Урок русского языка "Звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык.
Тема урока: Звуки и буквы. 2 класс.
Цели: формировать умение четко различать буквы и звуки, обобщить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение различать согласные и гласные звуки, производить их звуковой анализ; воспитывать любовь к природе, прививать чувство прекрасного.
Ход урока:
1. О.н.у.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся.
- Готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья
Мы хороший, дружный класс
Все получится у нас.
- Я очень хочу чтобы урок получился интересным, познавательным. Чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.
2. Сообщение темы урока.
- Какую тему урока мы сегодня будем повторять и закреплять? (Звуки и буквы)
- Что же такое буква?
- Что же такое звук?
- На какие две группы делятся все звуки в русском языке?
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Может ли согласный звук сам по себе образовывать слог? А гласный звук?
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет –
Звук получается гласный.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
3. Работа по теме урока.
- На доске у нас записаны какие-то числа. Многим родителям они не понятны, ведь у нас урок русского языка, а не математики. Давайте блеснем умом и покажем чему же мы научились.
33, 10, 21, 2; - буквы 6, 5, 5, 4; -гласные звуки 36, 6, 3, 3 – согласные звуки
Звуко-буквенный разбор (фонетический)
Отгадайте загадку: Приходит по луже,
Уходит по стуже. (Осень)
- Разберите слово ОСЕНЬ.
Осень – 5 б. 4 зв. 2сл.
о – [ о ] – глас. ударн.
с – [ с ] – согл., парн., глух., мяг.
е – [ э ] – глас. безуд.
н – [ н ] – согл., непарн., зв., мяг.
ь – [ - ]
- Послушайте стихотворение Браткова Вадима :
Разноцветная осень.
Пришла к нам осень в сентябре.
Прохладней стало на дворе.
Деревья, выстроившись в ряд,
Решили поменять наряд.
Они теперь одеты
Как яркие конфеты.
Все в красном, желтом, золотом.
Стал ярче лес – деревьев дом.
- Запишите первое предложение. Подчеркните главные члены предложения.
- А какое письмо мы называем красивым?
- И мне нравится, когда у вас в тетрадях написано красиво. Приятно, когда тебя окружает красота. К. Д. Ушинский, известный вам, как писатель, говорил: «Чувство красоты необходимо человеку, как зрение и слух, как здоровье и умение разговаривать».
- Давайте же будем стараться, чтобы каждый урок в наших тетрадях жила красота.
4. Работа с текстом.
- Сегодня на уроке мы повторим все изученные правила о гласных и согласных.
Вставьте пропущенные орфограммы и объясните свой выбор . Восстановите текст.
Краси_ ру__кий лес в _сенние дни! На з_л_том фоне листвы видны яркие пятна клёнов, осин. Тихо падают на землю ле_кие листья. От дерева к дереву прот_нулись серебристые нити паутины.
Чист и прохладен х_лодный воздух. Прозрачна и вода в л_сных ручьях. Ещё з_лёный ст_ит в л_су старый ду_. Но уже ог_лились в_ршины б_рё_.
Презентация фотографий и картин об осени.
Назовите все звуки в словах: яркие [ й, а, р, к, и, й, э ]
листья [ л, и, с, т, й, а ]
берёз [ б, и, р, о, с ].
5. Фразеологизмы.
- Какая листва представлена в этом тексте? (золотая). Это слово многозначное. Как вы понимаете фразеологизмы с этим прилагательным?
Золотые горы сулить ( Обещать, сулить сказочное богатство )
Золотая голова ( Способный, даровитый человек, светлый, ясный ум )
Золотой дождь (Большие денежные суммы )
Золотое время терять ( Терять время ценное для каких-либо других занятий )
- Какие фразеологизмы вы знаете?
6. Физминутка.
Ежик топал по тропинке (ходьба на месте)
И грибочки нес на спинке (руками достаем до спины)
Ежик топал не спеша (ходьба на месте)
Тихо листьями шурша ( ладошками показываем шелест листьев)
А навстречу ему скачет зайка, (скачут на месте)
Длинноухий попрыгайка (ладонями изображают уши зайки)
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку. (показывают как тащат морковку)
7.Парные согласные на конце слова.
Прочитайте словосочетания. Определи орфограмму. Вставь пропущенные буквы.
Широкий пру__, запах тра__, проливной дож__ь, выйти на бере__, пушистая шу__ка, белый лебе__ь, грибной су__, старый пенё__, птицы улетают на ю__.
8. Словарная работа.
- А теперь, ребята, скажите, вся наша работа сегодня на уроке связана с каким временем года?
- Что у нас получилось?
- А можно сказать, что у нас получилась картина?
- Действительно, мы с вами создали картину.
- Прочитаем слово. Сколько слогов в этом слове? ( Назовите их.)
- Какой слог ударный? ( Поставьте ударение )
- Какие варианты могут быть на месте безударного гласного? ( о, а )
- Да, ребята, именно поэтому слово «картина» является словарным словом, написание безударной гласной «а» невозможно проверить и нужно запомнить. Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните и запомните безударную гласную букву.
9. Итог урока.
Доскажи фразу:
- Все звуки русского языка делятся на … и ….
- Звуки на письме обозначаются …
- Слог может образовать только … звук.
- Я попрошу встать тех ребят, кто считает, что сегодняшний урок помог им научиться
различать звуки и буквы.
- Ребята, вчера был такой сильный ветер, что у меня произошли неприятности. С дерева, которое я нарисовала, ветер сорвал все листья, и оно совсем оголилось. Предлагаю вам совершить маленькое чудо и вернуть осеннюю красоту нашему клену. Вашим домашним заданием было обвести свою ладошку и вырезать из цветной бумаги ее форму. Напишите, пожалуйста, свою фамилию и имя на наших импровизированных листьях и прикрепить их к дереву. Наша картина завершена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка"Заглавная буква"
Для сопровождения урока...
Урок русского языка "Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных"
Тема: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Цель: Обобщить знания и умения по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Задачи:o Обобщение...
Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"
Нестандартный урок в виде игры-путешествия в СТРАНУ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся,...
Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"
Нестандартный урок в виде игры-путешествия в СТРАНУ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся,...
Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.
Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...
Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.
Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...
урок русского языка 2класс "Буква ь в конце и в середине слова"
урок русского языка 2 класс с презентацией для интерактивной доски по теме "Буква ь в конце и в середине слова" программа "Школа 2100"...