Относительные прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта "Относительные прилагательные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otnositelnye_prilagatelnye.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Относительные прилагательные».
Цель: сформировать понятие «относительные имена прилагательные»
Задачи:
Образовательные:
- ввести понятие «относительные имена прилагательные», изучить признаки этих прилагательных;
- закрепить знание признаков качественных прилагательных;
- формировать умение образовывать краткую форму качественных прилагательных;
- формировать умение различать качественные и относительные прилагательные, использовать их в тексте
Развивающие:
- формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов;
- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
- развивать умение обобщать и синтезировать знания;
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;
- формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их;
- воспитывать интерес и любовь к родной природе.
Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный, практический.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: русский язык, 3 класс, 2 часть, (УМК «Начальная школа 21 века», авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.), экран, проектор, компьютер, презентация, карточки со словосочетаниями.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Учитель читает высказывание. «Образование – клад, труд – ключ к нему» П. Буаст -Как вы это понимаете высказывание? - Я вам желаю хорошо потрудиться и найти ключ к новым знаниям. Проверяет готовность учащихся к уроку. | Слушают. Высказывают свое мнение. Проверяют готовность к уроку. | ЛИЧНОСТНЫЕ - самоопределение - смыслообразование ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ -целеполагание КОММУНИКАТИВНЫЕ - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | - Откройте тетради, запишите число и классная работа. Чистописание. ие // ые - В каких словах мы встречаем эти сочетания букв? - Те ребята, у которых карточка на столе, работают по ней, а остальные ребята работают со мной. (По карточкам работают более сильные дети с усложненным заданием) Слайд 1 Открывается строка: рыжий, светлый, мокрый, санаторий, узкий - Прочитайте слова на доске, какое лишнее? Слово «санаторий» стирается. -Что объединяет эти прилагательные? - Запишите их в форме мн. числа ( записывают самостоятельно) - Какого рода получились прилагательные? (во мн. ч. у прил. род не определяется) - Обозначьте окончания. Слайд 2 Взаимопроверка (открывается строка рыжие, светлые, мокрые, узкие) - Составьте предложение с полученными прил.(заслушиваются варианты предложений) - Я тоже составила предложение, прочитайте и объясните пропущенные орфограммы. Слайд 3 Открывается надпись: Рыж... ств .. лы сосен мокры от весен... дождя. - Какие прил. из данных есть в предложении? | - В прил. мн. ч. - Лишнее «санаторий», оно сущ., а остальные – прил. - Они стоят в нач. форме, т.е. в муж.р. и ед.ч., и относятся к качественным – доказывают Ученик объясняет орфограммы - Рыжие и мокрые в краткой форме | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ строить сообщения в устной форме; структурирование знаний ЛИЧНОСТНЫЕ мотивационная основа учебной деятельности |
Постановка учебной задачи | - Мы сейчас потренируемся в образовании краткой формы прил. На доске расположены слова Звонкая лесное тонкое заливистые хрустальный барабанная громкий ночные - Данные прил. надо распределить в 2 столбика: в1-ый – те, у которых есть краткая форма, во 2-ой – те, у которых нет краткой формы. Учащиеся по цепочке выходят к доске и распределяют прилагательные в нужный столбик. | Устные ответы | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; - определение основной и второстепенной информации; - постановка и формулирование проблемы РЕГУЛЯТИВНЫЕ - волевая саморегуляция в ситуации затруднения КОММУНИКАТИВНЫЕ - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Построение проекта выхода из затруднения | - Как называются прил. в первом столбике? (качественные – доказывают) - Как называются прил. во втором столбике? (затрудняются ответить) - С какой проблемой сталкнулись? - Как бы вы назвали наш урок? - А давайте откроем учебники на с.134 и посмотрим как составили тему авторы учебника. - Сегодня на уроке мы будем изучать новую группу имён прилагательных. - Чему мы научимся и что нового узнаем сегодня на уроке? | - Узнаем признаки относительных прил., научиться их образовывать, отличать от качественных и использовать в речи. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ самостоятельно формулировать цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; планирование собственной деятельности на уроке КОММУНИКАТИВНЫЕ: задавать вопросы. ЛИЧНОСТНЫЕ ориентация на самоанализ и самоконтроль результата ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ выбор наиболее эффективного способа решения задачи |
Реализация построенного проекта | - Вспомните определение качественных прил. - Предположите, какое определение будет у относительных прил.? - Признак предмета относительных прилагательных может проявляться в большей или меньшей степени? - Давайте сравним с определением в учебнике с.114 (читают, делают вывод о правильности предположения) - Что надо ещё дополнить в определении О.П.? | К.П. обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени - Они обозначают такой признак, который НЕ может проявляться в большей или меньшей степени. - Они не имеют краткой формы. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ вычитывать текстовую информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ достижение договорённости и согласование общего решения |
