Деятельность учителя | Деятельность учащихся
| Примечание |
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность. |
Положительный настрой - Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнемся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.
- Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в Карточке личного контроля.
| Приветствуют учителя, друг друга.
| Взаимодействуют в малых группах (в парах)
Прием «Предъявление требований»
|
- Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся. |
Словарная работа - Расшифруйте анаграммы. Запишите слова. ИИДТ ЛАЕЛЯ ЕЙГОР ЯРЗА Проверка - Какие слова записали?
- Какое слово лишнее в этом ряду? -Почему?
- О какой части речи пойдет разговор на уроке? - Сегодня вы узнаете о нем что-то новое. Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе. Что же может рассказать о себе глагол
|
Записывают слова.
- Идти, аллея, герой, заря.
- Идти. - Это глагол, все остальные слова – существительные.
- О глаголе.
Оцените свои знания Заполняют карточку личного контроля», 1 этап |
ИД (стр. 1)
Актуализация знаний
Карточка личного контроля |
- Выявление места и причины затруднения.
Цель: создать условия для обсуждения затруднения. |
Предлагаю карточку « Я глагол» - Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.
- Давайте проверим, как вы выполнили работу.
Я глагол | часть | речи | обозначаю | действие предмета | отвечаю на вопросы | что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д. | имею | начальную (неопределенную форму) | в предложении | чаще всего бываю сказуемым | имею грамматические признаки | - время
- число
- лицо
- род (в прошедшем времени)
- вид
- спряжение
|
|
У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах.
Учащиеся отвечают на вопрос. После ответа открывается очередная строка таблицы.
6-ой признак не открыли.
|
Работа в парах
ИД (стр. 2) (правая часть таблицы закрыта шторкой)
Возникло
затруднение |
- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения. |
- Какова же тема сегодняшнего урока?
- Сформулируйте цель урока. ( доска)
- Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели?
- Молодцы! Вы хорошо помогли глаголу и успешно прошли 2 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля». |
Т: Новый признак глагола.
- Узнать, как называется новый грамматический признак глагола; учиться определять этот новый признак у глагола.
Составление плана. - Наблюдать
- Сделать вывод
- Проверить вывод
- Применить (знания)
Заполняют карточку личного контроля.
|
(доска)
Планирование
экран
Карточка личного контроля
|
- Открытие «нового» знания.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи; открытие нового знания. |
Назовите лишнее слово из анаграммы, Какой частью речи является? Перед вами проблемная ситуация. Проблемная ситуация.
- Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме.
- Как изменяется глагол?
- Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его.
| Я ________________ по аллее. Ты __________________ по аллее. Он ________________ по аллее. Мы _________________ по аллее. Вы _______________ по аллее. Они _________________ по аллее. |
Поверка по эталону. ( ИД)
- Сделайте вывод о новом грамматическом признаке.
- Как думаете, как он называется? (Придумайте название сами.)
- Где можно проверить, как же называется новый признак глагола? - Прочитайте в учебнике стр. 94.
- Как же называется новый грамматический признак? - Что такое спряжение?
Назовите тему урока - реши Учебник вас приглашает на стр. 95, прочитать информацию о спряжение - Что нового узнали из правила?
- Послушайте сказку о новом грамматическом признаке глагола. Может, что-то еще узнаете о новом грамматическом признаке… (Учитель рассказывает сказку.) Жили-были глагольчики -У (-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ) и –ИШЬ, -ИТ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Дружно жили. Но однажды прилетел дракон. Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ, ЮТ испугались и вытолкали своего братца со словами: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж, ЕМ, ЕМ», - улыбнулся дракон. А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ, ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались смельчаками: «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь!» И выгнали дракона из города. С тех пор трусишки и смельчаки поссорились и живут в разных городах: Первоспряженске и Второспряженске. Правит обоими городами мэр Ударение.
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому? Вам поможет стр. учебника №95
- Тогда к какому же спряжению относится глагол «идти».
