Открытый рок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Салчак Саяна Сюрюн-оловна

Урок русского языка по теме : "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_3_klass.rar632.22 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме: «Одушевленные и неодушевленные  имена существительные» 3 класс

            Цель урока: формирование  умения  различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значениям.

Задачи:- активизировать ранее изученную лексику;

             -  тренировать в постановке вопроса к именам существительным;

             - определять грамматические признаки имени существительного;

            - систематизировать знания детей об одушевлённых  и неодушевлённых именах существительных;

            - развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать память, мышление и речь.

           -  воспитывать самостоятельность, внимание к окружающим.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
  • формирование осознания смысла своих учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока;
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач
  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Планируемые результаты:

Предметные:

    Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексико – грамматическим признакам.

Личностные:
   Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

   Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме.

 Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.

                                               

Оборудование:

Презентация на компьютере,  раздаточные карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Слайд № 1

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

        - - Сегодня  к нам на урок пришла Пятачок.. И просит ей помочь подсказать дорогу к Мудрой Сове.  Она хотела сходить в гости к Мудрой Сове, а она заблудилась в лесу.

-Давайте ей поможем? А для этого нам придётся пройти несколько испытаний. Эти испытания подготовила нам Мудрая Сова. - Но это не так просто. У вас хватит терпения?

–Вы готовы вместе пройти с Пятачком. (Да)  

Обратите внимание, какой у нас  девиз: « Хочу все знать!»

 Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным.

 Мудрая Сова  приготовила  вам 1 задание для Вас и для Пятачка.

II. Минутка чистописания.

Слайд № 2

-Работу начинаем с чистописания.

-Внимательно посмотрите на данную запись:

большой - маленький,

сухой -…

старый - …

твёрдый - …

- Подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы.

- Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква м)

Слайд № 3

 - Пропишите заглавную и строчную  буквы  до конца строки.

Самооценка.

- Подчеркните самое красивое буквосочетание.

III. Словарная работа.

Следующее задание от Мудрой совы.

Слайд № 4

- Отгадайте загадку.

Какой это художник

На стекло нанёс

Волшебные узоры

Из серебристых роз…    (Мороз)

   - А что такое мороз? Выясним значение этого слова.

Слайд № 5

   - А поможет нам это сделать  Толковый словарь С. И. Ожегова

Мороз – сильный холод, стужа, холодная погода, холодное время с очень низкой температурой. Произошло слово от древнего слова мерз – «холодный», от него и образовалось слово мёрзнуть.

- Запишите слово мороз.

Слайд № 6

- Сколько слогов в этом слове?

 - На какой слог падает ударение?

- Какие орфограммы вы увидели в этом слове?

- Сейчас мы с вами от слова мороз образуем и запишем  однокоренные слова.

- Первоначально вспомним признаки однокоренных слов. (Общее значение, одинаковый корень).

- Как по-другому называются однокоренные слова? (родственные)

1.Очень холодный день…(морозный)

2.Он раздаёт подарки взрослым и детям…(Дед Мороз)

3.Устройство, для длительного хранения продуктов питания…(морозильник)

4.Сказочный персонаж, который отблагодарил одну девочку и наказал другую…(Морозко)

- Посмотрите на получившийся ряд однокоренных слов, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, написание которой необходимо запомнить.

Слайд № 7

Мороз, морозный, Дед Мороз, морозильник, Морозко.

- Какое слово будет лишним и почему? (морозный, слово обозначает признак предмета, а все остальные слова являются предметами)

IV. Формулировка темы урока.

- А как называются слова, которые обозначают предметы? (имена существительные)

- На какие группы можно разбить оставшиеся слова? (слова, отвечающие на вопросы кто? и слова, отвечающие на вопросы что?)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые)

- Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов? (люди и животные)

- Как называются слова, отвечающие на вопросы что? (неодушевлённые)

- Что отнесём в группу неодушевлённых предметов? (все остальные предметы, которые не являются людьми и животными)

        V. Целеполагание

- Определите тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые  имена существительные)

        VI. Работа над темой урока

- Следующее задание.  Она приготовила вам задания, которые помогут вам различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.

- Для этого открыли учебник стр.12 прочитаем «Вспомните!»

- И следующее задание от Мудрой совы:

-Открыли тетради, записали сегодняшнее число и выполним упр.15 стр.12

-Молодцы!

-Следующее задание это игра:

1.Расшифруй слова.

