Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " «Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Это урок открытия новых знаний. Ведущий метод: проблемно-поисковый. Форма работы: работа в парах. В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам, результатам опыта работы на данном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_r.yaz_._3_kl.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Каменская НОШ- д/сад
Конспект урока
русского языка
по теме «Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек»
3 класс.
Учитель: Ляшко Е.М.
п. Каменск
2010 г.
Тема: «Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Форма: Работа в парах.
Ведущий метод: Проблемно-поисковый .
Место в разделе: первый урок (из 3 уроков) по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек».
Цель: Формировать умение ориентироваться в написании букв и, е в суффиксах –ик, -ек.
Задачи: 1. Активизировать знания о суффиксах, мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся;
2. вспомнить о роли суффиксов в слове;
3. развивать самостоятельность мышления и познавательную потребность у учащихся, орфографическую зоркость;
4. создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
Оборудование: круг-сигнал «Светофор», фишки «Успех», листы-тесты, карточка с кодом теста, перфокарты, карточки для индивидуальной работы уч-ся, альбомы «Фантазия», картинки с изображением сороки и вороны, плакат «Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ЕК-, -ИК-.», плакат с текстом правила правописания гласных в суффиксах –ЕК-, -ИК, лист с перечнем путей достижения цели урока.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (1 мин)
- Добрый день, детки!
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!)
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя сумел.
- Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы откроем ещё одну из тайн правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.
Желаю вам творческих успехов!
II. Актуализация знаний и пробные учебные действия. (4 мин )
- Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Образование однокоренных слов при помощи суффиксов).
- Научились ли образовывать и правильно писать слова с суффиксами?
- Допускали ли ошибки на эту тему?
- Что вы знаете о суффиксах?
- Как выбрать правильное написание безударной гласной, если она находится в суффиксе?
(Запомнить)
- Назовите суффиксы.
- Как вы думаете, вы уже все знаете о суффиксах? (Дети могут дать и утвердительный, и отрицательный ответы.)
- По ходу нашего сегодняшнего урока сможете выяснить, чье мнение оказалось верным.
- Проверим ваши знания.
Работа по карточкам.
- Вставьте пропущенные буквы и выделите суффиксы. Г.род..ой, п.ход, г.лодный, л. сник, замоч. к, ябл.ко, гвозд.к. |
Проверка.
- Сравните ваши записи с образцом? Кто допустил ошибки?
III. Постановка темы урока через постановку проблемы. (3 мин)
- Написание каких слов вызывает затруднение? С чем это затруднение связано?
(Встретились новые суффиксы –ек,-ик. Нет знаний о них.)
Фиксирую причину затруднения.
- Испытываем недостаточность знаний о правописании гласной в суффиксах –ек,-ик?
Это проблема.
Игра учителя.
- Как у меня болит голова. Помогите разобраться в названной проблеме.
-Сейчас мы проанализируем слова, которые вызвали у вас затруднения и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
Слайд 2.
ключик замочек |
-Укажите, ударный и или безударный звук в суффиксах.
( В суффиксе –ик- безударный гласный звук, в суффиксе –ек- тоже безударный)
-Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
(В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится).
-Сделайте вывод: надо ли проверять гласный звук в написании суффиксов –ик-, -ек
(Гласные в суффиксах –ек-, -ик- надо проверять).
-Молодцы! Вы правильно сделали вывод.
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 1.
- Поставьте цели .
IV. Изучение нового материала (6 мин).
-Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Слайд 3.
Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило. |
-Каким путём мы пойдём и почему?
(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).
-Хорошо! Итак, мы сами изобретаем правило.
- Назовите способы проверки безударных гласных.
(Подборка проверочных слов, запись во 2 столбик)
-Как выбрали нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?
(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе –ик-. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)
Чтение сведений о правописании суффиксов –ик, -ек.
-Сравним правило с нашим выводом.
Слайд 4. Правило.