- Закончился 3 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля». |
Работа по карточке
У детей карточка.
Дети работают над кластером.
Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам.
Ответы детей.
- В учебнике прочитать правило. Правило, уч. с. 94
- Спряжение.
- Изменение по лицам и числам. Спряжение глагола.
- Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Учебник стр.95 Учащиеся слушают сказку.
- К I спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная Е (Ё). Ко II спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная И.
- К 1 спряжению.
Заполняют карточку личного контроля. |
Наблюдение
Работа в парах
Оформление записи на кластере
ИД (стр. 3)
Делают вывод
Проверяют вывод
Работа с учебником
Спряжение
Дидактическая сказка
-У (-Ю) -ЕШЬ -ИШЬ -ЕТ -ИТ -ЕМ -ИМ -ЕТЕ -ИТЕ -УТ (-ЮТ) -АТ (-ЯТ) ИД (иллюстрация сказки)
ИД (стр. 4)
Карточка личного контроля |
- Физминутка.
Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
- Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопок над головой, 2 спряжения – 2 хлопка за спиной. Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.
|
Выполняют упражнения. |
|
- Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи. |
– Продолжим работу. - Из какой сказки эти предложения? Кто автор? 1) Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. 2) Чем вы, гости торг ведете И куда теперь плывете. 3) Остров на море лежит, Град на острове стоит. 4) Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. 5) Белка там живет ручная, Да затейница такая. 6) Белка песенки поет, Да орешки все грызет. 7) Этим нас не удивишь, Правду ль, нет ли говоришь.
- Из данных предложений выписать глаголы настоящего и будущего времени: в первый столбик – глаголы, которые относятся к I спряжению, во второй столбик – ко II спряжению.
КОНТРОЛЬ I спр. II спр. Ведёте палят плывёте велят растёт лежит живёт стоит поёт удивишь грызёт говоришь
4 этап
|
Отвечают.
Один ученик работает у доски. Он переносит глаголы в нужные столбики. Выделяет окончания. А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь.
Назови новые глаголы, вспомни предложение из данной сказки.
Заполняют карточку личного контроля. | Применяют
ИД (стр. 5) Шторкой закрыты портрет А.С. Пушкина и иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…». Открывается после ответа детей.
Карточка личного контроля |
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала. |
Творческая работа -Откуда эти строки? Кто написал басню? - Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы.
Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ . Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит..
- Определите спряжение глаголов, выделите окончания.
5 этап оцени - Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок. Оцените себя. |
Отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях.
Заполняют карточку личного контроля. |
ИД (стр. 6)
С.Р.
ИД Проверка по эталону
Карточка личного контроля |
- Рефлексия учебной деятельности.
Цель: |
|
Тест - Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ. Тест | 1. Как называется изменение глаголов по лицам и числам? | А. склонение | Б. спряжение | 2. Что называется спряжением? | А. изменение глагола по падежам | Б. изменение глагола по лицам и числам | В. изменение глагола по родам и числам | - Глагол «лежит»
| А. I спряжения | Б. II спряжения | - Глагол «растёт»
| А. I спряжения | Б. II спряжения |
Проверка. - Поставьте себе отметку за тест.
- Сравните отметки за работу на уроке и за тест. - У кого одинаковые результаты? - Вы подтвердили свои знания выполненным тестом. - У кого за тест отметка ниже, чем за работу на уроке? - Не совсем объективно оценили свою работу в течение урока. Не все было понятно. - А у кого отметка за тест выше, чем за работу на уроке? - Не уверены в себе. Занижаете свои силы и возможности. - Какая была тема урока? - Какая была цель урока? - Что узнали об этом признаке?
Выучить правило на стр. 94-95 выполнить упр. 129 с. 94 |
Выполняют.
Проверяют.
Отвечают, слушают, дополняют друг друга.
Записывают задание в дневники. |
Система голосования ActivInspire
Карточка личного контроля
Анализ самооценки учащихся
Итог урока
Домашнее задание |