Самооценка обучающихся на уроках русского языка в 4 классе
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
Мастер -класс, проводимый на муниципалном уровне для учителей начальных классов. Моё выступление и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rech.docx | 22.48 КБ |
samootsenka_-_kopiya_01.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Самооценка обучающихся на уроках русского языка в 4 классе
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.
Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развитие у школьников умения контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать свои замыслы, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям.
Самооценку формируют постепенно, от класса к классу. Возможность для самооценивания я предоставляю детям, начиная с первых недель обучения. В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
На первых уроках в 1 классе обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
При изучении букв, в конце урока предлагаем детям зелёным карандашом обвести самую правильную букву, а красным ту, которая не получилась.
Выполнив задание, ребенок оценивает правильность его выполнения. Во время проверки работы я либо соглашаюсь с поставленной оценкой, обводя ее в кружок, либо располагаю кружок выше или ниже оценки. Это особенно важно для тех детей, которые завышают или занижают самооценку. Озвучивая результаты работы на уроке, я особо отмечаю тех учащихся, чья самооценка совпала с моей. В результате такой работы самооценка моих детей становится адекватной
С 1 класса ученикам предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.
Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.
Предлагаю вашему вниманию оценочный лист к работе.
В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею находить безударную гласную в слове; знаю правило о проверке безударной гласной в корне слова; смогу правильно написать безударную гласную в корне слова. Во втором столбике проставлены номера заданий. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, работает с данной орфограммой.
Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
Очень продуктивно работает на уроке русского языка комментированное письмо с указанием орфограмм.
При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил.
Решая примеры или задачу, ученик рассуждает вслух и ведет за собой весь класс. Такое комментирование не просто размышление вслух, оно выполняет функцию управления деятельностью всех учащихся, заставляет ученика, комментирующего решение, самому более осмысленно подходить к выполняемой работе и в тоже время способствует воспитанию самоконтроля и у учащихся, слушающих его. Систематически проводимое комментирование постепенно становится более доказательным и переходит в рассуждение при выполнении более сложных задач.
В 3 классе ученики тренируются в:
- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
- составлении проверочных заданий для самоконтроля;
- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;
- выполнении действий по инструкции с ограничениями;
- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;
- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя
Для развития самоконтроля и самооценки в 3 классе я часто задаю вопросы: - Что ты узнал на уроке?
-Чему научился? За что себя можешь похвалить?
-Над чем еще надо поработать?
-Какие задания тебе понравились?
- Какие задания оказались трудными?
-Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?
Ученики охотно отвечают на мои вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда сами, иногда с моей помощью.
Практикую контрольные разноуровневые задания тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося.
Ещё одной эффективной формой оценивания является «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).
Подводя итог каждого урока учащимся ставится вопрос не только "Какой вид работы понравился больше ?" или "Какие задания выполняли?", но и "Как оцениваете свое участие на уроке?", "Могли бы работать активнее?", "Чему договорились научиться в начале урока и каков результат?" и т.д.
Вопросы такого типа позволяют проанализировать свою работу и дать оценку своей деятельности, деятельности каждого ученика и класса в целом.
При подведении итога урока ученики вспоминают поставленную цель, сравнивают ее со своим представлением при постановки учебной задачи, оценивают результат.(Что хотели получить и что получили.)
Дидактическая игра «Учитель».
На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.
Инструментом оценивания становится «волшебная линеечка», которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.). Ребята учатся оценивать не только себя, но и своих товарищей. Причём при взаимооценке дети мотивируют своё мнение, указывают товарищу на его недостатки и хвалят за успехи. Такой вид деятельности очень нравится детям: во- первых, потому что они видят интерес ребят к своей работе, во-вторых, им приятно быть в роли «учителя», высказывать своё мнение и чувствовать внимание ребят к своим суждениям; в-третьих, школьники учатся критически и адекватно оценивать свою работу, что снимает непонимание между учителем и учеником. Дети теперь понимают, почему педагог ставит ту или иную отметку.
В 4 классе школьники упражняются в:
- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
- определении состава действий и операций с анализом возможных трудностей;
- выполнении действий по общей инструкции;
- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;
- самостоятельном корректировании плана проверки;
- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Рефлексия «Спроси себя» по теме
«Однородные члены предложения»
Дети в начале урока получают индивидуальные карточки с заданиями. Перед изучением темы каждый пробует ответить на вопросы и ставит в соответствующей графе знак «+» я знаю ответ; «-» я не знаю ответ; «?» я сомневаюсь в ответе.