Суффикс –ИК- сохраняет гласную при изменении формы слова: кирпичИк-кирпичИка-кирпичИки. В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»: орешЕк-ореШКа-ореШКи. |
-Верно ли мы с вами сформулировали правило? (Да).
-Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.
(Читает подготовленный ученик).
Сказка.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились.
Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК-, этого сказать было нельзя. Был он самым настоящим прогульщиком: вернее. –К- всегда оставался на месте, а –Е- умудрялся улизнуть.
Один раз, когда –Е- опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать –Е- в суффиксе –ЕК- беглым гласным.
И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный –Е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (это не сказка, а быль):
замочек – замочки, замочка;
платочек – платочки, платочка.
V .Физкультминутка ( 2 мин).
При произношении слова с суффиксом –ИК- приседайте, а с суффиксом –ЕК- поднимайте руки вверх делайте хлопки.
ПальчИк, кусочЕк, личИко, мячИк, платочЕк, винтИк, овражЕк, самолётИк, садИк, пирожочЕк.
VI.Первичное закрепление во внешней речи (3 мин).
-Ещё раз внимательно прочитаем правило. «Свернём» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.
-Составляется алгоритм написания суффиксов.
1.Изменить форму слова.
2.Посмотреть выпадает гласный или нет.
3.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,
Если гласный сохраняется пиши –ИК-.
Слайд 5.
Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ЕК-, -ИК-. |
-Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся в применении выведенного нами правила.
VII. Самостоятельная работа с проверкой по образцу (5 мин).
Упр.109, c. 133 учебника – с комментированием
Определите какую гласную следует писать в суффиксе существительных. Запишите слова парами. Выделите в словах суффикс. Образец: гороШКи – горошЕК.
VIII, Выборочный диктант (2 мин).
- Пользуясь правилом, запишите слова в два столбика.
Два ученика работают у доски «за шторкой». Один пишет слова с суффиксом –ик, другой –ек.
Садик, букетик, мешочек, носочек, хвостик, мостик, блиночек, дружочек, журавлик, кораблик.
Коллективная проверка по алгоритму.
Орфографическая пятиминутка (6 мин).
Упр.104.
Взаимопроверка.
IX. Игра «Составь новое слово». Работа в парах . Дается 1 мин. (2 мин).
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
|
- Кто больше?
X. Чистописание. (3 мин)
1.Отгадайте мои загадки.
а) Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая, известная персона. Зовут ее ... (ворона).
(Картинка с изображением вороны).
б) Верещунья, белобока, а зовут ее ... (сорока). (Картинка с изображением сороки).
- Что общего у этих слов?
2. Краткая фонетическая минутка.
Учитель: Работаем палочкой на альбомах «Фантазия» . Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают:
- парные согласные звуки (в, с, к);.
- звонкий непарный сонорный согласный звук (н);
- первую гласную алфавита (а).
- Что осталось? (оро).
-оро -это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком.
3. Письмо строки соединений –оро-.
4. Словарный самодиктант из словарных слов имеющих –оро-.
XI. Подведение итогов урока. (4 мин)
1) Обобщение.
- Какие открытия мы сделали для себя на уроке?
- Почему написание суффиксов может быть орфограммой?
- Правописание каких суффиксов вызывает часто затруднение при написании?
-Доскажите слова по алгоритму.
1.-Если при изменении формы слова существительного с суффиксом –ЕК- гласный выпадает, то в суффиксе пишется… (Буква Е).
2.-В суффиксе –ИК- пишем букву И, если…
(При изменении формы слова гласный не выпадает).
-Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов –ЕК-, -ИК-.
Рефлексия. (Дети работают в парах)
-Задание вставить правильный суффикс, и отметить в таблице: Если –ек- 1
Если- ик- 0
ШАР . К, СУХАР . К, СОВОЧ . К, ПРОВОДОЧ . К, КУЛИЧ . К, ОВРАЖ . К, БАРАШ . К, ШНУРОЧ . К
|
|
|
|
|
|
|
|
ОТВЕТ:00110111
2). Определение уровня эмоционального комфорта учащихся
Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке).
