Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " «Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ляшко Елена Михайловна

 Это урок открытия новых знаний. Ведущий метод: проблемно-поисковый. Форма работы: работа в парах. В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам,  результатам опыта работы на данном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r.yaz_._3_kl.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Каменская НОШ- д/сад

Конспект урока

русского языка

по теме «Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек»

3 класс.

Учитель: Ляшко Е.М.

п. Каменск

2010 г.

Тема:  «Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Форма: Работа в парах.

Ведущий метод: Проблемно-поисковый .

Место в разделе: первый урок (из 3 уроков) по теме  «Правописание        суффиксов –ик,  -ек».

Цель:     Формировать умение ориентироваться в написании    букв и, е в суффиксах –ик, -ек.

Задачи: 1. Активизировать знания о суффиксах, мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся;

               2. вспомнить о роли суффиксов в слове; 

               3. развивать самостоятельность  мышления и познавательную     потребность у  учащихся,  орфографическую зоркость;

               4. создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.

Оборудование: круг-сигнал «Светофор», фишки «Успех», листы-тесты, карточка с кодом теста,  перфокарты, карточки для индивидуальной работы уч-ся, альбомы «Фантазия», картинки с изображением сороки и вороны, плакат «Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ЕК-, -ИК-.», плакат с текстом правила правописания гласных в суффиксах –ЕК-, -ИК, лист с перечнем путей достижения цели урока.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (1 мин)

- Добрый день, детки!

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас немало дел.

Поудобнее устройтесь,

Чтобы каждый проявить себя сумел. 

- Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы откроем ещё одну из тайн правописания слов  русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.

Желаю вам творческих успехов!

 

II.  Актуализация знаний и пробные учебные действия. (4 мин )

- Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Образование однокоренных слов при помощи суффиксов).

- Научились ли образовывать и правильно писать слова с суффиксами?  

- Допускали ли ошибки на эту тему?

- Что вы знаете о суффиксах?

- Как выбрать правильное написание безударной гласной, если она находится в суффиксе?

  (Запомнить)

- Назовите суффиксы.

- Как вы думаете, вы уже все знаете о суффиксах? (Дети могут дать и утвердительный, и отрицательный ответы.)

- По ходу нашего сегодняшнего урока сможете выяснить, чье мнение оказалось верным.

- Проверим ваши знания.

Работа по карточкам.

- Вставьте пропущенные буквы и выделите суффиксы.

Г.род..ой,  п.ход, г.лодный, л. сник, замоч. к, ябл.ко, гвозд.к.

Проверка.

- Сравните ваши записи с образцом? Кто допустил ошибки?

 III. Постановка темы урока через постановку проблемы. (3 мин)

- Написание каких слов вызывает затруднение? С чем это затруднение связано?

 (Встретились новые суффиксы –ек,-ик. Нет знаний о них.)

Фиксирую причину затруднения. 

- Испытываем недостаточность знаний о правописании гласной  в суффиксах –ек,-ик?

Это проблема.

Игра учителя.

- Как у меня болит голова. Помогите разобраться в названной проблеме.

-Сейчас мы проанализируем слова, которые вызвали у вас затруднения и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

Слайд 2.

             ключик

             замочек

-Укажите, ударный и или безударный звук в суффиксах.

( В суффиксе –ик- безударный гласный звук, в суффиксе –ек- тоже безударный)

-Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

(В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится).

-Сделайте вывод: надо ли проверять гласный звук в написании суффиксов –ик-, -ек

(Гласные в суффиксах –ек-, -ик- надо проверять).

-Молодцы! Вы правильно сделали вывод.

- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? Запись темы урока в тетрадь.

Слайд 1.

- Поставьте цели .

IV. Изучение нового материала (6 мин).

-Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Слайд 3.

Путь 1:

взять готовое правило.

Путь 2:

самим изобрести это правило.

-Каким путём мы пойдём и почему?

(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).

-Хорошо! Итак, мы сами изобретаем правило.

- Назовите способы проверки безударных гласных.

(Подборка проверочных слов, запись во 2 столбик)

-Как выбрали нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе –ик-. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)

Чтение сведений о правописании суффиксов –ик, -ек.

-Сравним правило с нашим выводом.

Слайд 4.   Правило.

