Открытый урок в 1 классе.Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Муравьёва Надежда Григорьевна

Объяснение новой темы. Как проверить согласную на конце слова. Урок-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1_klass.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

министерство образования и науки

Р е с п у б л и к и       К а з а х с т а н

учитель Муравьёва Н. Г.

Тема: Как проверить согласную на конце слова.

Цели: Обеспечить условия необходимости поиска проверки правописания согласных на конце слова; научить определять позицию парных согласных и обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание; развивать у учащихся навыки грамотного письма; закрепить гигиенические навыки письма (посадка, положение тетради, владение ручкой). Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: Маршрутный  лист, изображение солнечного зайчика, изображение горы, карточки с предложениями, схема-опора.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

2. Психологический настрой

- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга.

- Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня на уроке будем открывать орфографические секреты. Успех ждёт тех, кто будет любознательным, внимательным и активным. Итак, в путь…

3. Экспозиционное письмо

- Но перед любым путешествием нужна подготовка. У нас – это экспозиционное письмо.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Дети, открывая тетрадь, произносят стихотворение:

Я тетрадочку открою, уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.)

1. Таня шила.

2. Часы тикают.

3. Жила-была щука.

(Учитель показывает детям предложения на несколько секунд, дети должны прочитать и написать).

- Назовите изученные орфограммы.

4. Тема урока.

- А сегодня на уроке будем разгадывать секреты парных согласных. Назовите их.  

- Чтобы пройти по тропинке и не упасть в пропасть, надо выполнить задание в маршрутном листе под №1а, б.

- Вам нужно найти и подчеркнуть в словах парные согласные буквы.

(дети выполняют задание)

- Проверим. Назовите буквы.

- Итак, буквы мы пишем. А что произносим?

- Теперь вам надо записать  соответствующие буквам звуки. Что нужно сделать для этого?

- Желаю вам быстро и правильно справиться с этим заданием.

- Проверяем. Сравним пару дуб - дубы. В какой позиции находится  согласный на конце слова дуб?

- В каком слове произносимый звук соответствует написанной букве?

- Сравните позиции звуков. Как вы думаете, почему согласный в этом слове находится в сильной позиции? (За согласным следует гласный).

- Сравните звуки и буквы в паре суп-супы. Назовите слово, в котором согласный находится в слабой позиции.

- В сильной?

- Почему?

- А сейчас попытаемся, опираясь на ваши наблюдения, сделать вывод. В какой позиции должен находиться согласный, чтобы не сделать ошибки при написании?

- В каком случае согласный находится в сильной позиции?

Учитель открывает схему-опору.

        Парные согласные находятся в сильной позиции:

1) 1)перед гласными

2) 2)перед  Р, Н, Л, М (сонорные)

ПаПарные согласные находятся в слабой позиции:

1) 1)на конце слова

2) 2)перед согласными, кроме сонорных.

- В каком случае согласный находится  в слабой позиции?

5. Заучивание правила.

- У нас небольшой привал.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Зуб на зубы, лёд на льды-

Будешь грамотным и ты.

6. Составление словосочетаний.

- Продолжаем наше путешествие. Чтобы добраться до перевала Словосочетаний, надо выполнить задание №2 в нашем маршрутном листе.

- Какие слова остались без пары? (колючий, горбатый)

-Подберите к данным определениям названия предмета  (ёж, верблюд)

- Какую согласную напишем на конце? Почему?

7. Выполнение упражнения.

- Нам осталось пройти совсем немного. Но путь преградили камни, чтобы их убрать, надо правильно написать слова из упражнения №5

8. Обобщение

- Вот мы и на вершине горы. Даже солнышко стало ближе. Но у нашего солнышка нет лучиков, чтобы они появились, надо отгадать загадки и к отгадкам подобрать проверочное слово.

1.На бахче у нас растёт,

Как разрежешь, сок течет.

Свеж и сладок он на вкус.

Называется …(арбуз)

2.Щиплет щёки, щиплет нос.

Но не страшен нам…( мороз)

3.Как ни старался, я не мог

Доесть с капустою….(пирог)

4.Что там мчится и шипит

И колёсами стучит:

-Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я по рельсам лечу. (поезд)

5.Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы. (гриб)

9. Итог урока

- Какой секрет парных согласных удалось разгадать?

- Я вам тоже хочу рассказать один секрет: у вас в папках лежат солнечные зайчики, которых вы подарили друг другу, но чего не хватает? Если вам урок понравился, то нарисуйте улыбку, а если нет, то грусть.

- Урок окончен. Всем спасибо.

Маршрутный лист

Тема: Парные согласные.

Выполнил:_______________________

1. Подчеркни в словах парные звонкие и глухие согласные. Обозначь звуки.

А)дуб  - суп,  рукав – жираф, круг – звук, народ – пилот, вёз – нёс, ёж – ёрш

Б)дубы – супы, рукава – жирафы, круги – звуки, народы- пилоты, вези – неси,

Ежи- ерши.

2.Слова первого столбика соедини с подходящими по смыслу словами из второго.

                                                               неуклюжий

                                                               прекрасный

    медведи- медве…ь                           колючий

    львы- ле…                                         изворотливый

    лебеди- лебе…ь                                 горбатый

    ужи – у…                                            свирепый

                                                                косолапый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"

Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...

Открытый урок 1 класс русский язык УМК"Перспектива"

Тема:"Слова отвечающие на вопрос кто,что"...

Открытый урок, 4 класс, Русский язык

УМК: «Школа 2100». Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Русский язык. 4 класс» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»....

открытый урок 4 класс "Русский язык"

урок систематизации и обобщений знаний по теме"Роль местоимений в речи"...

Открытый урок. 4 класс. Русский язык.

Тема: «Роль глагола  в предложении»Тип урока: открытия новых знанийФорма урока: групповаяОборудование: Интерактивная доска, индивидуальные ноутбуки, медиа проектор, документ-кам...

Открытый урок -4 класс-Русский язык Тема: "Второстепенные члены предложения".

Конспект урока по теме"Второстепенные члены предложения. Обстоятельство, дополнение".Презентация к уроку....