-Вы проделали серьёзную научную работу. -Оцените свою работу на уроке. (Светофор). 3) Выставление оценок учащимся. Дети получают фишки «Успех»:
- за индивидуальные ответы в течение всего урока;
- за количество верных результатов по тесту ;
- за наименьшее количество ошибок при самостоятельной работе;
- за активную работу пары;
XII. Домашнее задание по уровням: (1 мин)
Репродуктивный: Упр. № 105 с. 131
Продуктивный (творческий): Упр.110, с.133
-Вы замечательно работали. Я довольна вашей работой. Спасибо!
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок,
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
Тест
«Правописание суффиксов –ик, -ек».
Задание: вставить правильный суффикс, и отметить в таблице: Если –ек- 1
Если- ик- 0
ШАР . К, СУХАР . К, СОВОЧ . К, ПРОВОДОЧ . К, КУЛИЧ . К, ОВРАЖ . К, БАРАШ . К, ШНУРОЧ . К
|
|
|
|
|
|
|
|
Тест
«Правописание суффиксов –ик, -ек».
Задание: вставить правильный суффикс, и отметить в таблице: Если –ек- 1
Если- ик- 0
ШАР . К, СУХАР . К, СОВОЧ . К, ПРОВОДОЧ . К, КУЛИЧ . К, ОВРАЖ . К, БАРАШ . К, ШНУРОЧ . К
|
|
|
|
|
|
|
|
Тест
«Правописание суффиксов –ик, -ек».
Задание: вставить правильный суффикс, и отметить в таблице: Если –ек- 1
Если- ик- 0
ШАР . К, СУХАР . К, СОВОЧ . К, ПРОВОДОЧ . К, КУЛИЧ . К, ОВРАЖ . К, БАРАШ . К, ШНУРОЧ . К
|
|
|
|
|
|
|
|
Тест
«Правописание суффиксов –ик, -ек».
Задание: вставить правильный суффикс, и отметить в таблице: Если –ек- 1
Если- ик- 0
ШАР . К, СУХАР . К, СОВОЧ . К, ПРОВОДОЧ . К, КУЛИЧ . К, ОВРАЖ . К, БАРАШ . К, ШНУРОЧ . К
|
|
|
|
|
|
|
|
- Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите суффиксы.
Г.род..ой, п.ход, г.лодный, л. сник, замоч. к, ябл.ко, гвозд.к.
-Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите суффиксы.
Г.род..ой, п.ход, г.лодный, л. сник, замоч. к, ябл.ко, гвозд.к.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите суффиксы.
Г.род..ой, п.ход, г.лодный, л. сник, замоч. к, ябл.ко, гвозд.к.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите суффиксы.
Г.род. .ой, п.ход, г. лодный, л. сник, замоч. к, ябл. ко, гвозд. к.
Сказка о беглом гласном в суффиксе –ек.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились.
Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК-, этого сказать было нельзя. Был он самым настоящим прогульщиком: вернее. –К- всегда оставался на месте, а –Е- умудрялся улизнуть.
Один раз, когда –Е- опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать –Е- в суффиксе –ЕК- беглым гласным.
И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный –Е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (это не сказка, а быль):
замочек – замочки, замочка;
платочек – платочки, платочка
Путь 1:
взять готовое правило.
Путь 2:
самим изобрести это правило
Игра «Составь новое слово». Работа в парах . Дается 1 мин.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
|
Игра «Составь новое слово». Работа в парах . Дается 1 мин.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
|
КОД
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект по русскому языку 2 класса на тему "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы. Закрепление."
Конспект пл русскоум языку 2 класса...
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...
- Мне нравится (1)