Суффикс –ИК- сохраняет гласную при изменении формы слова: кирпичИк-кирпичИка-кирпичИки.

В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»: орешЕк-ореШКа-ореШКи.

-Верно ли мы с вами сформулировали правило? (Да).

-Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

   (Читает подготовленный ученик).

                                        Сказка.

   В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились.

   Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК-, этого сказать было нельзя. Был он самым настоящим прогульщиком: вернее. –К- всегда оставался на месте, а –Е- умудрялся улизнуть.

   Один раз, когда –Е-  опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать –Е- в суффиксе –ЕК- беглым гласным.

    И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный –Е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (это не сказка, а быль):

  замочек – замочки, замочка;

  платочек – платочки, платочка.

V .Физкультминутка ( 2 мин).

При произношении слова с суффиксом –ИК- приседайте, а с суффиксом –ЕК- поднимайте руки вверх делайте хлопки.

ПальчИк, кусочЕк, личИко, мячИк, платочЕк, винтИк,  овражЕк, самолётИк, садИк, пирожочЕк.

VI.Первичное закрепление во внешней речи (3 мин).

-Ещё раз внимательно прочитаем правило. «Свернём» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.

-Составляется алгоритм написания суффиксов.

 1.Изменить форму слова.

 2.Посмотреть выпадает гласный или нет.

 3.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,

    Если гласный сохраняется пиши –ИК-.

Слайд 5.            

Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ЕК-, -ИК-.

 -Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся в применении выведенного нами правила.

VII. Самостоятельная работа с проверкой по образцу (5 мин).

Упр.109, c. 133 учебника – с комментированием                                    

Определите какую гласную следует писать в суффиксе существительных. Запишите слова парами. Выделите в словах суффикс. Образец:  гороШКи – горошЕК.

VIII, Выборочный диктант (2 мин).

- Пользуясь правилом, запишите слова в два столбика.

Два ученика работают у доски «за шторкой». Один пишет слова с суффиксом –ик, другой –ек.

         Садик, букетик, мешочек, носочек, хвостик, мостик, блиночек, дружочек, журавлик, кораблик.

Коллективная проверка по алгоритму.

 Орфографическая пятиминутка (6 мин).

Упр.104.

    Взаимопроверка.

 IX. Игра «Составь новое слово». Работа в парах . Дается 1 мин. (2 мин).

Приставка
Залез
Занос
Расписка

Корень
готовить
морозец 
краски 

Суффикс
ночка
горка 
дочка     

Окончание 
коса 
листочки
лапа 

                 

- Кто больше?

X. Чистописание. (3 мин)  

1.Отгадайте мои загадки.

а) Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая, известная персона. Зовут ее ... (ворона).

(Картинка с изображением вороны).

б) Верещунья, белобока, а зовут ее ... (сорока). (Картинка с изображением сороки).

- Что общего у этих слов?

2. Краткая фонетическая минутка.

Учитель: Работаем палочкой на альбомах «Фантазия» . Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают:

- парные согласные звуки (в, с, к);.

- звонкий непарный сонорный согласный звук (н);

- первую гласную алфавита (а).

- Что осталось? (оро).

-оро -это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком.

3. Письмо строки соединений –оро-.

4. Словарный самодиктант из словарных слов имеющих –оро-.

XI. Подведение итогов урока. (4 мин)

 1) Обобщение.

    -  Какие открытия мы сделали для себя на уроке?

- Почему написание суффиксов может быть орфограммой?

- Правописание каких суффиксов вызывает часто затруднение при написании?

-Доскажите слова по алгоритму.

1.-Если при изменении формы слова существительного с суффиксом –ЕК- гласный выпадает, то в суффиксе пишется…                            (Буква Е).

2.-В суффиксе –ИК- пишем букву И, если…

        (При изменении формы слова гласный не выпадает).

-Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов –ЕК-, -ИК-.

Рефлексия. (Дети работают в парах)
-Задание вставить правильный суффикс, и отметить в таблице: Если –ек- 1
                                                                                                            Если- ик- 0
ШАР . К,  СУХАР . К,  СОВОЧ . К,  ПРОВОДОЧ . К,  КУЛИЧ . К,  ОВРАЖ . К,  БАРАШ . К,  ШНУРОЧ . К

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТ:00110111  

2).  Определение уровня эмоционального комфорта учащихся

Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке).

