Учебное занятие по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Русский язык

3 класс (1 – 4)

Тип УЗ: изучения и первичного закрепления знаний

Тема: «Глаголы- синонимы, глаголы - антонимы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uz_bondarenko_s._v._1.docx228.1 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс (1 – 4)

Тип УЗ: изучения и первичного закрепления знаний

Тема: «Глаголы- синонимы, глаголы - антонимы»

Цель: формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы, глаголы-антонимы.

Задачи:

образовательные:  

• закрепить определения синонимов и антонимов, знания о глаголе как части речи;

• закрепить умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, умение употреблять их в речи.

развивающие:

• развивать словесно-логическое мышление, познавательную активность и учебно-интеллектуальные умения путем создания проблемных ситуаций;

• развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь обучающихся, орфографическую зоркость;

• способствовать обогащению активного словаря обучающихся;

• создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета;

воспитательные:   

• воспитывать ответственность за результаты своего труда, культуру общения и навыки коллективного сотрудничества.

Оборудование: мультимедийное оборудование, доска, карточки, цветовые сигналы,  жетоны, картинки.

Ход урока:

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

УЭ 0.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Доброе утро.

СЛАЙД 1

- Меня зовут Светлана Валентиновна.

- Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.

Самоорганизация

Самопроверка Проверка готовности

УЭ 1

Актуализация опорных знаний

УЭ 1.0

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

УЭ 1.1

Урок русского языка хочу начать со следующих строк:

Весна пришла, и теплые ладошки

Своих лучей несет во все окошки;

Теплее дни, уже набухли почки,

И ждут свой час зеленые листочки.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Обратите внимание на рисунок.

- На нем тоже изображена весна.

- Посмотрите на солнышко, какое у него настроение? Радостное, веселое, бодрое.

- Поднимите руку, у кого такое же настроение.

- У меня тоже настроение радостное, бодрое.

- Сейчас наш рисунок не закончен и от вашей работы будет зависеть, как он преобразится в конце урока.

- У вас на партах лежат жетоны. Каждый правильный ответ отмечайте жетоном в виде листочков, лучиков, цветочков и птичек.

- Обратите внимание на доску.

- Прочитайте. Что видите? (Пары слов)

лежать – стоять

засмеялись –хихикнули

открыть – закрыть

грустить – горевать

- Что общего? (Глаголы)

- Докажите.

- А можно ли разделить их на группы? (Есть пары глаголов близкие по смыслу, а есть глаголы противоположные по смыслу)

- Как называются глаголы, близкие по смыслу? (Синонимы)

- Как называются глаголы, противоположные по смыслу? (Антонимы)

- Еще синонимы называют друзьями, а антонимы – спорщиками.

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение

УЭ 1.2.

Постановка темы урока и целеполагания.

- Над какой темой мы будем  работать сегодня на уроке? («Глаголы – синонимы, глаголы-антонимы»)

- Что должны знать по теме?

- определение синонимов и антонимов

- Что уметь?

- различать глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

- подбирать синонимы и антонимы.

- Для чего нужно это знать и уметь?

СЛАЙД 2

Выдвинем гипотезу вместе: если мы будем различать синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи, то наша речь станет образной, яркой, богатой.

Значит, цель нашего урока: научиться различать и правильно употреблять глаголы-синонимы, глаголы-антонимы

 

Самовывод темы и целеполагание урока

Вывод гипотезы и цели урока

УЭ 2

Закрепление знаний

УЭ 2.0.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

УЭ 2.1.

Работа над предложением

- Обратите внимание на слова. (Слова записаны на доске)

Блестеть – гореть – сиять - …(светиться, сверкать, блистать)

- Что объединяет эти глаголы?

- Дополните эту группу еще одним глаголом.

- Запишите в рабочий лист.  

- Предлагаю поработать с глаголами-синонимами в предложении.

- Прочитайте предложения.

Улыбнулись зайчата. Улыбнулись зайчихи. Улыбнулись зайцы.

- Что заметили?

- Что можно сделать, опираясь на тему урока?

- Обратите внимание на пары слов. Может быть они помогут.

