Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Антонимы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Смёткина Таисия Ивановна

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе на тему "Антонимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_antonimy.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Школа-коллегиум» г. Алушты

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе.

Выполнила учитель начальных классов

Смёткина Таисия Ивановна

Учебный предмет: Русский язык

УМК « Школа Россиии»

Тема урока: « Антонимы»

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Обеспечить условия для формирования у учащихся представления об антонимах, дать понятие антонима.

Задачи урока:

познакомить с термином антонимы, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся

 употреблять антонимы разных тематических групп в речи.

сравнивать антонимы по значению

обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.

использовать словари антонимов.

 развивать внимание, логическое мышление.

совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

-Учащиеся научатся находить в тексте антонимы; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Метапредметные:

 Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

-Активное использование речевых средств и средств для решения познавательных задач.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Коммуникативные:

- Вести диалог в процессе решения поставленных задач; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- Контроль, оценка действий партнера.

Регулятивные:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала;

-Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.

Личностные:

Формирование установки на  здоровый образ жизни, мотивации к труду, к работе на результат.

- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

-Осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс автор  В.П.Канакина,  тетради, словари, мультимедийный проектор,

экран, презентация, ромашка с заданиями.

Содержание урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

 ( формируемые УУД)

1

Организацион

ный этап.

- Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у вас все получится.

- Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой.

-Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.

- Что подарили вы своему соседу?

Выполняют действия.

Настраиваются на учебную деятельность.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Орфографическая минутка

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

— Разгадайте загадки, напишите отгадки. ( слайд 2)

— Поставьте ударение в словах- отгадках.

Прохожих задирает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.) .

Дерево стоит,

А лист дрожит. (Осина.)

Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

Круглые, зеленые на дереве растут,

Лишь бочок краснеет — тут же их сорвут.

Сладкие и спелые соберут в корзинку,

Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки.)

Рядом с дворником шагаю.

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата.)

Что проходит через горы, через долы и холмы, но сама не двигается? (Дорога.)

Записывают

 

Записывают отгадки красиво и аккуратно

Взаимопроверка.

Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.

Коммуникативные;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:  - подбирать подходящие по смыслу слова- отгадки,, логические действия .

Предметные:

ставить в словах  ударение.

Регулятивные:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные:

Формирование мотивации к труду, к работе на результат.

-Осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

3

Словарная работа

Послушайте стихотворение.

Не говори, не повторяй

Мне слова страшного «прощай»;

Отравой горького сознанья

Моей души не помрачай,

С улыбкой руку мне подай

И тихо молви: «до свиданья».

— Найдите слова-синонимы.

Словарное слово прощай мы уже знаем, как писать. Кто напишет его на доске?

— Слово до свидания тоже словарное. (Учитель записывает слово на доске.)

Допишем раздельно со словом. Можно сказать до скорого свидания.

-Поставьте ударение в слове. Подчеркните безударные гласные. Их нужно запомнить.

— Подберите слово с противоположным значением к слову до свидания.

Какие буквы запоминали в этом слове? Запишите слово здравствуйте.

Прощай, до свидания.

Ученик выходит к доске, пишет слово «прощай», подчеркивает букву О.

Дети записывают слово, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные.

Здравствуйте.

Дети записывают слово

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

-Активное использование речевых средств и средств для решения познавательных задач.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Коммуникативные:

- Вести диалог в процессе решения поставленных задач; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

4

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять!        

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик — самый сильный, Самый толстый и большой.        Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик — самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик — безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал!

Хлопают в ладоши.

Поочередный массаж пальцев.

Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их.

5

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Послушайте стихотворение

 Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый.

 Был бы, как Степан здоровый.

 ( слайд 3.)

 - Чем интересны слова больной, здоровый?

А кто знает как называются такие слова?

- Сформулируйте задачи урока.

Ребята, а что  сделал неправильно Петя?

 Почему нельзя пить ледяной чай?

У них противоположное значение

 Слова с противоположным значением.

Узнать как называются слова с противоположным значением, какую роль они играют в языке, научиться употреблять их в речи, пользоваться  словарями.

  Он пил ледяной чай.

Можно простудиться, заболит горло. ( и т. д ответы детей)

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-умение принимать решение,.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование  познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

логические действия .