Слайд № 8

- Даны цепочки слов, у каждого слова вам  необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  • гиря+тапочки+ракета=….(гитара)
  • мышцы+катер=….(мышка)
  • рога+забор=…(роза)
  • сова+баня+капуста=…(собака)
  • коза+лето+сова=…(колесо)
  • сито+нива+царица=…(синица)

гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица

- Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные.

Работа выполняется самостоятельно.

- Какие слова выписал I вариант? Почему?

- Какие слова выписал II вариант? Почему?

- А теперь сверим свои ответы. Слайд № 9

- Что заметили?

- Что не так по сравнению с вашими ответами?

(Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)

- Как вы думаете, почему?

- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?

(в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)

- А слово роза?

(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)

-Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают  одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё  значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные.

VII. Физминутка.

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

- Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы приседаете, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? делаете хлопок над головой.

Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.

2. «Самый внимательный»

- А теперь мне бы хотелось проверить насколько вы внимательны.

- В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов.

- Работать будет в парах, ведь недаром говорится «Один ум хорошо, а два лучше».

- Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

- Проверка.

Ученики выходят к доске, обводят найденные слова.

дятел, снежок, лес, белка, покрывало, зима

-Полученные слова помогут нам в дальнейшей работе с текстом.

IX. Работа с текстом.

- Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст.

             Наступила (что?).  Белое пушистое (что?) укрыло землю. (Что?) украсил деревья. Вот (кто?) прыгает с ветки на ветку. А (кто?) стучит по верхушки дерева. Хорош (что?) зимой.

- Прочитаем получившийся текст.

- О чём говорится в тексте?

- Как бы вы озаглавили текст?

- Запишите второе предложение, выделите грамматическую основу.

3. «Волшебные превращения»

- А теперь Сова  предлагает вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что? (слова)

- Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные)

- Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.

Слайд № 10

что?

кто?

коса

коза

мак

рак

капля

цапля

сон

сом

неодушевлённые

предметы

одушевлённые

предметы

Слайд № 11

- А теперь поработайте со словами: силач, грибник, лыжник, футболист, пожарник.

- Что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы)

- Образуйте от данных слов  однокоренные неодушевлённые существительные.

- На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)

что?

кто?

сила

силач

гриб

грибник

лыжи

лыжник

пожар

пожарник

неодушевлённые

предметы

одушевлённые

предметы

        4. Самостоятельная работа

-А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого  Мудрая Сова проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

VIII. Рефлексия.

- Подведём итог урока. Возьмите двухцветный круг, я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.

  • Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
  • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
  • Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).
  • Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
  • В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов.
  • Такие слова называются антонимами (красный цвет – ложное высказывание, многозначные слова, антонимы – слова с противоположным значение
  • - Молодцы. А теперь, используя двухцветные круги:

если вы испытывали затруднения на уроке, у вас возникали трудности, покажите красный цвет, а кому было легко и интересно, покажите зелёный цвет.

- Вот Пятачко встретилась с Мудрой Совой, давайте скажем Мудрой сове за интересные заданияC:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2019-01-14-21-38-54.jpg

.

-Пятачок тоже благодарит вас, что вы помогли ей добраться со Мудрой Совы.

IX. Домашнее задание.

Слайд № 12

- Подберите и запишите как можно больше одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа».

Слайд № 13

Долгожданный дан звонок,

Вот и кончился урок.

И смогли вы все на пять

Думать, рассуждать, смекать!

Спасибо за урок!

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2019-01-14-21-36-49.jpg

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

             Наступила (что?).  Белое пушистое (что?) укрыло землю. (Что?) украсил деревья. Вот (кто?) прыгает с ветки на ветку. А (кто?) стучит по верхушки дерева. Хорош (что?) зимой.

Наступила (что?).  Белое пушистое (что?) укрыло землю. (Что?) украсил деревья. Вот (кто?) прыгает с ветки на ветку. А (кто?) стучит по верхушки дерева. Хорош (что?) зимой.

Наступила (что?).  Белое пушистое (что?) укрыло землю. (Что?) украсил деревья. Вот (кто?) прыгает с ветки на ветку. А (кто?) стучит по верхушки дерева. Хорош (что?) зимой.

Наступила (что?).  Белое пушистое (что?) укрыло землю. (Что?) украсил деревья. Вот (кто?) прыгает с ветки на ветку. А (кто?) стучит по верхушки дерева. Хорош (что?) зимой.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1 C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2019-01-14-21-21-38.jpg

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2019-01-14-22-36-06.pngC:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2019-01-14-22-36-06.png

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2019-01-14-22-36-06.pngC:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2019-01-14-22-36-06.png

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2019-01-14-22-35-38.pngC:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2019-01-14-22-35-38.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....