- Прочитайте получившиеся предложения. (Хихикнули зайчата. Засмеялись зайчихи. Улыбнулись зайцы.) (Мамин - Сибиряк)

- Назовите глаголы.

- Докажите, что глаголы в предложениях являются синонимами?

- Сравните предложения.

- Предложения стали правильными?

Вывод: благодаря синонимам наша речь становится правильной, образной и яркой.

Фронтальная работа

Самоосмысление,

самовыражение

Вывод

УЭ 2.2.

Работа с фразеологизмами над проблемой

- Посмотрите на картинку и надпись к ней.

           

             надуть губы

- Назовите глагол.

- К какой группе слов его можно поместить?

- Возникла проблема.

- Как будем ее решать? (заменим одним словом)

- Что значит надуть губы? (Обидеться, рассердиться)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

- Надуть губы – обидеться.

- Эти выражения близки по смыслу? Значит, к какой группе глаголов отнесем?

- Мы решили проблему?

- Как называются такие словосочетания? (фразеологизмы – устойчивые словосочетания)

 задирать нос

- Рассмотрите картинку и прочитайте надпись.                  

- Предлагаю выбрать глагол – синоним к данному фразеологическому обороту. (Зазнаваться, важничать, обманывать, запомнить)

- Со словом нос встречается много фразеологизмов.

- Какой фразеологизм можно подобрать к глаголам обманывать – водить за нос

запомнить – зарубить на носу

- Чему учились, выполняя задание? (Учились подбирать глаголы-синонимы к фразеологизмам)

Вывод: любой фразеологизм можно заменить синонимом, чтобы понять его значение.

- А может ли один глагол заменить несколько фразеологизмов? Хотите проверить?

Работа с фразеологизмами

Проблемный вопрос

Вывод

УЭ 2.3.

Работа в парах

- Предлагаю поработать в парах.

Слайд 3

- Возьмите карточку №1.

Карточка №1

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: закрепить умение подбирать глаголы-синонимы к фразеологизмам.

Задание: замените  группу фразеологизмов близким по значению глаголом, используя слова для справок. Запишите слово.

1.

1. Водить за нос, морочить голову, _______________.

2. Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши _____________.

Слова для справок: болтать, отругать, обманывать, бездельничать.

Работайте в паре на карточке.

Сверка по «ключу».

«Ключ» на слайде.

- Прочитайте цель.

- Прочитайте задание.

- Контрольная пара у доски.

Слайд 4

- Кто согласен с контрольной парой?

- Так может ли один глагол заменить несколько фразеологических оборотов?

Вывод: оказывается группу фразеологизмов можно заменить глаголами-синонимами

Чем больше мы употребляем в речи синонимов, тем красочнее она становится.

- Не забудьте оценить свою работу.

Работа в парах

Контрольная пара у доски

Вывод

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

УЭ 2.4.

Работа над глаголами – антонимами

- Как называется вторая группа глаголов?

(Антонимы)

- Предлагаю поработать с антонимами.

- Закончите пословицу.

По одежке встр•чают, по уму … (пров•жают).

От страха бл•днеют, а от стыда … (кр•снеют).

- Какая орфограмма пропущена в словах  -глаголах? (пропущена безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)

- Вспомните правило проверки.

- Запишите пары глаголов-антонимов, вставляя пропущенные буквы.

- Обозначьте орфограмму.

- Какие буквы вставили? Почему?

- Кто согласен? Просигнальте.

- Только ли глаголы бывают антонимами?

- Чтобы это узнать, предлагаю выполнить задание. Будьте внимательны.

И нам с тобой пришел черед

Выполнить задание «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь …. НИЗКО

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь …. БЛИЗКО

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь …ПОЛ.

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты …. НАШЕЛ

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты …. ХРАБРЕЦ

Теперь НАЧАЛО я скажу.

Ну, отвечай …КОНЕЦ.

Слайд 5

- Мы работали с глаголами. Посмотрите внимательно на пары слов.  Что еще узнали об антонимах?

- Какой части речи не встретили?

- Образуйте имена прилагательные от слов высоко-низко.

- Найдите среди данных слов глаголы-антонимы.

- Только ли глаголы бывают антонимами?

