Урок русского языка в 3 классе "Относительные прилагательные"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Мохова Юлия Викторовна

Урок русского языка по УМК "Начальная школа 21 века"  3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_r_yaz.ppt90 КБ
Microsoft Office document icon urok_otnositelnye_prilagatelnye.doc27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Запишите словосочетания Вкусный п_рог шерстяной к_стюм зимние б_тинки лесной _рех компьютерная пр_грамма з_л_той ч_ловек

Слайд 2

Вкусный п и рог шерстяной к о стюм зимние б о тинки лесной о рех к о мпьютерная пр о грамма з о л о той ч е ловек

Слайд 3

Признаки относительных прилагательных 1. Не имеют краткой формы 2. Не сочетаются с наречием очень 3. Нет степеней сравнения

Слайд 4

Воздух в горах — горный воздух (ед. ч., м.р.);

Слайд 5

Выпиши словосочетания с относительным прилагательным Городской парк, шоколадное мороженое, кислая капуста, швейная фабрика, высокий мальчик, ночная бабочка.

Слайд 6

Звуки весеннего леса. Лес полон звуков. У озера раздаётся голос кукушки. Среди сосен слышны посвист синички, песенка скворца, дробь дятла. Вечерами выводит трели соловей.

Слайд 7

Звуки весеннего леса. _____ л ес полон ______звуков. У_______озера раздаётся ________голос __________кукушки. Среди сосен слышны ___________посвист синички, _____песенка скворца, _______дробь дятла. Вечерами выводит _______ трели соловей.



Предварительный просмотр:

«Начальная школа XXI века»

Русский язык. 3 класс.

Тема: Относительные прилагательные.

Цель: Сформировать понятие «относительные имена прилагательные»

Задачи:

Образовательные:

- ввести понятие «относительные имена прилагательные», изучить признаки этих прилагательных;

- закрепить знание признаков качественных прилагательных;

- формировать умение образовывать краткую форму качественных прилагательных;

- формировать умение различать качественные и относительные прилагательные, использовать их в тексте

Развивающие:

- формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, 
- развивать умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов, 
- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, 
- развивать умение обобщать и синтезировать знания, 

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

Воспитательные:

- воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

- формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их:

- воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Оборудование:  учебник «Русский язык. 3 класс, часть 2» автор Иванов С.В., презентация, карточки со словосочетаниями,  

Ход урока.

        В скобках указаны предполагаемые ответы учеников. В течение урока учащиеся  с помощью светофориков сигнализируют о правильности выполнения задания и ставят знак «+» в тетрадь на поля напротив выполненного задания.

I.   Орг. момент. Приветствие. Запись в тетрадях числа и классной работы

II.   Чистописание.       ие // ые

        - в каких словах мы встречаем эти сочетания букв? ( в прил. мн. ч.  Им.п.)

Открывается строка: рыжий, прекрасный, горячий,  санаторий, узкий

  • прочитайте слова на доске, какое лишнее? (лишнее «санаторий», оно сущ., а остальные – прил.)
  • Какое окончание имеет это существительное? Чем оно особенное? (окончание нулевое;  существительное «санаторий» оканчивается на -ий,  и  в предложном падеже имеет окончание , а не -е)

Слово «санаторий» стирается.

-что объединяет эти прилагательные? (они стоят в нач. форме, т.е. в муж.р. и ед.ч., и относятся к качественным – доказывают)

- запишите их в форме мн. числа ( записывают самостоятельно)

        - какого рода получились прилагательные? (во мн. ч. у прил. род не определяется)

        - обозначьте окончания.

Взаимопроверка (открывается строка рыжие, светлые, мокрые, узкие)

        - составьте предложение с полученными прил.(заслушиваются варианты предложений)

        - я тоже составила предложение, прочитайте и запишите в тетрадь.

Открывается надпись:

       Рыж...      ств .. лы    сосен     мокры   от     весен...          дождя.  

Проверка: ученик у доски вставляет орфограммы и объясняет их, остальные  проверяют. 

        - какие прил. из данных  есть в предложении? (рыжие и мокрые в краткой форме)

Подготовка к восприятию нового.

