общего решения

Физ.минутка

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  - А теперь поучимся образовывать относительные прил.

Выполнение упр.2 из учебника. 

 Учащиеся образовывают прил.из данных сущ. по вопросу, записывают их в тетрадь и доказывают, что получившиеся прил. относительные.(образец: воздух в горах – воздух (какой?) горный)

  - От какой части речи мы образовали прил.?

 - Как вы думаете, от других частей речи могут образовываться относительные прил.?

  - Давайте проверим ваши предположения ..

-  От существительных.

Учащиеся высказывают предположения.

Читают правило в учебнике с.115, делают вывод.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

формулировать собственное мнение и позицию

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

самостоятельный учёт установленных ориентиров действий в новом учебном материале

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас потренируемся различать относительные и качественные прилагательные.

Открывается надпись: тихие звуки

шерстяная кофта

  - В каком словосочетании прил. относительное? (во втором – доказывают и записывают)

 - Таким же образом вы поработаете в парах. У вас на партах лежат карточки. Выбирайте словосочетание с относительным прил., объясняйте соседу свой выбор и записывайте в тетрадь.

Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

- классификация;

- моделирование, преобразование модели.

Включение в систему знаний и повторение.

- У нас осталась невыполненной ещё одна учебная задача.

Слайд 4

Звуки весеннего леса.

       Лес полон звуков. У озера раздаётся  голос кукушки. Среди сосен слышны посвист синички, песенка скворца, дробь дятла. Вечерами выводит трели соловей.

  - Что вы узнали из текста? (какие птицы поют весной в лесу, как они поют)

  - Интересный текст? Чем он интересен? (слово «пение» заменено разными синонимами

  - Как сделать текст интереснее и красивее? (добавить прил.)

  - Чему сейчас будем учиться? (использовать прил. в речи)

  - Чтобы вы смогли подобрать более точные прил., посмотрите на птиц из текста и послушайте их голоса, подсказка: некоторые подходящие прил. мы сегодня на уроке писали.

Показывается презентация «Звуки леса»

Учащиеся устно подбирают прил. к внешнему виду птиц и их голосам.

Самостоятельная работа. Чтение получившихся текстов.

Вариант текста:

Звуки весеннего леса.

       Весенний лес полон красивых звуков. У маленького озера раздаётся звонкий голос серой  кукушки. Среди сосен слышны тонкий  посвист синички, заливистая песенка скворца ,барабанная  дробь дятла. Вечерами выводит хрустальные трели соловей.

Выполняют задание.

Отрабатывают умение

находить дополнение в

предложении.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- выполнение действий по алгоритму;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

- контроль, коррекция, оценка;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

- достижение договоренностей и согласование общего решения

Рефлексия и домашнее задание

  • По какой теме работали на уроке?
  • Продолжите предложения

Сегодня на уроке

Я узнал

Я потренировался

Мне было трудно

Мне было интересно

-  На ваших столах лежит светофор. Если вы с легкостью справились со всеми заданиями, то закрасьте зеленую лампу светофора, если вы испытывали затруднение, то желтую лампу, а если вы не справились ни с одним заданием, то красную лампу светофора!

- Покажите свои светофоры! Как много зеленого света! Что обозначает этот цвет? Спасибо за работу, желаю чтобы вам на пути к знаниям всегда сиял зеленый свет.

Подведение итогов работы

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обобщать полученные знания;

строить рассуждения

КОММУНИКАТИВНЫЕ

оформлять свои  мысли в устной форме  с учётом речевой ситуации

ЛИЧНОСТНЫЕ

ориентация на самоанализ и самоконтроль результата; внутренняя позиция школьника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Относительные прилагательные" 3 класс

Урок по программе "Начальная школа ХХI века" с использованием интерактивной доски "SMART". Содержит презентацию "Notebook" и план-конспект урока....

урок русского языка по теме"относительные прилагательные"

урок русского языка проведен в форме игры-путешествия в березовую рощу с использованием маршрутных листов...

Урок по русскому языку в 3 классе "Правописание относительных прилагательных"

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградавой "Правописание относительных прилагательных"...

Конспект урока по русскому языку программа "Школа XXI" века Относительные прилагательные 3 класс

Программа "Школа XXI" века  Относительные прилагательные 3 класс...

Правописание относительных прилагательных

Урок русского языка в 3  классе по программе «Начальная школа ХХI века». Учитель: Титеева Жанна Николаевна Блок «Как устроен наш язык»        Тема: Прав...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание относительных прилагательных"

Урок - игра поможет в разъяснении особо сложной темы 3 класса"Имя прилагательное"....

Урок русского языка в 3 классе "Относительные прилагательные"

Урок русского языка по УМК "Начальная школа 21 века"  3 класс....