Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шапчиц Елена Адольфовна

урок русского языка 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка67.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Тип урока:  Решения конкретно-практической задачи.

Цели урока:

  • Формирование  орфографических навыков. Дополнение модели правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • С помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих действия.
  • Учить применять на практике правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Воспитательные:

  • Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника. Воспитывать  любовь к родному языку, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.

Развивающие: 

  • Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое  мышление, память, речь  учащихся, умение анализировать свою деятельность.
  • Учить выделять главное, существенное в изучаемом материале.
  • Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении,  обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
  • Развивать интеллектуальные способности и мыслительные умения.
  • Учить переносить имеющие знания и умения в новые ситуации.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Конспект урока

Деятельность учителя с указанием номера слайда

Деятельность ученика

УУД

Примечания

Этап 1 урока (5 минут)

Систематизация знаний о работах буквы Ь в словах

Цель этапа: мотивирование ученика к учебной деятельности.

Цель этапа: обобщение знаний о работе буквы Ь в словах.

- Послушайте пословицу: Что посеешь, то  и пожнёшь.

- Разъясните смысл этой пословицы. Можно ли эту пословицу отнести к учёбе?

- Внимательно прислушайтесь к её произношению. Группа каких звуков встречаются чаще всего?

- Какие согласные называются шипящими?

На чистописании мы запишем соединения с этими буквами.

Шиш   чаш  щуш

Оцените себя.

-Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Проверьте написание слов.

Оцените себя.

- Что общего в написании слов-отгадок?

- Какую работу выполняет буква Ь в этих словах?

- Сколько работ буквы Ь мы знаем на сегодняшний момент?

Шипящие согласные.

[ш] , [щ,], [ч,], [ж]

Дети записывают соединения в тетрадь.

Отгадывают загадки (фронтальная работа), записывают слова в тетрадь (самостоятельная работа).

Самопроверка (по образцу).

Самооценка (если в написании слов не было допущено орфографических ошибок, рисуется смайлик (или плюс) на полях; если были ошибки, дети их исправляют зелёной пастой)

Анализируют.

- В написании всех слов есть буква Ь.

- В слове медведь буква Ь указывает на мягкость предыдущего согласного. В слове свинья буква Ь вместе с буквой Я служат для обозначения звука [й] на письме. В слове мышь буква Ь указывает на женский род слова, называющего предмет, в форме единственного числа.

Обобщают ранее сказанное.

Личночтные: самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: Выражение  своих мыслей в соответствии с задачами и условиями

Слайд 2.

Слайд 3.

Этап 2 урока (6-7 минут)

Систематизация знаний правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Цель этапа: повторение алгоритма проверки правописания ь после шипящих в словах, называющих предметы.

(работа в группах)

- Вспомните и запишите модель проверки орфограммы «буква Ь после шипящих».

- Какие шаги вы обозначили в модели? (Слайд № 5)

- Запишите слова, прописывая, где это необходимо, букву Ь.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите  зелёную пасту. Оцените работу соседа (знаки +/-). (

- Повторите алгоритм работы, вставляя недостающие слова:

1. Определить род слова, обозначающего предмет

2. Слова ________ рода пишутся без Ь.

3. Слова  женского рода, ______ числа пишутся без Ь.

4. Слова женского рода, _______ числа пишутся с Ь.

Самостоятельная работа: запись модели.

Самоконтроль и самооценка.

Самостоятельная работа

(с использованием модели).

Взаимопроверка: один из учеников читает слово, комментирует своё согласие или несогласие с его написанием у соседа по парте. Сравнивают с эталоном.

Познавательные: моделирование,  выбор наиболее эффективных способов решения задач, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата

Предметные: формулировка алгоритма, построение осознанного высказывания.

Слайд 4.

Слайд 5: до щелчка

Этап 3 урока (5 минут)

Возникновение проблемной ситуации.

Цель этапа: выявление места и причины затруднения, формулирование цели урока.

Цель этапа: постановка новой учебной задачи на основе проблемной ситуации.

Прочитайте слова.

- Во всех  этих словах есть одна и та же орфограмма. Какая?

- Объясните, по какому правилу написана эта орфограмма в каждом из слов.

- А почему написана буква Ь в слове беречь?

- Чего мы ещё не знаем?

- Так какая же цель сегодняшнего урока?  

- Что нужно узнать сегодня на уроке?

Учитель фиксирует задачу урока на доске.

- Что для этого нужно сделать?

Читают слова: луч, речь, куч, беречь.

- Во всех этих словах орфограмма «Ь после шипящих»

Объясняют правописание слов:

- В слове луч буква Ь не пишется потому, что это слово, обозначающее предмет, мужского рода. В слове речь буква Ь пишется потому, что это слово, обозначающее предмет, женского рода в форме единственного числа. В слове куч буква Ь не пишется потому, что это слово,  обозначающее предмет, женского рода в форме множественного числа.

Высказывают свои предположения.