Физ.минутка | |||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - А теперь поучимся образовывать относительные прил. Выполнение упр.2 из учебника. Учащиеся образовывают прил.из данных сущ. по вопросу, записывают их в тетрадь и доказывают, что получившиеся прил. относительные.(образец: воздух в горах – воздух (какой?) горный) - От какой части речи мы образовали прил.? - Как вы думаете, от других частей речи могут образовываться относительные прил.? - Давайте проверим ваши предположения .. | - От существительных. Учащиеся высказывают предположения. Читают правило в учебнике с.115, делают вывод. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. КОММУНИКАТИВНЫЕ формулировать собственное мнение и позицию ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ самостоятельный учёт установленных ориентиров действий в новом учебном материале |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - А сейчас потренируемся различать относительные и качественные прилагательные. Открывается надпись: тихие звуки шерстяная кофта - В каком словосочетании прил. относительное? (во втором – доказывают и записывают) - Таким же образом вы поработаете в парах. У вас на партах лежат карточки. Выбирайте словосочетание с относительным прил., объясняйте соседу свой выбор и записывайте в тетрадь. | Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; - классификация; - моделирование, преобразование модели. |
Включение в систему знаний и повторение. | - У нас осталась невыполненной ещё одна учебная задача. Слайд 4 Звуки весеннего леса. Лес полон звуков. У озера раздаётся голос кукушки. Среди сосен слышны посвист синички, песенка скворца, дробь дятла. Вечерами выводит трели соловей. - Что вы узнали из текста? (какие птицы поют весной в лесу, как они поют) - Интересный текст? Чем он интересен? (слово «пение» заменено разными синонимами - Как сделать текст интереснее и красивее? (добавить прил.) - Чему сейчас будем учиться? (использовать прил. в речи) - Чтобы вы смогли подобрать более точные прил., посмотрите на птиц из текста и послушайте их голоса, подсказка: некоторые подходящие прил. мы сегодня на уроке писали. Показывается презентация «Звуки леса» Учащиеся устно подбирают прил. к внешнему виду птиц и их голосам. Самостоятельная работа. Чтение получившихся текстов. Вариант текста: Звуки весеннего леса. Весенний лес полон красивых звуков. У маленького озера раздаётся звонкий голос серой кукушки. Среди сосен слышны тонкий посвист синички, заливистая песенка скворца ,барабанная дробь дятла. Вечерами выводит хрустальные трели соловей. | Выполняют задание. Отрабатывают умение находить дополнение в предложении. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - выполнение действий по алгоритму; РЕГУЛЯТИВНЫЕ - контроль, коррекция, оценка; КОММУНИКАТИВНЫЕ - достижение договоренностей и согласование общего решения |
Рефлексия и домашнее задание |
Сегодня на уроке Я узнал Я потренировался Мне было трудно Мне было интересно - На ваших столах лежит светофор. Если вы с легкостью справились со всеми заданиями, то закрасьте зеленую лампу светофора, если вы испытывали затруднение, то желтую лампу, а если вы не справились ни с одним заданием, то красную лампу светофора! - Покажите свои светофоры! Как много зеленого света! Что обозначает этот цвет? Спасибо за работу, желаю чтобы вам на пути к знаниям всегда сиял зеленый свет. | Подведение итогов работы | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Обобщать полученные знания; строить рассуждения КОММУНИКАТИВНЫЕ оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации ЛИЧНОСТНЫЕ ориентация на самоанализ и самоконтроль результата; внутренняя позиция школьника |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Относительные прилагательные" 3 класс
Урок по программе "Начальная школа ХХI века" с использованием интерактивной доски "SMART". Содержит презентацию "Notebook" и план-конспект урока....
урок русского языка по теме"относительные прилагательные"
урок русского языка проведен в форме игры-путешествия в березовую рощу с использованием маршрутных листов...
Урок по русскому языку в 3 классе "Правописание относительных прилагательных"
Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградавой "Правописание относительных прилагательных"...
Конспект урока по русскому языку программа "Школа XXI" века Относительные прилагательные 3 класс
Программа "Школа XXI" века Относительные прилагательные 3 класс...
Правописание относительных прилагательных
Урок русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа ХХI века». Учитель: Титеева Жанна Николаевна Блок «Как устроен наш язык» Тема: Прав...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание относительных прилагательных"
Урок - игра поможет в разъяснении особо сложной темы 3 класса"Имя прилагательное"....
Урок русского языка в 3 классе "Относительные прилагательные"
Урок русского языка по УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс....