ОРКСЭ. Итоги реализации
план-конспект урока по русскому языку
Итоги реализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 343.44 КБ |
realizatsiya_predmeta_orkse.docx | 19.68 КБ |
semya.ppt | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема воспитания толерантности и нравственности подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную с оставляющую наряду с научными знаниями, и нформацией об обществе, его интересах и з аконах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется , в том числе и её отношениями с социальным окружением , р елигиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры, п онимания религиозного, культурного многообразия исторического, национально-государственного , д уховного единства российской жизни .
ОРКСЭ Окружающий мир История
Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и н астоящего .
Введение ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания п овышает эффективность в оспитательного процесса Создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания . Курс помогает учащимся стать образованными, толерантными людьми , развивает их творческие способности. У детей формируются нравственные установки на поведение в определённых ситуациях.
Положительные моменты введения ОРКСЭ
Его изучение привело к усилению интереса ш кольников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Особый интерес представляет взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, р абота с родителями , с семьёй ребёнка.
По опросу и анкетированию родителей 90 % Данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребёнка 10 % Отметили определённые р иски в виде д ополнительной н агрузки на школьников
2. Дети активно обсуждали услышанное на уроках с родителями , которые были н епосредственно активными участниками совместной работы п ри выполнении домашних заданий по предмету.
3. Использование современных и нтерактивных методик , которые в свою очередь повышают эффективность внедрения курса в у чебный процесс и результативность .
4. На уроках дети « размышляют », « задумываются » прежде чем в ынести своё суждение или оценку; задают вопросы , проявляют неравнодушие к происходящему разговору, явлению.
5. Осуществляется развитие и нформационной компетентности у чащихся. Дети ищут дополнительный материал в разных источниках, обращаются за помощью к родителям, рассказывают им то, что узнали на уроке .
6. У детей появился познавательный интерес к предмету, стремление узнать что-то новое , ранее не известное. На уроках можно задавать вопросы и высказывать своё мнение , делать выводы, о тстаивать свою нравственную позицию .
7. Изменились отношения между детьми. Они стали добрее , вежливее , любознательнее , более терпимо относиться друг к другу , к окружающим . Более осознано стали относится к своему поведению и поведению других людей. Научились анализировать поступки , чётко представлять грань между « хорошо » и « плохо ». Стали проявлять интерес к истории своей Родины, своей семьи.
Введение курса ОРКСЭ Положительное явление Способствует тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников Это положительный опыт по воспитанию у учащихся нравственности , гражданственности и патриотизма .
Возможности курса используются и для организации внеурочной деятельности обучающихся краеведческой направленности в системе воспитательной работы учащихся .
Современные образовательные технологии Анализ проблемных ситуаций Тренинги практических навыков Деловые, ролевые игры Коллективно-групповая работа Проектная деятельность «Копилка мудрых мыслей» Составление словаря терминов
Проблемы и трудности
Материал в учебных пособиях сложен , объёмен . Необходимо значительную часть времени на уроках тратить на разъяснение сложных для понимания учащихся терминов. Необходима адаптация содержания с учётом возрастных особенностей обучающихся.
2. Содержание учебников, понятийный ряд не всегда соответствует возрастным особенностям младших школьников; и ллюстрации не всегда соответствуют т еме урока, отмечается недостаток отрывков из художественных произведений по темам .
3. Существуют сложности при работе с мультимедийными пособиями. В разделах «тренажёр» и «контроль» з адания нередко однотипные .
4. Учебно-методический комплект по курсу является недостаточным , необходимо дополнительное методическое сопровождение : м етодические рекомендации и поурочное планирование; д ополнительный дидактический материал; р абочие тетради , которые позволяли бы организовывать творческую самостоятельную деятельность учащихся и позволяли бы организовать смену деятельности на уроке, и спользуя разнообразные формы обучения, х рестоматийное сопровождение, словари.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Реализация предмета « Основы религиозных культур и светской этики». Итоги первого года обучения и проблемы.
Учитель: Алакина Екатерина Владимировна.
МКОУ Вашутинская ООШ.
Проблема воспитания толерантности и нравственности подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним..
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Внедрение нового предмета в учебный процесс общеобразовательных школ с самого начала вызвал немалый интерес в обществе. Связано это с тем, что родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, которые могли бы способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, а так же моральному оздоровлению общества в целом.
С сентября 2012 года в нашей школе в полном соответствии с нормами законодательства РФ был введён новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
На родительском собрании родителями учащихся 4 класса единогласно был выбран модуль – «Основы светской этики». С ними была проведена информационно-разъяснительная, консультативная работа.
Введение курса ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса. Через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Курс помогает учащимся стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности. Под влиянием курса у детей формируются нравственные установки на поведение в определённых ситуациях.
Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, его изучение привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, работа с родителями, с семьёй ребёнка.
Сильной стороной курса является использование современных интерактивных методик, которые в свою очередь повышают эффективность внедрения курса в учебный процесс и его результативность.
По опросу и анкетированию детей и их родителей курс нравится всем. Родители (90%) считают, что данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребёнка. 10 % родителей отметили определённые риски в виде дополнительной нагрузки на школьников. Ребята заинтересованно относились к преподаваемому предмету, серьёзно воспринимали предлагаемый материал. Дети активно обсуждали услышанное на уроках с родителями, которые были непосредственно активными участниками совместной работы при выполнении домашних заданий по предмету.
