Открытый урок по предмету по русскому языку тема "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_1.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;
развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;
воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.
Задачи:
1. Дать понятие об имени прилагательном; научить находить
прилагательные в речи;
2. Формировать умение распознавать прилагательные в речи;
3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; бережно относиться к птицам, пробуждать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3класса, 2 часть Рамзаева, презентация к уроку.
Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 1).
2. Проверка домашнего задания.
Цель: Ребята, дома, вы написали сочинение на тему: «Как я могу помочь птицам зимой?», . Слайд
- Вспомните, каких животных мы называем птицами?
( Животные, тело которых покрыто перьями- называются птицы.)
- Чем питаются птицы?
(Птицы питаются разными семенами, насекомыми, ягодами, личинками)
- Все ли птицы улетают в тёплые края? (Нет. Есть птицы которые остаются на зиму)
- Какие не улетают? Почему?
Воробьи,вороны; совы; сороки; дятлы; синицы, снегири;
(Не улетают потому что не боятся морозов, могут найти себе пищу).
- Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду могут найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти одна или две доживают до весны. Вот тут на помощь им приходит человек.
- Так как же мы можем помочь птицам? Кто желает прочитать своё сочинение? (2-3 человека), оценить: Я думаю что наша тема раскрыта,и вы выразили свои чувства, свои личные отношения к птицам. Молодцы! Вы хорошо поработали!
3. Актуализация и мотивация. Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа (хожу по классу, слежу за посадкой).
Цель: Ребята, чтобы исправить плохой почерк, что надо сделать?
-Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания)
- Какие вы у меня молодцы!
- Сегодня, на этом уроке мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы. Мы их на урок позовём. Слайд3
- Посмотрите на экран. Каких птиц вы узнали? (…) Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….
- Прочитаем их название. Какие из них зимующие? (ястреб и голубь).
- На какую орфограмму все эти слова? (парные согласные на конце слова)
- Назовите пропущенные буквы в этих словах. ( б, д ).
а) Минутка чистописания.
Цель. Именно эти буквы мы и повторим сегодня на чистописании (Слайды 3 - образец).
Чередуем написание данных букв в соединении. Кто повторит правило? Чтобы красиво писать, нужно правильно сидеть!
- Как хорошо у вас получилось. Найдите и обведите самую красивую букву.
- Поднимите руку у кого такая буква есть.
б) Азбука добрых слов. Вспомните и назовите добрые слова, которые начинаются с этих букв.(добрый, душевный, дружелюбный, доброжелательная, достойное, благородный, бережливый, благополучный).(слайд). Молодцы! Посмотрите на экран, я знаю ещё несколько таких слов. Прочитайте их.
4. Сообщение темы и целей.
- На какие вопросы отвечают все эти слова? Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы, какой?, какая?, какое?, какие? (признак предмета).
- Кто догадался, какая тема нашего урока? Имя прилагательное. (слайд).
- Вы правы. Тема нашего урока: «Имя прилагательное». - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (…)
- Цель нашего урока: «познакомиться с именем прилагательным; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам» (слайд )
5. Разминка для глаз (слайд).
Цель. Нам предстоит серьёзная работа на уроке. Давайте к ней подготовимся и выполним небольшую разминку для глаз. Смотрите внимательно на экран и следите глазами за движением птицы .
Вывод. Выполняйте упражнения для глаз и дома, они помогут снять напряжение и усталость.
6. Изучение нового материала. Сядьте красиво, продолжим урок. Посмотрите внимательно на экран, сравните эти два текста. . Слайд
- Прочитает (…)
Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.
Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.
- Какой текст вам нравится больше? Почему? (более точное описание, более красивый текст).
- Назовите слова, которые помогли украсить этот текст. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают (выделяются на слайде цветом)
- Вы догадались, какие это части речи? (имя прилагательное)
На доске - опорная схема.
Вывод. Итак, имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета)
7. Первичное закрепление.
- Проверим наши предположения. Откройте учебники на с. 47, прочитайте правило. Вслух прочитает (…).Вы были правы.
А теперь давайте закрепим наши знания. Внимание на экран.
а) наблюдение над ролью имён прилагательных в речи. (Слайд ).
- Прочитайте слова.
Непоседа … ,
Птица … ,
Птица … ,
Самая … .
