Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Тип урока: Решения конкретно-практической задачи.
Цели урока:
- Формирование орфографических навыков. Дополнение модели правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.
Задачи урока:
Образовательные:
- С помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих действия.
- Учить применять на практике правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Воспитательные:
- Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника. Воспитывать любовь к родному языку, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.
Развивающие:
- Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, память, речь учащихся, умение анализировать свою деятельность.
- Учить выделять главное, существенное в изучаемом материале.
- Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
- Развивать интеллектуальные способности и мыслительные умения.
- Учить переносить имеющие знания и умения в новые ситуации.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Конспект урока
Деятельность учителя с указанием номера слайда | Деятельность ученика | УУД | Примечания | |
Этап 1 урока (5 минут) Систематизация знаний о работах буквы Ь в словах | ||||
Цель этапа: мотивирование ученика к учебной деятельности. | Цель этапа: обобщение знаний о работе буквы Ь в словах. | |||
- Послушайте пословицу: Что посеешь, то и пожнёшь. - Разъясните смысл этой пословицы. Можно ли эту пословицу отнести к учёбе? - Внимательно прислушайтесь к её произношению. Группа каких звуков встречаются чаще всего? - Какие согласные называются шипящими? На чистописании мы запишем соединения с этими буквами. Шиш чаш щуш Оцените себя. -Отгадайте загадки, запишите отгадки. Проверьте написание слов. Оцените себя. - Что общего в написании слов-отгадок? - Какую работу выполняет буква Ь в этих словах? - Сколько работ буквы Ь мы знаем на сегодняшний момент? | Шипящие согласные. [ш] , [щ,], [ч,], [ж] Дети записывают соединения в тетрадь. Отгадывают загадки (фронтальная работа), записывают слова в тетрадь (самостоятельная работа). Самопроверка (по образцу). Самооценка (если в написании слов не было допущено орфографических ошибок, рисуется смайлик (или плюс) на полях; если были ошибки, дети их исправляют зелёной пастой) Анализируют. - В написании всех слов есть буква Ь. - В слове медведь буква Ь указывает на мягкость предыдущего согласного. В слове свинья буква Ь вместе с буквой Я служат для обозначения звука [й] на письме. В слове мышь буква Ь указывает на женский род слова, называющего предмет, в форме единственного числа. Обобщают ранее сказанное. | Личночтные: самоопределение. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями | Слайд 2. Слайд 3. | |
Этап 2 урока (6-7 минут) Систематизация знаний правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы | ||||
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Цель этапа: повторение алгоритма проверки правописания ь после шипящих в словах, называющих предметы. | |||
(работа в группах) - Вспомните и запишите модель проверки орфограммы «буква Ь после шипящих». - Какие шаги вы обозначили в модели? (Слайд № 5) - Запишите слова, прописывая, где это необходимо, букву Ь. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите зелёную пасту. Оцените работу соседа (знаки +/-). ( - Повторите алгоритм работы, вставляя недостающие слова: 1. Определить род слова, обозначающего предмет 2. Слова ________ рода пишутся без Ь. 3. Слова женского рода, ______ числа пишутся без Ь. 4. Слова женского рода, _______ числа пишутся с Ь. | Самостоятельная работа: запись модели. Самоконтроль и самооценка. Самостоятельная работа (с использованием модели). Взаимопроверка: один из учеников читает слово, комментирует своё согласие или несогласие с его написанием у соседа по парте. Сравнивают с эталоном. | Познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата Предметные: формулировка алгоритма, построение осознанного высказывания. | Слайд 4. Слайд 5: до щелчка | |
Этап 3 урока (5 минут) Возникновение проблемной ситуации. | ||||
Цель этапа: выявление места и причины затруднения, формулирование цели урока. | Цель этапа: постановка новой учебной задачи на основе проблемной ситуации. | |||
Прочитайте слова. - Во всех этих словах есть одна и та же орфограмма. Какая? - Объясните, по какому правилу написана эта орфограмма в каждом из слов. - А почему написана буква Ь в слове беречь? - Чего мы ещё не знаем? - Так какая же цель сегодняшнего урока? - Что нужно узнать сегодня на уроке? Учитель фиксирует задачу урока на доске. - Что для этого нужно сделать? | Читают слова: луч, речь, куч, беречь. - Во всех этих словах орфограмма «Ь после шипящих» Объясняют правописание слов: - В слове луч буква Ь не пишется потому, что это слово, обозначающее предмет, мужского рода. В слове речь буква Ь пишется потому, что это слово, обозначающее предмет, женского рода в форме единственного числа. В слове куч буква Ь не пишется потому, что это слово, обозначающее предмет, женского рода в форме множественного числа. Высказывают свои предположения. -Не знаем, как пишутся слова, называющие действия, с шипящими в конце слова. -Правописание слов, называющих действие, с шипящими в конце -Узнать, пишется ли буква Ь после шипящих в словах-действиях и при каких условиях. -Понаблюдать за правописанием слов, называющих действия. | Регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Слайд 5 после щелчка. Слайд 6. | |
Этап 4 урока (7-8 минут) Дополнение модели правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия | ||||
