Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие", электронная презентация к уроку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

макеева людмила фоминична

Это первый урок по тему "Наречие". Знакомство с частью речи наречие. На уроке дается понятие о наречии как части речи. Выявляется значение наречий в речи. Включена работа по развитию речи: фразеологизмы и минисочинение на заданную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.   4 класс.

Учебник  «Русский язык» А.В.Поляковой.

Цели урока:

1.Формирование понятия о наречии как части речи. роли наречия в  речи.

2.Формирование орфографической зоркости.

3.Развитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование:

1. Мультимедийное  оборудование  (компьютер, проектор, интерактивная доска  SMART BOART), презентация слайдов по теме урок  ( Используется в течение всего урока на различных этапах в качестве наглядности, контроля   проверки заданий на уроке).

2 .Презентация к уроку.  

3. Карточки для групповой работы.

Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (Слайд 1)

1.Упражнения для глаз:

«Зоркие глазки»

Обведите взглядом 6 кругов по часовой стрелке, 6 кругов против часовой стрелки (радиус кругов должен быть как можно больше)

Голова не поворачивается.

 «Стрельба глазами»

Двигаем глазами вправо – влево, вверх – вниз по 6 раз.

Закрыли глаза - открыли.

Начинаем наш урок.

2.Учитель: (слайд 2)

Учите русский годы к ряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда-

 И та  награда в нем самом.

3..Чистописание.

Бб    Ббб   Бббб

Определите закономерность и продолжите ряд.

*Оцените свою работу

.

4. Учитель: Дайте характеристику звукам, обозначенным буквой Б.

   -Ученики:  Буква Бб  обозначает согласные звуки, эти звуки звонкие твердый и мягкий  (б  б).

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1.Списать с доски предложение , вставить пропущенные буквы.

( Слайд 3 ) Обоснуй свой выбор.

Белый зайч_к  быстро п_р_б_га_т    л_сную   п_ляне

(Слайд 4 )  Проверь.

Белый зайчик быстро перебегает лесную поляну.

Учитель: Какие орфограммы встретились?

Уч-ки: Безударная гласная в корне слова, в приставке, в суффиксе, в личном окончании глагола.

Учитель: Объясните способы проверки этих орфограмм.

2.Разобрать предложение по членам предложения и частям речи.

Белый зайчик быстро перебегает лесную поляну.

На  доске подчеркивает и разбирает ученик.

3. (Слайд 5)

Учитель :У какого слова вы не смогли определить часть речи?

Уч-ки:  Это слово  БЫСТРО.

 ( Слайд 6 )

-С каким словом оно связано в предложении?

Уч-ки: С глаголом  перебегает.

4.   Выпишите словосочетание.

( бежал как?  быстро)

Учитель: -Какую работу выполняет слово БЫСТРО.

Уч-ки:  Поясняет глагол.

Учитель: Подберите противоположное по смыслу наречие (антоним)

Ученики: Это наречие медленно.

Учитель: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ……….

                 Скажу я слово «далеко», а ты ответишь ……….

5.Учитель :  Эта  часть речи называется НАРЕЧИЕ. (Слайд 7)

( Слайд 8) – Цели урока.

Сегодня на уроке мы  познакомимся со значением этой части речи в языке.

6. ( Слайд 9)

-  Работа  по  учебнику с.108 упр. С.175.

Задание: 1варианту – поставить  глаголы во 2 лицо,

 2 варианту - глаголы в 3лицо.

Проверка (Слайд 10) на интерактивной доске..

Учитель : Что вы заметили ?

УЧ-ки: Глаголы изменяются по лицам, а наречия не изменяются.

7. (Слайд  11)

Домашнее задание  с.108  , упр. 177.

Учитель: Прочитайте задание.

Найдите наречия.

Назовите вопросы отвечают наречия.

Уч-ки: На вопросы: как, когда, каким образом и т.п.

8. Сформулируй правило ,используя опору ( Слайд 12)

.                                 .

Что такое НАРЕЧИЕ?

Какие части речи они поясняют?

На какие вопросы отвечает?

Уч-ки:  Наречия – это неизменяемые слова. Они поясняют глаголы и имена прилагательные. Наречия отвечают на вопросы  КАК? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? И т. п.

9. С. 110 прочитайте правило.

Учитель: Проверим: итак, что такое наречие.

 Уч-ки   читают правило о наречии.

 ( Слайд 14 )

ФИЗМИНУТКА.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки и плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – каждый займет свое место и ряд.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. (Слайд 15).

Учитель: Почему так говорят?

Один ум хорошо, а два – лучше. (Слайд 16).

Задание для работы в парах:  Соединить фразеологизмы с подходящим по смыслу наречиями.

Задание на карточках. ( см. приложение ) Задание для работы в парах.

ПРОВЕРКА. (Слайд 17).

.

2.Закрепление изученного.

( Слайд 18)  СРАВНИ. На слайде словосочетания прилагательных с существительными и наречий с глаголами.

Учитель: Какую часть речи поясняют имена прилагательные?

 Как изменяются имена прилагательные?

Уч-ки:  Имена прилагательные поясняют имена существительные и обозначают признаки предметов, поэтому они изменяются по числам, по родам, по падежам.

Учитель: А что можно сказать о наречии?

Уч-ки: Наречия поясняют глагол,  обозначают признак действия и не изменяются.

(Слайд 19) – вывод.

3. (Слайд 20)

ВЫВОД : В отличии от имен и глаголов, наречия не изменяются.

У него нет таких грамматических значений, с помощью которых оно присоединяются к другим словам.

4. Сравните:

Прилагательные обозначают признак предмета ( и ему нужны значения рода, числа, падежа с помощью которых оно присоединяется к названию предмета), то наречия обозначают признак действия.

Слово НАРЕЧИЕ старое, оно  в древнерусском языке.

Корень РЕЧЬ как бы связывает его с глаголом.

Древние римляне называли эту часть речи «приглагольем».

5. (Слайд 21) –Зимний лес (фотография)

Учитель читает стихотворение  Эли Куклиной.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко»  произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи «кругом белым – бело» -

И увидишь зимнее  село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слово ты «темно» -

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты –

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся  РОССИЯ !

6. Найдите и назовите наречия.

Уч-ки: высоко,  кругом бело,  темно, ароматно, красиво.

7. (Слайд  22) - (Олени идут по зимнему заснеженному лесу)

Учитель: Посмотрите на фотографию. Наш край Югра – это наша родина.

Край богатый, красивый свой природой и людьми.

.

Учитель: Какие наречия вы подберете, чтобы описать увиденное?

Уч-ки : Холодно, морозно, пасмурно,  тяжело, настороженно, уверенно ,глубоко, трудно, холодно.

8. Творческая работа:

Напишите мини сочинения, используя наречия.

9. Дети зачитывают свои работы.

.Домашнее задание.

Упр. 177, с. 109. правило

.

 Итог урока. (Слайд 23 )

-Что новое узнали на уроке.

-Что такое наречие?

Вы  работали хорошо, азартно, дружно!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Презентация  к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени». УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....

конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...