В конце урока, после изучения темы, дети вновь возвращаются к карточкам и вновь ставят соответствующие знаки. Диагностика к упражнению 554
(Определение падежа имён существительных) Проанализировав задание, я пришла к выводу, что ребята хорошо научились определять падеж имени существительного. Мне сразу видно, кому нужна моя помощь и где именно. Я увидела, что больше всего затруднений возникло у ребят при работе с местоимениями. В дальнейшем я организую повторение именно этой темы.
Вывод: В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, я убеждена, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном. Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трёхцветный индикатор - «Я не знаю, прошу помощи» - - «Сомневаюсь, не уверен» - «Знаю, умею»
Ура! У меня всё получилось Были ошибки, но я всё понял Мне было трудно, нужна помощь
Ученик: Учитель:
Лесенка Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.
Во 2 классе ученикам предлагается : - сравнивать промежуточный результат с эталоном; - перечислять последовательность действий и операций контроля; - выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта; - участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
Основные умения № задания Прогностическая оценка Итоговая оценка Я умею находить безударную гласную в слове Упр.26 Я знаю правило о проверке безударной гласной в корне слова Я смогу правильно написать безударную гласную в корне слова Знаю Сомневаюсь Не знаю Оценочный лист
В 3 классе ученики тренируются в: - сравнении результата деятельности с образцом; - составлении проверочных заданий для самоконтроля; - коллективно-распределительном составлении алгоритмов; - выполнении действий по инструкции с ограничениями; - самопроверке по плану с отсутствующими звеньями; - составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя
Карточка №1 Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. П__стух, мол__тьба, зап__х, п__лоса, д__леко, зв__зда, ст__лбы, н__зина, д__жди, з__нты, д__брота. Карточка №2 Из ряда слов подчеркни слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением, подбери проверочные слова. Колючие, корзина, скользит, беда, сугроб, помогал, носил, месяц, зелёный, тащить, ворона, снежок Карточка №3 Спиши слова, поставь знак ударения и выдели корень. Подчеркни в ряду данных слов проверочное. Варенье, варить, варка, варёный. Столяр, столовая, столик, стол. тяжёлый, тяжесть, тяжело. Плясун, плясать, пляска. Плодовитый, плодовый, плод. Дождливый, дождичек, дождь. Спасение, спасательный, спас. Размахивать, махнуть, взмах, перемахнуть, взмахивать. Заявить, явка, объявить, объявление, предъявить, заявка. Объяснить, ясный, пояснение, разъяснить, ясно. Выезд, разъезд, поезд, переезд, объезд, наездник. Единый, объединить, соединить, разъединить, единица.
В 4 классе школьники упражняются в: - сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности; - определении состава действий и операций с анализом возможных трудностей; - выполнении действий по общей инструкции; - самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями; - самостоятельном корректировании плана проверки; - целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Рефлексия «Спроси себя» по теме «Однородные члены предложения» Дети в начале урока получают индивидуальные карточки с заданиями. Перед изучением темы каждый пробует ответить на вопросы и ставит в соответствующей графе знак «+» я знаю ответ; «-» я не знаю ответ; «?» я сомневаюсь в ответе. В конце урока, после изучения темы, дети вновь возвращаются к карточкам и вновь ставят соответствующие знаки. Вопросы Начало урока Конец урока Зачем мы используем однородные члены? По каким признакам их узнаём? Какие члены предложения бывают однородными? Когда ставим запятые, а когда нет?