Цель этапа: дополнение алгоритма правописания орфограммы «Ь после шипящих» с учётом слов, называющих действие. | Цель этапа: включение в модель правописания буквы Ь после шипящих слов, называющих действие. | |||
(работа в парах) - Разбейте предложенные слова на группы. - Сколько групп у вас получилось? По какому принципу вы разделили слова на группы? Если дети разделят слова только на две группы, предложить им разбить группу слов, которые пишутся с мягким знаком, на две подгруппы: - Как вы думаете, можно ли разделить слова первой группы на подгруппы? По какому принципу? Если кто-нибудь предложит сразу вариант с тремя группами слов, то попросить их объяснить своё решение. В результате должны получиться три группы слов: слова, обозначающие предметы женского рода в форме единственного числа; слова, обозначающие предметы мужского рода; слова, называющие действие. - Прочитайте ещё слова, называющие действия - Встретилось ли хоть одно слово, называющее действие, без буквы Ь после шипящих? Что вы теперь можете сказать о правописании слов, называющих действия, с шипящими в конце слов? - Дополните модель орфограммы «буква Ь после шипящих». Фиксирование открытого способа в модели - Какие шаги мы должны выполнить, чтобы правильно написать слова с шипящими в конце слова? | Работают в парах. Записывают слова по группам. С учётом правописания буквы Ь после шипящих в конце слова. Скорее всего, дети разделят слова на две группы: слова, в конце которых пишется мягкий знак и слова, в которых мягкий знак не пишется. Делятся своими наблюдениями. Предлагают варианты дополнения модели. Записывают модель в тетради. Проговаривают алгоритм по модели. | Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: построение логической цепи рассуждения. Познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач | Слайд 7. Слайд 7 по щелчку. Слайд 8. | |
Этап 5 урока (5 минут) Первичное закрепление. Совершенствование орфографических умений и навыков. | ||||
Цель этапа: решение задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Цель этапа: использование модели правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия, на практике. | |||
Исправить ошибки : С крышь _______ падают сосульки. Мальчики во дворе гоняли мячь ______. Часы пробили полночь _____. Это был сторожь _____ с соседних дачь______. На уроке ты молчишь______. Самопроверка | Парная работа с проговариванием признаков написания слов изучаемой орфограммы.
| Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Слайд 9 , 10. | |
Этап 6 урока (10 минут) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | ||||
Цель этапа: автоматизация умственных действий по изученным нормам. | Цель этапа: самостоятельное применение открытого способа действия. | |||
Упр 131, стр 163. | Читают задание молча. - Надо записать слова в два столбика: в один столбик – слова, в которых пишется мягкий знак, а в другой – слова, в которых мягкий знак не пишется. Кроме этого после каждого слова нужно указать в скобках признаки, по которым можно определить, нужно писать мягкий знак или нет. Самостоятельная работа. Взаимопроверка: читают слово и признак его проверки, соглашаются или не соглашаются с мнением соседа по парте. Ставят в тетради плюс или минус на полях. Самооценка. Исполнительская рефлексия учебных действий | Познавательные: применение полученных знаний на практике Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Слайд 11. | |
Этап 7 урока (3 минуты) Рефлексия учебной деятельности | ||||
Цель этапа: рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке | Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | |||
-Достигли мы цели урока? - Выполнили поставленную задачу? - Что нового нам удалось узнать сегодня? -Изменился ли алгоритм проверки орфограммы «мягкий знак после шипящих» в связи с нашим «открытием»? - Какие шаги необходимо выполнить при написании слов с шипящим в конце? - Вернёмся к нашей пословице Что посееш_, то и пожнёш_ . Как правильно следовало её записать? - Строителей древнего города однажды спросили: «Как они провели день?» (слайд 16) Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни». Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу». Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение». - А вы, ребята, к которому из строителей себя отнесёте? | Рефлексия. | Познавательные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: самоопределение - личностное, жизненное. | Слайд 12. Слайд 13. Слайд 14. | |
Домашнее задание | ||||
Упр. 130, стр. 162. | Слайд 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умений писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце имен существительных"
Урок русского языка в 4 классе позволяет научить детей действовать по алгоритму, уметь полно выражать свои мысли....
Урок русского языка в 4 классе по теме:"Мягкий знак после шипящих на конце слов в именах существительных"
открытый урок для 4 класса...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"...
Презентация: Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания (4 класс).
Презентация по русскому языку для 4 класса : Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания ....
Памятка по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в конце слова"
Памятка по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в конце слова"....
технологическая карта «Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова».
Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода....
Конспект урока "Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы"
Технологическая карта урока для 3 класса по учебнику В.В. Репкина (программа Эльконина-Давыдова"Презентация к уроку....