Творчество обучающихся на уроках русского языка
материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
«Творчество есть не более как проекция детских качеств
на жизнь взрослых... если бы процессы, с которыми
они связаны, - удивление и любопытство, тяга к пробам,
поискам и находкам — можно было бы предохранять от
возрастного увядания, если бы можно было бы добиваться
того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда
мы бы победили в важной битве — битве за творчество»
Д. Морис
В наше время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Как отмечают учёные, ориентация на формирование, в большей мере, эмпирического репродуктивного мышления приводит к тому, что многие из завтрашних выпускников начальной школы, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к общению и творческому анализу. Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро, тем более, что исследования последнего времени выявили у детей значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, творчески подходить к решению проблемы, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Цель нашей работы, учитывая выше сказанное, направлена на подготовку широко образованно, интеллектуально развитой личности, способной к творческой деятельности в различных областях науки и практики.
В своей работе я стараюсь развивать творческие способности учащихся введением в обход системы специальных развивающих средств, познавательных задач, при решении которых у ребёнка появляется не только интерес к знаниям, но и способам их приобретения. Дети соприкасаются также и с эстетической стороной умственного труда, когда они учатся сравнивать несколько способов решения одной проблемы как по правильности, рациональности, так и по «красоте», изяществу, лаконизму. Ещё А. Дистерверг писал, что больше пользы приносит рассматривание одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем изучение десяти предметов с одной стороны.
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся. Этого можно достичь на любом учебном предмете. Русский язык считается наиболее трудным и не совсем благодатным предметом в этом отношении, но это заблуждение. Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языкам. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями.Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Однако возможность овладеть языковыми формами с годами явно уменьшается. Моя задача заключается в том, чтобы правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний, развития творческих способностей каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса к предмету и любви к родному языку. Учёные отмечают, что развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Я стараюсь систематически, из урока в урок использовать задания, позволяющие формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности. Огромное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития психологических механизмов — памяти, внимания, воображения. Именно эти качества, по данным психологии, являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
Я стараюсь использовать в своей работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы обучения русскому языку, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. При этом важно, чтобы за «скучной грамматикой» и «однообразной орфографией» не потерялся наш великий русский язык. Стараюсь не давать готовое, а направляю на то, чтобы дети находили большее количество вариантов анализа. Это достигается через:
- введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы;
- увеличение масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;
- расширение объёма работы с понятиями и терминами;
- включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательного и познавательно-исследовательского характера;
- введения нового этапа урока — мобилизующего;
- различные виды работ в малых группах, парах;
- использование различных форм исследований (погружение в проблему, метод мозаики);
- комбинированные творческие работы: диктанты-изложения (когда диктуется первая часть предложения, а вторую учащиеся должны придумать или диктуется часть текста, другую — придумать), диктант-сочинение; рассказ от первого лица;
- задания с ограниченным временем на выполнение;
- задания с отсроченным вопросом (при изучении новой темы).
Можно перечислять ещё долго, главное же в умении настроить учащихся на продуктивную творческую деятельность. С этой целью в начале каждого урока проводится мобилизующий этап. Это позволяет научить учащихся сопоставлять, сравнивать, классифицировать. Вместе с этим мобилизует внимание, наблюдательность, сообразительность. На начальном этапе могут даваться задания, имеющие однозначное решение, а затем задания, которые имеют вариантность решение. Виды упражнений могут быть самые разнообразные: чтение зашифрованных слов или зашифровать слово, задачи логического характера.
Итак, я на уроке стараюсь каждую минуту общения с обучающимися превратить в сотрудничество.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 22
Алексеева Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка "Род существительных"
Аннотация урокаТема урока «Род существительных». Тип урока: комбинированный. Форма проведения урока: урок-исследование. Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательск...
Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"
Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"....
Формирование положительной мотивации учения у обучающихся на уроках русского языка.
В статье идёт речь о технологии развития критического мышления, которая позволяет проводить уроки в оптимальном режиме. Дан урок по этой современной образовательной технологии....
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...
Самооценка обучающихся на уроках русского языка в 4 классе
Мастер -класс, проводимый на муниципалном уровне для учителей начальных классов. Моё выступление и презентация....
Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках русского языка".
Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельность обучающихся на уроках русского языка"Приемы, применяемые учителем для управления познавательной деятельностью на уроке:- актуализирует тре...