Открытый урок "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели и задачи урока:
- Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
- Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
- Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;
- Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;
- Воспитывать любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
(Урок по программе «Школа России»)
Учитель: Будрикене Ирина Леонидовна
Цели и задачи урока:
- Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
- Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
- Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;
- Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
- Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
- М/м проектор, презентация по теме;
- Шрифт «Прописи» для установки на компьютер.
Ход урока – путешествия.
I Оргмомент.
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много гостей. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.
Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.
Елена Благинина «Осень» (читают подготовленные ученики). Слайд 2
Если встанешь на заре –
крыши в сером серебре…
Длинно тень ложится,
долго лист кружится.
Если выйдешь поутру –
галки стынут на ветру…
Вьются над парами
вслед за тракторами.
Разгуляется денёк,-
в полдень сядешь на пенёк,
смотришь - на припёке
прыгают сороки.
А в обед совсем теплынь –
пахнет горькая полынь,
тянет мёдом, мятой
и травой примятой.
Только этому не верь…
Осень всё-таки теперь!
Солнышко бледнее,
Небо холоднее.
Если выйдешь ввечеру –
галки стынут на ветру,
длинно тень ложится,
долго лист кружится.
II Минутка чистописания.
- Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, классная работа)
- В стихотворении вы слышали строку: «пахнет…травой примятой». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 3.
_____________________________________
_____________________________________
III Словарная работа.
- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.
Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, первое слово с заглавной буквы, через запятую).
Показ слайдов после отгадывания слова.
1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 4.
2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 5.
3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 6.
- Какое общее правило правописания объединяет эти слова?
(Сочетание –оро- )
- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
IV. Сообщение темы и цели урока. Слайд 7.
- Продолжаем наблюдать за природой осенью.
- Прочитайте предложение на экране:
С.рока л.тит к дер.ву.
- Объясните написание пропущенных букв.
(сорока –оро- , летит - лётчик, к дереву - деревья)
- Запишите.
- С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).
- Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии.
- Хором прочтите пр-е. О ком в нём говорится? (О сороке )
- Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)
- Что говорится о сороке? (летит)
- Задайте вопрос хором: сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)
- Как называется главный член пр-я, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ( сказуемое)
Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в пр-и, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
V Упражнение в нахождении грамматической основы.
- Мы отправляемся в воображаемый лес.
Откройте учебники на стр. 56, упр. 89. Подпишите № в тетради.
1) Читаем 1 часть задания.
2) Стихотворение читает подготовленный ученик.
- Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?
(Знаки в конце пр-й)
- Мы участники этого сбора грибов.
- Работаем над пр-ями. Как определим начало и конец предложений? (1 слово в пр-и пишется с большой буквы, в конце пр-я стоит точка, или !? знаки)
- Прочтите 1 пр-е. Найдём грамматическую основу.
(В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите.
Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.
(Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)
Выполните задание по образцу самостоятельно.
Проверка.
Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.
о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.
VI Ф/М.
- А теперь мы отдохнём и совершим прогулку по лесу. Встали.
«Прогулка в лес».
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Дальше по лесу идём –
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем.
Прыгать будем мы смелее.
1-2, 1-2, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим –
На носочках пробежим.
Зайка скачет в чистом поле,
Хорошо скакать на воле!
Помахали мы зайчишке –
непоседе, шалунишке.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
VII Составление предложений по схемам с опорой на картину.
- Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину. – Что вы видите? Слайд 8.
- Какое время года?
- Как изменились деревья?
- Что растёт в лесу?
- Чем заняты дети?
- Что происходит на поле?
- А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам. Слайд 9. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)
- Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.
(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?
- Какой вопрос задан к сказуемому?
что? что сделала?. Осень наступила.
что? что сделал? Урожай созрел.
что? что делают? Машины работают.
что? что делают?. Грибы растут.
кто? что сделали? целые корзины. Дети собрали целые корзины.
Запишем предложения.
-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?
Проверка. Слайд 10.
Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.
VIII Творческая работа.
Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.
- Вспомним, какая погода бывает осенью./Задание на доске./
- Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.
Слайд 11.
Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.
Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.
Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.
- Прочтите, что получилось.
- Находим главные члены предложения.
Слайд 12.(предложения открываются поочерёдно, по щелчку)
IX Письмо под диктовку. /Дополнительный материал/
- Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.
1)Слушаем предложение.
2)Объясняем правописание отдельных слов.
3)Записываем предложение.
4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.
Ребята гуляли в осеннем лесу.
Теперь школьники пришли домой.
X Итог урока.
- Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились. Слайд 13.
Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?) Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)
На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)
Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)
Оценка учащихся.
XI Д/З упр. 90, составить маленькие предложения по схемам. Вспомните экскурсию, что на ваш взгляд мы не сказали об осени? Напишите предложения. Т.Е. подведите итог экскурсии.
Использованная литература:
Авторская разработка урока
Стихотворение Е.Благининой «Осень» http://detsad27.cheb.ru/autumn.htm
Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. М: Баласс, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе. Тема "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые". Урок по программе"Русский язык" ...
4 класс Русский язык Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода Тема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Цель урока: развивать умения изменять глаголы по лицам и числам в настоящем
4 классРусский языкУрок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подходаТема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения»....
Открытый урок русского языка во 2 классе "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"
Сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много гостей. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень»...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое". УМК ОС "Школа 2100"
Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний). Цель: формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, развитие умений нах...
Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"
Урок русского языка во 2 классеТема: "Развитие умения находитьграмматическую основу предложения".Учитель: Криворучко Н. А....
Конспект урока.Развитие умений находить грамматическую основу предложения.
Конспект урока.Развитие умений находить грамматическую основу предложения.В конспекте показаны приемы, при помощи которых учитель показывает учащимся ход рассуждений пр определению грамматической осно...
Развитие умения находить в предложении грамматическую основу.
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе....