Конспект урока. 4 класс. Наречие.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Русский язык 4 класс.
Учитель. Хямяляйнен Екатерина Юрьевна
ГБОУ СОШ № 237 г.С-Пб
2017-18 г.г.
Тема. Наречие.
Цели. Познакомить с наречием как частью речи, наблюдать морфологические признаки и синтаксическое функционирование наречий.
УУД. Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, формировать умения высказывать свои предположения.
Познавательные: умение употреблять наречия в речи, развивать мыслительную деятельность.
Коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других.
Личностные: формировать мотивацию к обучению
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Работа по карточкам.
- Ребята, у которых на столах лежит карточка № 1, выполняют её с целью устранения пробелов в знаниях.
Ф.И. ________________________________________
Вставь пропущенные буквы и слова.
З….ма обр….дила сосны и ели в сн….говые шу….ки.
- Обр….дила – глагол (что ______________________ ?)
- Н.ф. - ______________________
- Пост.пр.: _____________ вид, 2 спряжение
- Непост.пр.: изъяв.накл., ________ время,______ число, _________
- Сказуемое, __________ (что _________________?) обр….дила
- Проверка домашнего здания.
- Вам было дано предложение. Что нужно было сделать?
(морфологический разбор глагола и по выбору: придумать предложение с данной характеристикой: восклицательное, повествовательное, распространённое, с однородными членами.)
1 уровень.
Списать предложение. Выполнить синтаксический разбор и морфологический разбор глагола.
2 уровень.
Списать предложение. Выполнить синтаксический разбор и морфологический разбор глагола. Придумать предложение (восклицательное, повествовательное, распространённое, с однородными членами) на эту же тему.
Вьюги и метели в феврале налетели.
- Как выполнили морфологический разбор?
(1. Налетели – глагол (что сделали?)
2. Н.ф. – налететь
3. Пост.пр.: сов.вид, 1 спр.
4. Непост.пр.: изъяв.накл., пр.вр., мн.ч.
5. Сказуемое, вьюги и метели (что сделали?) налетели)
- Кто придумал предложение? Докажите правильность своего рассуждения. (Без снега и метелей февраля не бывает)
Итог.
- Орфографическая минутка.
- Назовите орфограммы, которые встретились в словах данного предложения.
(вьюги – разделительный мягкий знак в корне слова,
Метели – безударная гласная в корне слова, проверочное слово мёл, в феврале – безударная гласная в корне слова, поверочное слово февраль и безударная гласная в корне слова непроверяемая, её нужно запомнить, налетели – приставка на, безударная гласная в корне слова, проверочное слово полёт)
Итог.
- Актуализация знаний.
- Перед вами карточка № 2. Прочитайте текст. Работа в парах. Определите вид текста, его тему и идею.
Сегодня морозный день. Везде лежит снег. Ребята утром выбежали во двор. Маленькая Таня плавно скользит на коньках. Витя быстро едет на лыжах. Мальчики построили снежную крепость и скоро начнётся битва снежками. Девочки лепят снежную бабу и задорно смеются. А как здорово скатиться с горки на санках! Звонко раздаётся смех детей! Зимой всем весело!
(текст-повествование, тема – зимние забавы, идея – зимой всем весело)
- Выполним в тетради синтаксический разбор 4-ого предложения.
Проверка.
Итог.
- Новый материал.
- С какими частями речи мы познакомились подробно? (сущ., прил., глагол)
- О какой части речи я вам говорила, но подробно с ней мы ещё не знакомились? (наречие)
- Сформулируйте тему урока. (Наречие)
Какие цели поставим перед собой, чтобы познакомиться с новой частью речи? (что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, какова роль в предложении, правила правописания)
-Будем отвечать на поставленные вопросы.
- Назовите наречие, которое встретилось в нашем предложении? (плавно)
- На какой вопрос отвечает? (как?)
- С какой частью речи связано? (с глаголом, скользит (как?) плавно)
- Что же обозначает наречие? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что обозначают известные нам части речи?
- Что обозначает наречие? (признак действия)
- А теперь обратимся к рубрике «Из истории языка».
- О происхождении слова наречие нам расскажет…
Наречие. Философ Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи. Слово речь – очень близкое к слову глагол. Глаголить означало речить, вести речь. Значит, вместо слова наречие можно сказать наглагол или приглагол. Именно так переводится название этой части речи с латинского языка – приглагол. Действительно, слова, которые находятся при глаголе, обозначают признак действия.
- На какие же вопросы отвечают наречия?
- Какие части речи записаны в первом столбике? (глаголы)
- Во втором столбике? (наречия)
- Подумайте, какой вопрос можно задать от глагола к наречию
Лежит (где?) везде
Бежит (куда?) вниз
Настал (когда?) сегодня
Еду (откуда?) издалека
Уехал (почему?) поневоле
Сказал (зачем?) специально
Говорил (как?) спокойно
- Вывод. На какие вопросы отвечают наречия? (где, куда, когда, откуда, почему, зачем и как).
-Какова у наречия роль в предложении? Каким членом предложения является наречие? (обстоятельством)
- Как изменятся наречие?
- Попробуем проспрягать глагол с наречием.
- Что значит проспрягать глагол? (изменить его по лицам и числам)
- Итак. Спрягаем глагол и наречие: решать быстро по колонкам. 1 колонка – 1 лицо ед.ч., 2 колонка – 2 лицо ед.ч. и т.д.
Проверка.
- Сравним. Что заметили? (наречия не изменяются по лицам и числам)
- Какой вывод можно сделать? (Наречие – неизменяемая часть речи, следовательно, не имеет окончания)
Вывод.
- Что называют наречием? (наречие – неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?, в предложении является обстоятельством.)
- Правильно ли мы ответили на поставленные вопросы?
- Где об этом мы можем прочитать? (в учебнике)
- Откройте учебники на с.57 и прочитайте правило.
Итог.
ФИЗМИНУТКА
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот,
Два наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
- Закрепление нового.
- Теперь мы знаем, что такое наречие.
- Чему должны научиться? (отличать наречие от других частей речи)
1. Разноуровневое задание. Карточка № 3
1 уровень.
Из ряда слов выписать наречия.
2 уровень.
Из ряда слов выписать наречия и подобрать к ним антонимы.
Иду, путник, морская, вверх, завтра, зимний, светло, опоздал, нам, зелень, утром, темнеть, сильная, плохо, я, прибрежный
Проверка.
2. Карточка № 4. Работа в парах.
- Даны два столбика с наречиями. Соедините наречие из первого столбика с наречием со второго, подобрав синонимы.
везде постоянно
наизусть гладко
всегда всюду
ровно назубок
рядом кругом
вокруг поблизости
близко неподалёку
Проверка.Вывод.
- Игра «Найди «лишнее» слово». Карточка № 5
Найди «лишнее» слово в ряду.
Громко, весёлый, вокруг, скоро
Поздно, завтра, влево, красив
Близко, сегодня, аккуратно, холодно
Проверка.Вывод.
- Подобрать к словам синонимы.
Далеко, много, рано, трудно, громко, грустно.
- Приготовиться объяснить орфограммы в словах.
Проверка. Итог.
- Итог. Домашнее задание.
- Списать текст. Найти в нём наречия, подчеркнуть их как члены предложения. Дополнительно. Подобрать к наречиям антонимы.
- Итог. Рефлексия, Оценки
Что узнали?
Что вызвало затруднения?
Как бы оценили свою работу?
Кто считает, что работал хорошо и понял всё
Кто считает, что ему ещё нужно повторить понятие о наречии
Доп-но: с.58 № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»
Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие", электронная презентация к уроку
Это первый урок по тему "Наречие". Знакомство с частью речи наречие. На уроке дается понятие о наречии как части речи. Выявляется значение наречий в речи. Включена работа по развитию речи: фразеологиз...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».
Конспект урока1. Ф.И.О .учителя Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....
Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...