-Не знаем, как пишутся слова, называющие действия, с шипящими в конце слова.

-Правописание слов, называющих действие, с шипящими в конце

-Узнать, пишется ли буква Ь после шипящих в словах-действиях и при каких условиях.

-Понаблюдать за правописанием слов, называющих действия.

Регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Слайд 5 после щелчка.

Слайд 6.

Этап 4 урока (7-8 минут)

Дополнение модели правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия

Цель этапа: дополнение алгоритма правописания орфограммы «Ь после шипящих» с учётом слов, называющих действие.

Цель этапа: включение в модель правописания буквы Ь после шипящих слов, называющих действие.

(работа в парах)

- Разбейте предложенные слова на группы.

- Сколько групп у вас получилось? По какому принципу вы разделили слова на группы?

Если дети разделят слова только на две группы, предложить им разбить группу слов, которые пишутся с мягким знаком, на две подгруппы:

- Как вы думаете, можно ли разделить слова первой группы на подгруппы? По какому принципу?

Если кто-нибудь предложит  сразу вариант с тремя группами слов, то попросить их объяснить своё решение.

В результате должны получиться три группы слов: слова, обозначающие предметы женского рода в форме единственного числа; слова,  обозначающие предметы мужского рода; слова, называющие действие.

- Прочитайте ещё слова, называющие действия

- Встретилось ли хоть одно слово, называющее действие, без буквы Ь после шипящих? Что вы теперь можете сказать о правописании слов, называющих действия, с шипящими в конце слов?

- Дополните модель орфограммы «буква Ь после шипящих».

Фиксирование открытого способа в модели

- Какие шаги мы должны выполнить, чтобы правильно написать слова с шипящими в конце слова?

Работают в парах. Записывают слова по группам.

С учётом правописания буквы Ь после шипящих в конце слова.

Скорее всего, дети разделят слова на две группы: слова, в конце которых пишется мягкий знак и слова, в которых мягкий знак не пишется.

Делятся своими наблюдениями.

Предлагают варианты дополнения модели.

Записывают модель в тетради.

Проговаривают алгоритм по модели.

Коммуникативные:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: построение логической цепи рассуждения.

Познавательные: моделирование,  выбор наиболее эффективных способов решения задач

Слайд 7.

Слайд 7 по щелчку.

Слайд 8.

Этап 5 урока (5 минут)

Первичное закрепление. Совершенствование орфографических умений и навыков.

Цель этапа: решение задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Цель этапа: использование модели правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия, на практике.

Исправить ошибки :

С крышь _______ падают сосульки. Мальчики во дворе гоняли мячь ______. Часы пробили полночь _____.  Это был сторожь _____ с соседних дачь______. На уроке ты молчишь______.

Самопроверка

Парная работа с проговариванием признаков написания слов изучаемой орфограммы.

 

Коммуникативные:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Слайд 9 , 10.

Этап 6 урока (10 минут)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: автоматизация умственных действий по изученным нормам.

Цель этапа: самостоятельное применение открытого способа действия.

Упр 131, стр 163.

Читают задание молча.

- Надо записать слова в два столбика: в один столбик – слова, в которых пишется мягкий знак, а в другой – слова, в которых мягкий знак не пишется. Кроме этого после каждого слова нужно указать в скобках признаки, по которым можно определить, нужно писать мягкий знак или нет.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка: читают слово и признак его проверки, соглашаются или не соглашаются с мнением соседа по парте. Ставят в тетради плюс или минус на полях.

Самооценка.

Исполнительская рефлексия учебных действий

Познавательные: применение полученных знаний на практике

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Слайд 11.

Этап 7 урока (3 минуты)

Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа: рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-Достигли мы цели урока?

- Выполнили поставленную задачу?

- Что нового нам удалось узнать сегодня?

-Изменился ли алгоритм проверки орфограммы «мягкий знак после шипящих» в связи с нашим «открытием»?

- Какие шаги необходимо выполнить при написании слов с шипящим в конце?

- Вернёмся к нашей пословице

Что посееш_, то и пожнёш_ .

Как правильно следовало её записать?

- Строителей древнего города однажды спросили: «Как они провели день?» (слайд 16)

Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

- А вы, ребята, к которому из строителей себя отнесёте?

Рефлексия.

Познавательные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: самоопределение - личностное, жизненное.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

Домашнее задание

Упр. 130, стр. 162.

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце имен существительных"

Урок русского языка в 4 классе позволяет научить детей действовать по алгоритму, уметь полно выражать свои мысли....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"...

Презентация: Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания (4 класс).

Презентация по русскому языку для 4 класса : Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать  выбор написания ....

Памятка по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в конце слова"

Памятка по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в конце слова"....

технологическая карта «Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова».

Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода....

Конспект урока "Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы"

Технологическая карта урока для 3 класса по учебнику В.В. Репкина (программа Эльконина-Давыдова"Презентация к уроку....