№ УЭ |
Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
УЭ 0 | Организационный момент |
|
УЭ 0.1. | Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия. - Доброе утро. СЛАЙД 1 - Меня зовут Светлана Валентиновна. - Проверьте, все ли готово к уроку русского языка. |
Самоорганизация Самопроверка Проверка готовности |
УЭ 1 | Актуализация опорных знаний |
|
УЭ 1.0 | Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока. |
|
УЭ 1.1 | Урок русского языка хочу начать со следующих строк: Весна пришла, и теплые ладошки Своих лучей несет во все окошки; Теплее дни, уже набухли почки, И ждут свой час зеленые листочки. - О каком времени года говорится в стихотворении? - Обратите внимание на рисунок. - На нем тоже изображена весна. - Посмотрите на солнышко, какое у него настроение? Радостное, веселое, бодрое. - Поднимите руку, у кого такое же настроение. - У меня тоже настроение радостное, бодрое. - Сейчас наш рисунок не закончен и от вашей работы будет зависеть, как он преобразится в конце урока. - У вас на партах лежат жетоны. Каждый правильный ответ отмечайте жетоном в виде листочков, лучиков, цветочков и птичек. - Обратите внимание на доску. - Прочитайте. Что видите? (Пары слов) лежать – стоять засмеялись –хихикнули открыть – закрыть грустить – горевать - Что общего? (Глаголы) - Докажите. - А можно ли разделить их на группы? (Есть пары глаголов близкие по смыслу, а есть глаголы противоположные по смыслу) - Как называются глаголы, близкие по смыслу? (Синонимы) - Как называются глаголы, противоположные по смыслу? (Антонимы) - Еще синонимы называют друзьями, а антонимы – спорщиками.
|
Учебный диалог Самоосмысление и самовыражение
|
УЭ 1.2. | Постановка темы урока и целеполагания. - Над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? («Глаголы – синонимы, глаголы-антонимы») - Что должны знать по теме? - определение синонимов и антонимов - Что уметь? - различать глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; - подбирать синонимы и антонимы. - Для чего нужно это знать и уметь? СЛАЙД 2 Выдвинем гипотезу вместе: если мы будем различать синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи, то наша речь станет образной, яркой, богатой. Значит, цель нашего урока: научиться различать и правильно употреблять глаголы-синонимы, глаголы-антонимы | Самовывод темы и целеполагание урока
Вывод гипотезы и цели урока |
УЭ 2 | Закрепление знаний |
|
УЭ 2.0. | Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера. |
|
УЭ 2.1. | Работа над предложением - Обратите внимание на слова. (Слова записаны на доске) Блестеть – гореть – сиять - …(светиться, сверкать, блистать) - Что объединяет эти глаголы? - Дополните эту группу еще одним глаголом. - Запишите в рабочий лист. - Предлагаю поработать с глаголами-синонимами в предложении. - Прочитайте предложения. Улыбнулись зайчата. Улыбнулись зайчихи. Улыбнулись зайцы. - Что заметили? - Что можно сделать, опираясь на тему урока? - Обратите внимание на пары слов. Может быть они помогут. - Прочитайте получившиеся предложения. (Хихикнули зайчата. Засмеялись зайчихи. Улыбнулись зайцы.) (Мамин - Сибиряк) - Назовите глаголы. - Докажите, что глаголы в предложениях являются синонимами? - Сравните предложения. - Предложения стали правильными? Вывод: благодаря синонимам наша речь становится правильной, образной и яркой.
|
Фронтальная работа Самоосмысление, самовыражение
Вывод
|
УЭ 2.2. | Работа с фразеологизмами над проблемой - Посмотрите на картинку и надпись к ней. надуть губы - Назовите глагол. - К какой группе слов его можно поместить? - Возникла проблема. - Как будем ее решать? (заменим одним словом) - Что значит надуть губы? (Обидеться, рассердиться) - Надуть губы – обидеться. - Эти выражения близки по смыслу? Значит, к какой группе глаголов отнесем? - Мы решили проблему? - Как называются такие словосочетания? (фразеологизмы – устойчивые словосочетания)
задирать нос - Рассмотрите картинку и прочитайте надпись. - Предлагаю выбрать глагол – синоним к данному фразеологическому обороту. (Зазнаваться, важничать, обманывать, запомнить) - Со словом нос встречается много фразеологизмов. - Какой фразеологизм можно подобрать к глаголам обманывать – водить за нос запомнить – зарубить на носу - Чему учились, выполняя задание? (Учились подбирать глаголы-синонимы к фразеологизмам) Вывод: любой фразеологизм можно заменить синонимом, чтобы понять его значение. - А может ли один глагол заменить несколько фразеологизмов? Хотите проверить? | Работа с фразеологизмами
Проблемный вопрос
Вывод |
УЭ 2.3. | Работа в парах - Предлагаю поработать в парах. Слайд 3 - Возьмите карточку №1. Карточка №1 № УЭ | Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
| Цель: закрепить умение подбирать глаголы-синонимы к фразеологизмам. |
|
| Задание: замените группу фразеологизмов близким по значению глаголом, используя слова для справок. Запишите слово. |
| 1. | 1. Водить за нос, морочить голову, _______________. 2. Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши _____________.