        - мы сейчас потренируемся в образовании краткой формы прил.

Открывается 2 страница презентации.

Звонкая лесное тонкое заливистые

хрустальный барабанная громкий ночные

        - данные прил. надо записать в 2 столбика: в1-ый –  те, у которых есть краткая форма, во 2-ой – те, у которых нет краткой формы.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и «перетаскивают» прилагательные в нужный столбик, в скобках пишут краткую форму.

Физкультминутка.

        - как называются прил. в первом столбике? (качественные – доказывают)

        - как называются прил. во втором столбике? (затрудняются ответить)

Определение темы и постановка задач урока.

        - сегодня на уроке мы будем изучать новую группу имён прилагательных. Откройте учебник, найдите тему урока с.113 (относительные прилагательные)

Открывается 3 страница презентации.

        - какие учебные задачи нам надо решить на уроке? (узнать признаки относительных прил., научиться их образовывать, отличать от качественных и использовать в речи).

Изучение нового материала.

        - вспомните определение качественных прил. ( К.П. обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени)

        - предположите, какое определение будет у относительных прил.?     (они обозначают такой признак, который НЕ может проявляться в большей или меньшей степени)

        - давайте сравним с определением в учебнике с.114 (читают, делают вывод о правильности  предположения)

        - что надо ещё дополнить в определении О.П.? (они не имеют краткой формы)

        - а теперь поучимся образовывать относительные прил.

Выполнение упр.2 из учебника. Открывается запись:  Упр.2.

                                                                                        Школьные,    

 Учащиеся образовывают прил.из данных сущ. по вопросу, записывают их в тетрадь и доказывают, что получившиеся прил. относительные.(образец: воздух в горах – воздух (какой?) горный)

        - от какой части речи мы образовали прил.? ( от существительных)

        - как вы думаете, от других частей речи могут образовываться относительные прил.? (учащиеся высказывают предположения)

        - давайте проверим ваши предположения (читают правило в учебнике с.115, делают вывод)

Применение новых знаний.

- а сейчас потренируемся различать относительные и качественные прилагательные.

Открывается надпись: тихие звуки

                                    шерстяная кофта

        - в каком словосочетании прил. относительное? (во втором – доказывают и записывают)

        - таким же образом вы поработаете в парах. У вас на партах лежат карточки. Выбирайте словосочетание с относительным прил., объясняйте соседу свой выбор и записывайте в тетрадь.

Информация о д/з

        - дома вы потренируетесь определять какие признаки сущ. называют относительные прил. – это упр.4 с.115 (учащиеся читают задание к упр., объясняют, как будут рассуждать, записывают в дневник)

Физкультминутка.

Работа с текстом.

        - у нас осталась невыполненной ещё одна учебная задача.

Открывается 4 страница презентации.

Звуки весеннего леса.

       Лес полон звуков. У озера раздаётся  голос кукушки. Среди сосен слышны посвист синички, песенка скворца, дробь дятла. Вечерами выводит трели соловей.

        - что вы узнали из текста? (какие птицы поют весной в лесу, как они поют)

        - интересный текст? Чем он интересен? (слово «пение» заменено разными синонимами)

        - как сделать текст интереснее и красивее? (добавить прил.)

        - чему сейчас будем учиться? (использовать прил. в речи)

        - чтобы вы смогли подобрать более точные прил., посмотрите на птиц из текста и послушайте их голоса, подсказка: некоторые подходящие прил. мы сегодня на уроке писали.

Показывается презентация «Звуки леса»

Учащиеся устно подбирают прил. к внешнему виду птиц и их голосам.

Самостоятельная работа. Чтение получившихся текстов.

Вариант текста:

Звуки весеннего леса.

       Весенний лес полон красивых звуков. У маленького озера раздаётся звонкий голос серой  кукушки. Среди сосен слышны тонкий  посвист синички, заливистая песенка скворца ,барабанная  дробь дятла. Вечерами выводит хрустальные трели соловей.

Итог урока.

        - какую тему мы сегодня изучали?

        - что узнали об относительных прил.?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"

Урок русского языка "Роль имён прилагательных в языке" в 4 классе УМК "Школа России"...