Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема « Речевой этикет: слова просьбы и благодарности.
Слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?»,
знаки препинания в конце предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_1klass.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Речевой этикет: слова просьбы и благодарности.
Слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?»,
знаки препинания в конце предложения.
Цели: учить соблюдать правила этикета; формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?»; Развивать навык каллиграфического письма; воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас! Встали все у парт красиво,
Все зашли спокойно в класс. Поздоровались учтиво.
2. Актуализация пройденного
3. Вступительное слово учителя.
- Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым? Назовите его.
- Вот видите, какие разные слова были у вас первыми. Сегодня нам предстоит разговор о словах.
4. Сообщение темы урока. Постановка целей.
- Итак посмотрите пожалуйста на доску:
Эй! Дай мне быстро вон тот мяч
Маша дай мне пожалуйста ручку!
Спасибо большое.ты очень добра!
Давай мою тетрадь обратно
Светка!Возьми свой карандаш обратно
- Зачеркните предложения которые не красиво использовать в нашей речи и объясните свой ответ.
- Бывают ситуации, когда надо что-то попросить, за что-то извиниться, от чего-то отказаться. Какая же будет наша задача сегодняшнего урока? Задача урока – выяснить, как это сделать вежливо, стараясь не обидеть собеседника.
5. Работа по теме урока.
а) Работа по учебнику.
- Рассмотрите первую картинку. Подумайте, как сказать другу, что вещь чужая и мальчик не может ее отдать?
- Рассмотрите вторую картинку. Какая ситуация изображена?
- Проверьте себя, прочитав текст к рисунку.
- Кем из вас такое случалось?
- Как вы себя вели?
- Какое решение должен принять мальчик?
Работа по группам.
- «Озвучьте» эту картинку..
Вывод: воспитанный человек, к которому обращена просьба или приглашение, чаще всего пытается выполнить просьбу или принять приглашение, а если по каким –то причинам не может, то отказывает. Но помните, отказывать надо так, чтобы не обидеть человека, объяснить причину своего отказа, извиниться, поблагодарить, выразить сожаление. Добрые слова – верные, надежные помощники в этом непростом деле.
Словарная работа «Доскажи словечко».
Если словом или делом
Вам помог кто- либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: ….. (спасибо)
- Откуда явилось это слово?
- В былые времена, когда хотели поблагодарить кого-то за добрые дела, говорили: «Спаси вас Бог!» Со временем это словосочетание сократилось до слова « спасибо» Забывать это слово никогда не следует.
- Придумайте предложение со словом «спасибо»
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
- Послушайте стихотворение «Вежливое слово».
- Какие слова выделены в тексте стихотворения?
- Когда их говорят? (учебник )
- Прочитайте, как «покупал» билет каждый персонаж стихотворения.
- Кто вел себя у кассы комично? (медвежонок)
- Прочитайте его слова еще раз.
- В каких ситуациях обычно говорят эти слова?
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
- Будь вежлив с товарищами, не давай им прозвищ, разговаривая, не кричи, не забывай говорить добрые слова, здоровайся при встрече, прощайся при расставании.
- Как вежливо попросить, отказаться? Извиниться?
- Какие задания надо выполнить письменно? Прочитайте.
- Какие знания для этого понадобятся?
Задания выполняются самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь. Коллективная проверка.
1. Упражнение «Дорисуй»
- Отгадайте загадку:
Какой зверь опасный ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает? (лисица)
- Что вы знаете о лисице? (У лисицы очень острый слух. Она может услышать, как под снегом пищит мышка)
2. Упражнение «Чистописание».
- Назовите правильно буквы.
- Чем эти буквы похожи и чем они отличаются?
- Напишите красиво.
- Лисица приготовила для вас задание – выполните звуковой анализ слов.
На стр.18 рабочая тетрадь № 3
- Что вы видите на картинках? (Оружие, из которого стреляют – лук, пространство, покрытое травой и цветами – луг, животное – лиса, лес, тянущийся на много километров – леса)
- Произнесите эти слова. Сделайте вывод. (Звучат одинаково, следовательно, имеют одинаковую звуковую модель)
- Здесь кроется секрет русской орфографии, который вам еще предстоит раскрыть: глухой звук на конце и безударный гласный не стоит торопиться обозначать буквами, опираясь на произношение. А пока сказка – подарок лисицы за хорошую работу
- Как звуки научились превращаться в буквы.
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками. Но зато любили петь.
Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему в ней так понравилось, что он решил поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился.
Но он все-таки был волшебник, причем очень добрый. И он решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как этот звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен.
- Как вы думаете, звуки обрадовались волшебным платьям?
- Как они поблагодарили волшебника?
- Вспомните, как пишутся словарные слова, которые вы выучили.
- Впишите пропущенные буквы.
- Проверьте себя.
- Запишите слова.
- Придумайте с каждым словарным словом предложение. (Самое интересное предложение можно записать в тетрадь под диктовку учителя)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
«Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
- На физминутке будут звучать слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?». Услышав слово, отвечающее на вопрос «кто?», вы встаете на носочки, поднимаете руки вверх, тянетесь к солнышку. А услышав слово, отвечающее на вопрос «что?», приседаете и вытягиваете руки вперед.
Слова: акула, волна, осьминог, курица, гриб, трава, зерно, аист.
- Знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто?, что?
- Прочитайте слова первого столбика. Задайте устно вопрос к каждому слову. Если вопрос задан верно, хлопните в ладоши один раз, а если неверно – два раза. Итак, если слово будет называть вещь, какой вопрос зададите?
- А если людей, животных?
- Запишите вопросы к словам первого столбика.
- Прочитайте слова второго столбика.
- Задайте к ним вопросы и запишите самостоятельно.
По окончании работы проводится самопроверка по записи на доске.(приготовить доску с правильными ответами.)
- Решите задачу: задача не на сложение, а на правило уважения.
«Одна девочка жалуется маме:
- Во дворе один мальчишка такой невежа, зовет меня Танька!
- А ты его как зовешь?- спросила мама.
- А я его вообще никак не зову,- ответила Таня. - Я ему просто кричу: «Эй, ты».
- Скажите, права ли Таня?
Запись на доске: Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Списывание предложения.
5. Итог урока.
- Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение следить за собой, понимать, как необходимо вести себя в разных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....