-Вы проделали серьёзную научную работу.                                                                                  -Оцените свою работу на уроке. (Светофор).                                                                                                      3) Выставление оценок учащимся.                                                                                                    Дети получают фишки «Успех»:

  • за индивидуальные ответы в течение всего урока;
  • за количество верных результатов по тесту ;
  • за наименьшее количество ошибок при самостоятельной работе;
  • за активную работу пары;

 

         

XII. Домашнее задание по уровням: (1 мин)

Репродуктивный: Упр. № 105 с. 131

Продуктивный (творческий): Упр.110, с.133

 

-Вы замечательно работали. Я довольна вашей работой. Спасибо!                                                                                      

                     Прозвени-ка, дружок,

                     Голосистый звонок,

                     Перемену ждут ребята.

                     Поиграть, попрыгать надо.

Тест

«Правописание суффиксов –ик,  -ек».

Задание: вставить правильный суффикс, и отметить в таблице: Если –ек- 1
                                                                                                            Если- ик- 0
ШАР . К,   СУХАР . К,   СОВОЧ . К,   ПРОВОДОЧ . К,   КУЛИЧ . К,  ОВРАЖ . К,  БАРАШ . К,  ШНУРОЧ . К

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

«Правописание суффиксов –ик,  -ек».

Задание: вставить правильный суффикс, и отметить в таблице: Если –ек- 1
                                                                                                            Если- ик- 0
ШАР . К,   СУХАР . К,   СОВОЧ . К,   ПРОВОДОЧ . К,   КУЛИЧ . К,  ОВРАЖ . К,  БАРАШ . К,  ШНУРОЧ . К

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

«Правописание суффиксов –ик,  -ек».

Задание: вставить правильный суффикс, и отметить в таблице: Если –ек- 1
                                                                                                            Если- ик- 0
ШАР . К,   СУХАР . К,   СОВОЧ . К,   ПРОВОДОЧ . К,   КУЛИЧ . К,  ОВРАЖ . К,  БАРАШ . К,  ШНУРОЧ . К

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

«Правописание суффиксов –ик,  -ек».

Задание: вставить правильный суффикс, и отметить в таблице: Если –ек- 1
                                                                                                            Если- ик- 0
ШАР . К,   СУХАР . К,   СОВОЧ . К,   ПРОВОДОЧ . К,   КУЛИЧ . К,  ОВРАЖ . К,  БАРАШ . К,  ШНУРОЧ . К

 

 

 

 

 

 

 

 

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите суффиксы.

Г.род..ой,  п.ход, г.лодный, л. сник, замоч. к, ябл.ко, гвозд.к.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите суффиксы.

Г.род..ой,  п.ход, г.лодный, л. сник, замоч. к, ябл.ко, гвозд.к.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите суффиксы.

Г.род..ой,  п.ход, г.лодный, л. сник, замоч. к, ябл.ко, гвозд.к.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите суффиксы.

Г.род. .ой,  п.ход, г. лодный, л. сник, замоч. к, ябл. ко, гвозд. к.

Сказка о беглом гласном в суффиксе –ек.

   В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились.

   Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК-, этого сказать было нельзя. Был он самым настоящим прогульщиком: вернее. –К- всегда оставался на месте, а –Е- умудрялся улизнуть.

   Один раз, когда –Е-  опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать –Е- в суффиксе –ЕК- беглым гласным.

    И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный –Е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (это не сказка, а быль):

  замочек – замочки, замочка;

  платочек – платочки, платочка


Путь 1:

взять готовое правило.

Путь 2:

самим изобрести это правило



 Игра «Составь новое слово». Работа в парах . Дается 1 мин.

Приставка
Залез
Занос
Расписка

Корень
готовить
морозец 
краски 

Суффикс
ночка
горка 
дочка     

Окончание 
коса 
листочки
лапа 

                 


Игра «Составь новое слово». Работа в парах . Дается 1 мин.

Приставка
Залез
Занос
Расписка

Корень
готовить
морозец 
краски 

Суффикс
ночка
горка 
дочка     

Окончание 
коса 
листочки
лапа 

                 


КОД

0

0

1

 1

0

1

1

 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...