Конспект урока.Развитие умений находить грамматическую основу предложения.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока.Развитие умений находить грамматическую основу предложения.В конспекте показаны приемы, при помощи которых учитель показывает учащимся ход рассуждений пр определению грамматической основы предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.razvitie_umeniy_nahodit_grammaticheskuyu_osnovu_predlozheniya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие умения находить грамматическую основу предложения |
Русский язык. 2 класс |
|
В конспекте раскрыты пути развития умения у учащихся находить грамматическую основу предложения |
Давыдова Д.А. |
[2014-2015 учебный год] |
Цель урока: продолжить работу по развитию умения находить в предложении грамматическую основу предложения; упражнять в составлении маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
- учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
- м/м проектор, презентация по теме.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок русского языка, урок- путешествие. Мы все вместе отправимся на экскурсию, где будем наблюдать осенние изменения в природе.
Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень», представьте себе осенний день, изображенный в нём.
Елена Благинина «Осень»
(читают подготовленные ученики).
Слайд 2
Если встанешь на заре –
крыши в сером серебре…
Длинно тень ложится,
долго лист кружится.
Если выйдешь поутру –
галки стынут на ветру…
Вьются над парами
вслед за тракторами.
Разгуляется денёк,-
в полдень сядешь на пенёк,
смотришь - на припёке
прыгают сороки.
А в обед совсем теплынь –
пахнет горькая полынь,
тянет мёдом, мятой
и травой примятой.
Только этому не верь…
Осень всё-таки теперь!
Солнышко бледнее,
Небо холоднее.
Если выйдешь ввечеру –
галки стынут на ветру,
длинно тень ложится,
долго лист кружится.
- Как вы понимаете « крыши в сером серебре»?
- Как ведут себя птицы?
- Чем наполнен воздух?
-О каких осенних приметах вы узнали из стихотворения?
Именно описание осенних признаков, которые подметила Елена Благинина,
помогут вам на уроке определять грамматическую основу предложения.
-Как по- другому мы ее назовем? ( Подлежащее и сказуемое)
2. Минутка чистописания.
- Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, классная работа)
- В стихотворении вы слышали строку: «пахнет…травой примятой». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе.
Слайд 3.
_____________________________________
_____________________________________
3. Словарная работа.
- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.
Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).
Показ слайдов после отгадывания слова.
1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 4.
2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 5.
3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 6.
- Какое общее правило правописания объединяет эти слова?
(Сочетание –оро- )
- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
4.Сообщение темы и цели урока.
Слайд 7.
- Продолжаем наблюдать за природой осенью.
- Прочитайте предложение на экране:
С.рока л.тит к дер.ву.
- Объясните написание пропущенных букв.
(сорока –оро- , летит - лётчик, к дереву - деревья)
- Запишите.
-С какими понятиями вы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).
- Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии.
5.Работа по теме.
1)Повторение изученных ранее понятий.
- Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О сороке )
- Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)
- Что говорится о сороке? (летит)
- Задайте вопрос хором: сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
( сказуемое)
Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
2)Упражнение в определении грамматической основы.
- Мы отправляемся в воображаемый лес.
Откройте учебники на стр. 56, упр. 89. Подпишите № в тетради.
А) Читаем 1 часть задания.
Б) Стихотворение читает подготовленный ученик.
- Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?
(Знаки в конце предложений)
- Мы участники этого сбора грибов.
- Работаем над предложениями.
-Как определим начало и конец предложений? (1 слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения стоит точка, или !? знаки)
- Прочтите 1 предложение.
- О чем или о ком говорится в предложении?
-Найдём грамматическую основу.
(В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). ----Посмотрите, как записано в образце после стихотворения.
-Спишите.
Такое же задание выполним в трёх следующих предложениях. Прочтём их.
(Читают: 1 ряд – 2 предложение; 2 ряд – 3 предложение; 3 ряд – 4 предложение)
Выполните задание по образцу самостоятельно.
Проверка.
-Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.
-Разделить на слоги и для переноса слово ОСЫПАЛАСЬ
Выполнение:о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.
Физкультурная минутка
- А теперь мы отдохнём и совершим прогулку по лесу.
Встали.
«Прогулка в лес».
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Дальше по лесу идём –
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем.
Прыгать будем мы смелее.
1-2, 1-2, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим –
На носочках пробежим.
Зайка скачет в чистом поле,
Хорошо скакать на воле!
Помахали мы зайчишке –
непоседе, шалунишке.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
3) Упражнение в составлении предложений по схемам с опорой на картину.
- Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину.
– Что вы видите?
Слайд 8.
- Какое время года?
- Как изменились деревья?
- Что растёт в лесу?
- Чем заняты дети?
- Что происходит на поле?
- А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам.
Слайд 9. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)
- Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.
(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?
- Какой вопрос задан к сказуемому?
Что? что сделала? Осень наступила.
Что? что сделал? Урожай созрел.
Что? что делают? Машины работают.
Что? что делают?. Грибы растут.
Кто? что сделали? целые корзины. Дети собрали целые корзины.
Запишем предложения.
-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?
Проверка.
Слайд 10.
Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.
4) Творческая работа.
Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.
- Вспомним, какая погода бывает осенью./Задание на доске./
- Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.
Слайд 11.
Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.
Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.
Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.
- Прочтите, что получилось.
- Найдите главные члены предложения.
Слайд 12.(Предложения открываются поочерёдно, по щелчку)
5)Письмо под диктовку. /Дополнительный материал/.
Мы возвращаемся с экскурсии.
-Вспоминаем о красоте нашей природы.
-Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы сохранить эту красоту?
-Запишем об этом предложения под диктовку.
1)Слушаем предложение.
2)Объясняем правописание отдельных слов.
3)Записываем предложение.
4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.
Ребята гуляли в осеннем лесу.
Дети любовались красотой опадающих листьев.
Теперь школьники вернулись домой.
6.Обобщение и повторение изученного.
- Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились.
Слайд 13.
-Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?)
-Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)
-На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)
Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)
Оценивание работы учащихся на уроке.
7. Домашнее задание: упр. 90, составить маленькие предложения по схемам. Вспомните экскурсию, что на ваш взгляд мы не сказали об осени? Напишите предложения: т.е. подведите итог экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения находить грамматическую основу в предложении
Тип урока: урок развития умений.Цель как деятельность учеников: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности.Задачи: 1. Обучающие: продолжить з...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Грамматическая основа предложения".
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения. Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихс...
Конспект урока по русскому языку по теме " Грамматическая основа предложения"
Тема урока: « Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».Цель урока: познакомить с грамматической основой предложенияЗадачи:развивать умение находить в предложении главные члены - подл...
конспект урока по русскому языку 3 класс, школа2100 "Грамматическая основа предложения"
Урок русского языка с использованием ИКТ....
Открытый урок русского языка во 2 классе "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"
Сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много гостей. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень»...
Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"
Урок русского языка во 2 классеТема: "Развитие умения находитьграмматическую основу предложения".Учитель: Криворучко Н. А....
Открытый урок "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"
Цели и задачи урока: - Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;- Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;- Учить составлению маленьких предложений по ...