Вывод: антонимами могут быть не только глаголы, но и другие части речи: сущ, прил, наречия

Фронтальная работа

Самоосмысление самовыражение

Развитие орфографической зоркости

Игра «Наоборот»

Самоосмысление

Самовыражение

Учебный диалог

Вывод

УЭ 2.5.

Работа с пословицами

- Используя знания, что антонимами могут быть разные части речи, предлагаю следующую работу.

- Прочитайте предложение.

- Новый враг хуже старых двух.

- Слышали такое высказывание когда-нибудь?

- Чтобы высказывание стало знакомо, предлагаю заменить подчеркнутые слова антонимами.

- Старый друг лучше новых двух.

- Что получилось? (Пословица)

- Как понимаете?

- Предлагаю выполнить аналогичную работу в группах.

Слайд 6

- Возьмите карточку №2

Карточка №2

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: закрепить умение подбирать антонимы и использовать их в речи.

Задание: запишите пословицы, заменяя каждое слово антонимами.

1.

Помедлишь – зверей опечалишь.

Работай в группе на карточке

- Прочитайте цель.

- Задание.

Помедлишь – зверей опечалишь.

(Поспешишь – людей насмешишь)

- Определите, кто будет защищать ответ.

- Прочитайте, что у вас получилось?

Слайд 7

- Объясните смысл пословицы.

- Какое умение отрабатывали? (умение подбирать антонимы не только к глаголам, но и к другим частям речи)

- Не забудьте оценить свою работу.

Вывод: чтобы точнее выразить мысль нужно правильно употреблять в речи антонимы.

- Как вы думаете, все ли мы узнали об антонимах?

- Хотите узнать что-то новое?

Работа с предложением 

- Прочитайте предложение.

Улетели снегири, прилетели журавли.

- Найдите глаголы-антонимы.

- Что заметили? (Они однокоренные)

- Чем отличаются? (приставки разные)

- Какой можно сделать вывод? С помощью чего могут образовываться глаголы-антонимы?

- Вывод: от одного корня образовались антонимы при помощи приставок.

- Приведите примеры

Фронтальная работа с пословицей

Работа в группах

Работа консультантов

 

Вывод

Работа с предложением

Вывод

УЭ 2.6.

Проверка знаний

- Хотите проверить свои знания? Предлагаю выполнить тест. Отвечайте «да» или «нет»

Слайд 8

ТЕСТ

  1. Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
  2. Синонимы – слова, близкие по значению.
  3. Гонять лодыря – трудиться.
  4. Построить – разрушить – это синонимы.
  5. Входить – выходить – антонимы.

- Поднимите руку, кто выполнил задания без ошибок.

- Молодцы, ребята.

СЛАЙД 9

- Вернемся к предположению: если мы будем различать синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи, то наша речь станет образной, яркой, богатой.

- Подтвердилось ли предположение? Мы научились различать и употреблять в речи глаголы –синонимы, глаголы-антонимы?

Значит, цели мы достигли?

Тест

Подтверждение гипотезы и цели урока

УЭ 3

Итог урока

УЭ 3.0

Цель: подвести итог урока.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какое главное умение отрабатывали?

- Какие фразеологизмы встретились на уроке?

- Назовите. (задирать нос, надуть губы, водить за нос, кривить душой, сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши)

Рефлексия

СЛАЙД 10

- Продолжите фразу.

- Сегодня после урока я расскажу родителям и друзьям …

- Я бы хотел похвалить себя за то, что …

- В начале урока мы говорили о том, что от работы на уроке будет зависеть, как преобразится рисунок весны. Предлагаю каждому украсить рисунок, используя набранные жетоны.

- Обратите внимание, как преобразился рисунок. У нас получилась целостная картина весны.

- Какое настроение у вас сейчас?

Подведение итога урока через беседу

 

Рефлексия

- На память о нашей встрече хочу подарить вам книжку-малышку с информацией о глаголах, которая расширит ваш кругозор.

- А вашей учительнице эту корзинку с подснежниками в знак взаимоуважения и взаимосотрудничества.

- Урок окончен.

Разработала:                                         С. В. Бондаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"...

Конспект учебного занятия по русскому языку

Тема:"Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова"...