Предметные:

- находить в тексте и в предложении антонимы,

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

Личностные:

Формирование установки на  здоровый образ жизни

6

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы ?)

Кто уже может ответить на вопрос урока?

В слове антоним первая часть «анти», значит «против, противоположный», а вторая часть — «онима» - по-гречески означает — «имя, слово».  (слайд 4.)

 Учитель показывает школьный словарь  антонимов  М. Р. Львова  и других авторов., обращает внимание на словарь антонимов в конце учебника на с. 142.  

-Существует множество словарей антонимов, которыми вы должны научиться пользоваться. Посмотрите на слайд. ( слайд 5.)

- Прчитайте стихотворения, найдите слова с противоположным значением  и запишите их в тетрадь.

( слайд 6.)

1.Завысоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

2.Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

3.Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

5.Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!»

6.Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жёсткий табурет
Вовсе претендентов нет.

Читают тему урока.

Антонимы — это

слова с противоположным значением.

Смотрят на слайд, читают названия словарей.

Читают стихи , записывают слова парами.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование  познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений.

Предметные:

- находить в тексте и в предложении антонимы, объяснять их значение;

-работать с словарем антонимов;

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

7

Первичное закрепление новых знаний

Прочитайте текст упражнения №71

Почему муравей загрустил?

Что сравнивал муравей по длине?

Самостоятельно выполните упражнение  №71

-Выполнить задание к упр. №71

Дети читают.

За всю жизнь он не сможет увидеть конца моря.

Себя и море.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Предметные:- находить в тексте и в предложении антонимы.

8

Физкультминут

ка.

Раз, два, три — веселей шагайте. Раз, два, три — ноги поднимайте. Раз, два, три — потянитесь дружно. Раз, два, три - сели и привстали. Раз, два, три — ручками похлопали. Раз, два, три — ножками потопали.

Выполняют физкультминутку.

9

Первичная проверка понимания

 «Ромашка»

Оторвите лепесток у ромашки, прочитайте высказывание, дополните его необходимыми антонимами.


"Скажу я слово ВЫСОКО,

 А ты ответишь : ... . (низко)

 Скажу я слово ДАЛЕКО,

 А ты ответишь : ... .(близко)

 Скажу я слово ПОТОЛОК,

 А ты ответишь : ... .(пол)

 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

 И скажешь ты : ... .(нашел)

 Скажу тебе я слово ТРУС,

 Ответишь ты : ... .(храбрец)

 Теперь НАЧАЛО я скажу,

 Ну, отвечай : ... .(конец)

Работа с интерактивной доской

Соедините антонимы стрелками на доске. ( слайд 7.)

Быстрый              найти

Здоровье  грязь

Друг                    медленный

Щедрый             враг

Плакать              правда

Цвести                болезнь

Потерять           скупой

Ложь                 увядать

Чистый             грязный

Дети отрывают лепестки ромашки,  читают записанные на обратной стороне стихи ,дополняют их антонимами.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение принимать решение.

Познавательные

структурирование знаний; смысловое чтение;

Предметные:

- подбирать подходящие по смыслу антонимы.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

10

Первичное закрепление.

Работа в парах с  словарёмантонимов.

Составьте предложения употребив в них антонимы.

Составляют предложения, используя антонимы из словаря

Коллективная проверка.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

( распределение ролей при парной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; Предметные:

- составлять предложение,

- подбирать подходящие по смыслу антонимы.

Регулятивные:-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы

Личностные:- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

-осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

11

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполнить упр. 74 (с. 56).

Задание повышенной сложности. Найти и написать четыре пословицы, в которых есть антонимы. ( слайд 8.)

Слушают домашнее задание, уточняют информацию.

12

Рефлексия

Дополните фразы:

Я   …   знаю, что такое  антонимы.  

Я … умею подбирать антонимы к словам.

Я … умею находить антонимы в предложении, в тексте.

( слайд 9.)

- Какую роль играют антонимы  в нашей речи?

- С какими видами словарей вы познакомились на уроке?

-Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! ( слайд № 10)

Ответы детей

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение  выражать свои мысли;Познавательные:

структурирование знаний; смысловое чтение.

Регулятивные:оценивание качества и уровня усвоения материала; Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе

Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...