- Можем ли мы догадаться, о какой птичке идёт речь? Почему это сделать трудно? (не указаны признаки).
- Давайте попробуем вставить пропущенные слова: (пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая).
б) словарная работа
- О какой птице идёт речь? (сорока). Какое это слово? (словарное) Какие слова помогли нам угадать эту птицу? (говорливая….) На какой вопрос отвечают все эти слова? (какая?) А что обозначают эти слова? (признак предмета) Какой частью речи они являются? (прилагательные).
- Запишите загадку и отгадку самостоятельно. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. – Какие слова вы подчеркнули? Почему? (имена прилагательные). Что такое имя прилагательное?
Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета (опорная схема на доске).
- Молодцы! Вы отлично поработали, а теперь пора отдохнуть в зимнем лесу.
8. Физкультминутка (звучит музыка)
9. Закрепление изученного материала.
1. - А теперь мы поработаем в нашей постоянной рубрике «Давай подумаем» и вспомним ещё об одной красивой птице.
- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво (Слайд).
К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые.
- Запишите это предложение. Как на письме оформляются предложения? Дай характеристику предложению, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях).
- Вспомним тему урока. (Имя прилагательное) На какие вопросы оно отвечает (…). Есть ли имена прилагательные в этом предложении (снегири (какие?) красногрудые)
- Как подчеркнём? (…) Подчеркните волнистой линией.
- Ребята, а вы знаете, почему птица снегирь имеет такое название?
- Птица, снегирь, названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая народная примета.
- Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.
- А почему именно зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас? (холодно, голодно, меньше корма)
- А что лично мы с вами, наш класс сделал для птиц. На уроке технологии мы сделали кормушки. Выходит ученик с кормушкой читает стихотворение.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну.
Чтоб без песен
Не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Вывод: Ребята, помните, что зимой птицам нужна наша забота.
2. Дифференцированная работа. (Один ученик у доски)
- Следующее задание посложнее,
Дятел чёрный
Ворон красноголовый
Сова пёстрый
Зяблик спящая
3.Закрепление (стр. 94 Упр. №169)
- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны и как усвоили тему урока. Откройте пожалуйста учебники на стр. 94 Упр. №169
-Прочитайте задание, а теперь все внимательно смотрят в учебники и выполняют упр. Самостоятельно. Первых трёх учеников проверяют.
12. Итог урока.
- Подведём итог урока. … Пожалуйста! ( подготовленный ученик)
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
- Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос?
Что она обозначает? На какие вопросы отвечает?
Выставление оценок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получают. … А также все получат оценки за сочинение и за самостоятельную работу на карточках..
12. Домашнее задание.
-Дома вы выполните задание.
–Тест по теме: «Имя прилагательное».
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
13. Рефлексия. - Дети, вы молодцы! Хорошо поработали. Откройте конверты и покажите своё настроение, а я покажу вам своё (слайд моё настроение).
- Я рада, что наши настроения совпадают.
- Встаньте, спасибо за урок, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 1классе по русскому языку" Фонетика.Звуки и буквы"
Цель урока: : создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать.Планируемые результаты. Предметные результаты:Совершенст...
Открытый урок в 1 классе.Русский язык
Объяснение новой темы. Как проверить согласную на конце слова. Урок-путешествие....
Открытый урок обучения грамоте и русского языка в малокомплектной школе
Тема: Согласная буква Ц.Цель: Познакомиться с согласным звуком [ц] и буквой, обозначающей этот звук. Планируемые результаты: Учиться анкетированному произношению согласных звуков на основе ...
Открытый урок по "ОРКСЭ и русскому языку"
Разработка открытого урока комбинированного типа «ОРКСЭ и русский язык». Этот урок необычен тем, что он начинается с «Основ светской этики, на котором разбирается тема «Справедливость», а...
Открытый урок окружающего мира и русского языка в 1, 3 классах.
Тема: Откуда берутся снег и лёд?Цели: 1.Познакомиться со свойствами снега и льда. 2. В...
Технологическая карта урока по предмету:" Родной русский язык". Тема :«Ржаной хлебушка калачу дедушка»
Цельрасширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов,Задачиобогащение активного и пассивного словарного запаса, расширениеобъёма...
"Как можно играть звуками". Урок по предмету Родной (русский) язык.
Тема урока: «Как можно играть звуками».Тип урока: Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.Образователь...