На уроках дети «размышляют», «задумываются» прежде чем вынести свое суждение или оценку; задают вопросы, проявляют неравнодушие к происходящему разговору, явлению.
На уроках осуществляется развитие информационной компетентности учащихся. Дети ищут в разных источниках дополнительный материал по курсу, обращаются к родителям, рассказывают им то, что узнали на уроке.
У учащихся появился познавательный интерес к предмету, стремление узнать что-то новое, ранее неизвестное. На уроках данного курса можно задавать любые вопросы и высказывать свое мнение. Детям нравится делать выводы, отстаивать свою нравственную позицию.
В конце изучения курса учащиеся совместно с родителями предоставили проектные работы на тему «Моя семья». Все проекты получились яркими и интересными.
В ходе изучения курса изменились отношения между детьми. Дети стали добрее, вежливее, любознательнее, более терпимо стали относиться друг к другу, к окружающим. Дети более осознанно начали относиться к своему поведению и поведению других людей. Умеют анализировать поступки и четко представляют грань между «хорошо» и «плохо», проявляют интерес к истории своей семьи.
Считаю, что введение курса ОРКСЭ является положительным явлением, способствует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников. Это положительный опыт по воспитанию у учащихся нравственности, гражданственности и патриотизма.
В ходе изучения этого курса мной широко применялись современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры коллективно-групповая, проектная деятельность, составление словаря терминов и сборника «копилка мудрых мыслей», галереи образов), систематически использовала компьютерную технику, интерактивное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие. Возможности курса используются и для организации внеурочной деятельности обучающихся краеведческой направленности в системе воспитательной работы школы.
В ходе введения нового курса есть некоторые трудности, проблемы. Материал в учебных пособия сложен, объёмен. Необходима адаптация содержания с учётом возрастных особенностей обучающихся. Необходимо значительную часть времени на уроках тратить на разъяснение сложных для понимания учащихся терминов, т.к. многие тексты уроков трудны для восприятия, перегружены терминами и понятиями.
Если в начале проведения мониторинга отмечалось большое количество разногласий , то к концу были установлены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями.
Благодаря практическому знакомству с содержанием курса , имеющим культурологическую и нравственно-воспитательную направленность , доля родителей, проявляющих настороженное отношение к введению его в учебный план школы, сократилось в несколько раз по сравнению с ситуацией, предшествующей началу апробации.
Проявлению положительной динамики также способствует:
- освещение результатов апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в электронных и печатных СМИ;
- привлечение представителей различных конфессий и общественных организаций к обсуждению особенностей преподавания курса;
- систематическая просветительская работа с родителями учащихся и представителями общественных организаций.
Существуют сложности при работе с мультимедийными пособиями. В разделах «тренажёр» и «контроль» задания нередко однотипные.
Учебно-методический комплект по курсу является недостаточным, необходимо дополнительное Методическое сопровождение курса: методические рекомендации и поурочные планирования, дополнительный дидактический материал, рабочие тетради, которые бы позволяли организовывать творческую самостоятельную деятельность учащихся и выполнение домашнего задания и позволяли бы организовать смену деятельности на уроке, используя разнообразные формы обучения, хрестоматийное сопровождение, словари.
Содержание учебников, понятийный ряд не всегда соответствует возрастным особенностям младших школьников; иллюстрации не всегда соответствуют теме урока, отмечается недостаток отрывков из художественных произведений по темам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое семья? Это группа живущих вместе близких родственников; Объединение людей, сплочённых общими интересами. (Из словаря Ожегова С.И.)
ИМЯ даётся родителями при рождении ФАМИЛИЯ переходит от родителей ОТЧЕСТВО присваивается по имени отца
Генеалогическое древо Я брат сестра мама папа бабушка дедушка бабушка дедушка
Объясни смысл пословиц: Не нужен клад, когда в семье лад. В семье и каша гуще. Дерево держится корнями, а человек семьёй. Вся семья вместе, так и душа на месте. Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.
Что нужно, чтобы семья была дружной? ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ТЕРПЕНИЕ
Соблюдай правила: Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании. Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями. Не причиняй боли родному человеку. Помогай родителям. Уважай старость. Дари радость членам своей семьи.
Задание на дом на выбор: Составить генеалогическое древо своей семьи; Нарисовать герб семьи, объяснить, что он обозначает.
Используемые материалы: Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы светской этики. - М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999 www.womtec.ru www.allday.ru www.mr7.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар в начальной школе «Новые образовательные стандарты: первые итоги реализации»
План семинара для заместителей директоров....
Итоги реализации основной образовательной программы начальной школы в 2011-2012 учебном году
Я обозначила проблемы и трудности при введении новых образовательных стандартов...
Итоги реализации проекта "Мы - читатели"
Этот проект проходил при участии учащихся начальной школы и воспитанников ГПД. Был дан старт и работа закипела. Была проведена большая исследовательская работа, поисковая работа приуроченная к 100-лет...
Итоги реализации ФГОС НОО
Выступление на РМО учителей нач. классов по теме "Итоги реализации ФГОС НОО"...
итоги реализации проекта "Здоровье" в учереждении ДОД "Станция юных натуралистов"
В современной воспитательной системе, направленной на формирование здоровой, творческой интеллектуально развитой личности, способной к самоопределению и саморазвитию, деятельность педагога допол...
Итоги реализации ФГОС
Работа предназначена для выступления на педсовете....
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ «КИРОВСКАЯ СОШ»
Выступление на форуме педагогов...