Образец работы по русскому языку с оценочным листом Оценочный лист к работе: Основные умения № задания Первичная оценка Итоговая оценка Написание безударной гласной в корне слова 472 Написание безударной гласной в окончании существительного Написание безударной гласной в окончании прилагательного
Орфограмма Я знаю правило Я вижу условия написания Я умею писать и объяснять слова с этой орфограммой Безударная гласная в корне слова Парная согласная в корне слова Непроизносимая согласная в корне слова Оценочный лист к работе :
Диагностика к упражнению 554 (Определение падежа имён существительных)
Диагностика самооценки по упр.554
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением Парная согласная в корне слова Непроизносимая согласная в корне Удвоенная согласная в корне слова Безударная гласная, непроверяемая ударением Написание приставок и предлогов Цветик-многоцветик
Тест Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово. 1. Часть, без которой слово не может существовать? Д) суффикс; З) корень; О) окончание. 2. Родственные слова это: У) слова, которые сходны по смыслу; Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу. 3. Окончание служит для образования новых слов А) нет; Е) да. 4. Суффикс служит для связи слов в предложении М) да; Т) нет. 5. Корень – это: О) общая часть родственных слов; И) общая часть слов. 6. Разбор слова по составу надо начинать с : С) корня; П) приставки; К) окончания. 7. Приставка служит для образования новых слов. И) да; Н) нет.
Какое слово у нас получилось? 1. Часть, без которой слово не может существовать? Д) суффикс; З ) корень; О) окончание. 2. Родственные слова это: У) слова, которые сходны по смыслу; Н ) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу. 3. Окончание служит для образования новых слов А ) нет; Е) да. 4. Суффикс служит для связи слов в предложении М) да; Т ) нет. 5. Корень – это: О ) общая часть родственных слов; И) общая часть слов. 6. Разбор слова по составу надо начинать с : С) корня; П) приставки; К ) окончания. 7. Приставка служит для образования новых слов. И ) да; Н) нет.
ЗНАТОКИ
Проверь себя: 1)1, 2)Твёрдый согласный: цапля, жираф Мягкий согласный: лента, час, ёж; 3) Кабачок, капуста, колбаса, консервы, конфета 4) 3 5) 4 6) 3 7) 1 8) 2 Оцени себя: Выполнил упражнение без ошибок – 5 баллов. Допустил 1 ошибку – 4 балла. Допустил 2 ошибки – 3 балла. Допустил 3 – 4 ошибки – 2 балла.
Ребята, очень часто антонимы встречаются в произведениях устного народного творчества: загадках, поговорках, пословицах. Следующее задание - доскажи пословицу: Корень учения горек, а плод его … Ласточка день начинает, а соловей … Ученье – свет, а неученье - … Мягко стелет, да жестко … Не бойся врага умного, а бойся друга … Знай больше, говори … Лучшая вещь новая, лучший друг - … Легко сказать, да трудно Правой рукой строит, а левой…
Задание Прогнозируемая оценка Итоговая оценка Я знаю значение понятия антонимы. Я смогу подобрать антоним и продолжить пословицу. Лист самооценки Справлюсь (справился) полностью: + Справлюсь (справился), допустив одну, две ошибки: Трудно, допустил много ошибок: !
Ребята, очень часто антонимы встречаются в произведениях устного народного творчества: загадках, поговорках, пословицах. Следующее задание -доскажи пословицу: - Корень учения горек, а плод его сладок . - Ласточка день начинает, а соловей заканчивает . - Ученье – свет, а неученье – тьма . - Мягко стелет, да жестко спать . - Не бойся врага умного, а бойся друга глупого . - Знай больше, говори меньше . - Лучшая вещь новая, лучший друг – старый . -Легко сказать, да трудно доказать . - Правой рукой строит, а левой разрушает .
Синий цвет – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! Зелёный цвет – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне собой доволен! Красный цвет – урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс (2 четверть) Тема: Обучающее изложение.
Данный материал может быть использован для подготовки к урокам и внеурочным занятиям по русскому языку....
Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках русского языка".
Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельность обучающихся на уроках русского языка"Приемы, применяемые учителем для управления познавательной деятельностью на уроке:- актуализирует тре...
Урок Русского языка-2 класс УМК «Классическая начальная школа» Тема урока: « Упражнение в написании слов с безударными гласными» Использование: технологии разноуровневое обучение , технологии самооценки.
Урок Русского языка-2 класс УМК «Классическая начальная школа» ...
Презентация к уроку русского языка 3 класс. Обучающее изложение "Берегите полевые цветы"
Обучающее изложение " Берегите полевые цветы" 3 класс...
Обучающее изложение "Ласточки" (презентация к уроку русского языка 2 класс ОС "Школа 2100")
Презентация содержит материал для лучшего восприятия текста изложения....
Самооценка обучающихся на уроках русского языка
Самооценка обучающихся на уроках русского языка...
Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А
Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...