Слова для справок: болтать, отругать, обманывать, бездельничать. | Работайте в паре на карточке. Сверка по «ключу». «Ключ» на слайде. |
- Прочитайте цель. - Прочитайте задание. - Контрольная пара у доски. Слайд 4 - Кто согласен с контрольной парой? - Так может ли один глагол заменить несколько фразеологических оборотов? Вывод: оказывается группу фразеологизмов можно заменить глаголами-синонимами Чем больше мы употребляем в речи синонимов, тем красочнее она становится. - Не забудьте оценить свою работу. |
Работа в парах
Контрольная пара у доски Вывод
|
| Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
|
УЭ 2.4. | Работа над глаголами – антонимами - Как называется вторая группа глаголов? (Антонимы) - Предлагаю поработать с антонимами. - Закончите пословицу. По одежке встр•чают, по уму … (пров•жают). От страха бл•днеют, а от стыда … (кр•снеют). - Какая орфограмма пропущена в словах -глаголах? (пропущена безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением) - Вспомните правило проверки. - Запишите пары глаголов-антонимов, вставляя пропущенные буквы. - Обозначьте орфограмму. - Какие буквы вставили? Почему? - Кто согласен? Просигнальте. - Только ли глаголы бывают антонимами? - Чтобы это узнать, предлагаю выполнить задание. Будьте внимательны. И нам с тобой пришел черед Выполнить задание «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь …. НИЗКО Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь …. БЛИЗКО Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь …ПОЛ. Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты …. НАШЕЛ Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты …. ХРАБРЕЦ Теперь НАЧАЛО я скажу. Ну, отвечай …КОНЕЦ. Слайд 5 - Мы работали с глаголами. Посмотрите внимательно на пары слов. Что еще узнали об антонимах? - Какой части речи не встретили? - Образуйте имена прилагательные от слов высоко-низко. - Найдите среди данных слов глаголы-антонимы. - Только ли глаголы бывают антонимами? Вывод: антонимами могут быть не только глаголы, но и другие части речи: сущ, прил, наречия |
Фронтальная работа Самоосмысление самовыражение
Развитие орфографической зоркости
Игра «Наоборот» Самоосмысление Самовыражение
Учебный диалог
Вывод |
УЭ 2.5. | Работа с пословицами - Используя знания, что антонимами могут быть разные части речи, предлагаю следующую работу. - Прочитайте предложение. - Новый враг хуже старых двух. - Слышали такое высказывание когда-нибудь? - Чтобы высказывание стало знакомо, предлагаю заменить подчеркнутые слова антонимами. - Старый друг лучше новых двух. - Что получилось? (Пословица) - Как понимаете? - Предлагаю выполнить аналогичную работу в группах. Слайд 6 - Возьмите карточку №2 Карточка №2 № УЭ | Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
| Цель: закрепить умение подбирать антонимы и использовать их в речи. |
|
| Задание: запишите пословицы, заменяя каждое слово антонимами. |
| 1. | Помедлишь – зверей опечалишь.
| Работай в группе на карточке
|
- Прочитайте цель. - Задание. Помедлишь – зверей опечалишь. (Поспешишь – людей насмешишь) - Определите, кто будет защищать ответ. - Прочитайте, что у вас получилось? Слайд 7 - Объясните смысл пословицы. - Какое умение отрабатывали? (умение подбирать антонимы не только к глаголам, но и к другим частям речи) - Не забудьте оценить свою работу. Вывод: чтобы точнее выразить мысль нужно правильно употреблять в речи антонимы. - Как вы думаете, все ли мы узнали об антонимах? - Хотите узнать что-то новое? Работа с предложением - Прочитайте предложение. Улетели снегири, прилетели журавли. - Найдите глаголы-антонимы. - Что заметили? (Они однокоренные) - Чем отличаются? (приставки разные) - Какой можно сделать вывод? С помощью чего могут образовываться глаголы-антонимы? - Вывод: от одного корня образовались антонимы при помощи приставок. - Приведите примеры | Фронтальная работа с пословицей
Работа в группах
Работа консультантов
Вывод
Работа с предложением
Вывод |
УЭ 2.6. | Проверка знаний - Хотите проверить свои знания? Предлагаю выполнить тест. Отвечайте «да» или «нет» Слайд 8 ТЕСТ - Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
- Синонимы – слова, близкие по значению.
- Гонять лодыря – трудиться.
- Построить – разрушить – это синонимы.
- Входить – выходить – антонимы.
- Поднимите руку, кто выполнил задания без ошибок. - Молодцы, ребята. СЛАЙД 9 - Вернемся к предположению: если мы будем различать синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи, то наша речь станет образной, яркой, богатой. - Подтвердилось ли предположение? Мы научились различать и употреблять в речи глаголы –синонимы, глаголы-антонимы? Значит, цели мы достигли? | Тест
Подтверждение гипотезы и цели урока |
УЭ 3 | Итог урока |
|
УЭ 3.0 | Цель: подвести итог урока. - Над какой темой сегодня работали на уроке? - Какое главное умение отрабатывали? - Какие фразеологизмы встретились на уроке? - Назовите. (задирать нос, надуть губы, водить за нос, кривить душой, сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши) Рефлексия СЛАЙД 10 - Продолжите фразу. - Сегодня после урока я расскажу родителям и друзьям … - Я бы хотел похвалить себя за то, что … - В начале урока мы говорили о том, что от работы на уроке будет зависеть, как преобразится рисунок весны. Предлагаю каждому украсить рисунок, используя набранные жетоны. - Обратите внимание, как преобразился рисунок. У нас получилась целостная картина весны. - Какое настроение у вас сейчас?
| Подведение итога урока через беседу
Рефлексия |
| - На память о нашей встрече хочу подарить вам книжку-малышку с информацией о глаголах, которая расширит ваш кругозор. - А вашей учительнице эту корзинку с подснежниками в знак взаимоуважения и взаимосотрудничества. - Урок окончен. |
|