I. Мотивация к учебной деятельности. (2мин.) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| 1.Организационный момент Слово учителя -Прозвенел звонок, Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам. - Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку. -Пусть урок принесет вам радость! - Сядьте ровненько, спинки выпрямите. -Сегодня будем работать под девизом: Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай».
Свою работу будете оценивать в Листах самооценки
|
Настраиваются на активную работу на уроке.
Проговаривают девиз урока. «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
|
Лист самооценки
| Этапы урока | Само оценка | 1 | Минутка чистописа-ния |
| 2 | Работа в группах |
| 3 | Самостоятельная работа |
| 4 | Тестовая работа |
| 5 | Итоговая оценка |
|
|
| Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому Регулятивные: способность к организации своей деятельности, оценке ее результатов Коммуникативные:способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим |
II.Формулирование темы урока, постановка цели (7 мин.) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися
| 1. Чистописание. Слайд 1 - Ребята, откройте тетради и запишите число.
Посмотрите на доску, перед вами пословицы, в них пропущено слово, а какое это слово вы должны догадаться. - Правильно вы сказали, пропущено слово работа. Его мы с вами запишем на минутке чистописания. -Оцените свою работу в Листе самооценки
Давайте подберем к слову работа однокоренные слова. Посмотрите, какие слова у меня получились. - Какое слово лишнее и почему? (слайд 2)
2.Определение темы и цели урока - Кто догадался, какова тема нашего урока?
- В чём будем упражняться на уроке?
- Молодцы! Вы абсолютно правы.
|
Открыли тетради, записали число. Классная работа.
Дети отвечают, что пропущено слово – работа.
Запись слова работа, самооценка
Дети называют однокоренные слова и говорят, что лишнее слово заработок.
- Тема нашего урока употребление слов с суффиксами.
- Мы будем упражняться в нахождении в словах суффиксов | На доске слова:
- … не волк в лес не убежит.
- … и мучит, и кормит, и учит.
- … веселье любит.
- Каков мастер, такова и … .
Работа- работник, работка работёнка заработок работница
| Повторение знаний о суффиксе
| Личностные: Наличие познавательного интереса и учебной мотивации; способность к самооценке Регулятивные: умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; Коммуникативные: Способность к монологической речи, умение выражать собственные мысли |
III.Актуализация знаний. ( 7 мин.) Цель: -вспомнить, что такое суффикс
| 1. Закрепление знаний о суффиксе. - Прежде, чем приступить к дальнейшей работе, давайте проведем небольшой блиц – турнир. На вопросы нужно отвечать быстро, четко и безошибочно. Из каких частей состоит слово?
- Какая часть самая главная?
- Для чего служит окончание?
Как образуются однокоренные слова?
Физкультминутка. Написать головой цифру пять, нарисовать глазами треугольник, поморгайте.
Запишите - как называют маленький зуб (зубик) - огромные глаза (глазища) - в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый) - спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник) - маленькая морковь (морковка) - вид больного человека (болезненный) - тонкий слой жира (жирок) - Выделите суффиксы. -Какие значения придали словам суффиксы?
|
Из корня, основы, приставки, суффикса и окончания. Корень – это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных слова Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов Окончание – это изменяемая часть слова Окончание служит для связи слов в предложении
- Основа – это все слово без окончания.)
Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
|
Дети выполняют движения.
|
Умение выделять суффикс в словах
| Слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; (Познавательные УУД) Работать по алгоритму; высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД) Выполнять самооценку |
IV. Закрепление и повторение материала. (13 мин)
Цель: анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения (в чем состоит недостаточность знаний, умений или способностей | 1. Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе.
- Не забывайте правила работы в группе.
-Каждая группа будет работать по плану, который лежит на столе.
Задания группе 1. 1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова. - Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?
2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы. Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка. - Какое значение придали словам суффиксы? Задания группе 2 . 1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный … запад, ветвь, дождь, , октябрь К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод.
2)- Найдите в словах храбрость , мудрость, хитрость, ловкость суффикс. - Каково значение суффикса -ость?
Задания группе 3. 1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … . - Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам? 2) -Прочитайте текст Н.Сладкова «Как их зовут?» Вставь пропущенные слова У нас на земле все просто. У волка – волчонок, у лося - …, у зайца - …, у глухаря – глухарята, у дрозда - …, у гуся - … . Лис…, ут…, ежа…, галч… . -Выделите суффиксы. - Назовите значение суффиксов.
2. Демонстрация результата работы каждой группы
Каждая группа записывает суффиксы на доске. (слайд 3) -Оцените свою работу в группе.
| ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: - Умей выслушать товарища
- Своё мнение должен высказать каждый
- Закончив дело, помоги другу
- Работать тихо, чтобы не мешать другим
- Рабочее место содержи в порядке
- Договоритесь, кто будет выступать
Учащиеся выполняют задания.
увеличительное
уменьшительно - ласкательное
эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность
слова с этим суффиксом называют черты характера человека
получились слова, обозначающие профессии
получились слова называющие детенышей животных
Заслушивание представителей каждой группы с ответом у доски.
Лист самооценки |
|
| Личностные: сформированность познавательного интереса и учебной мотивации; способность к самооценке. Регулятивные: умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом. Познавательные: умение выделять в словах суффикс Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других |
V. Самостоятельная работа. (14 мин) Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применения новых знаний в типовых заданиях | 1. Индивидуальная проверочная работа (разноуровневые задания) (Слайд 4) -У вас на столах лежат карточки с заданиями разной сложности. Закрепление изученного материала. Тест. - Тесты содержит три задания разных уровней сложности. 1 – ый уровень – базовый (обязательный для всех) 2 – ой содержит задания повышенной сложности. Поэтому, задания 1 – го уровня (это первые три задания) выполняют все обязательно. А из предложенных заданий 2 – го вы выбираете те, с которыми, на ваш взгляд, вы успешно справитесь. А если вы справитесь со всеми заданиями теста, то будите просто МОЛОДЦЫ! - Приступайте к выполнению заданий. -Оцените свою работу в листах самооценки.
Проверка (Слайд 5)
- Работа в рабочих тетрадях.
Стр.30 упр.1, упр.2
3. Домашнее задание (Слайд 6)(разноуровневое) - Домашнее задание по выбору.
| Учащиеся выбирают карточки по своим силам
Лист самооценки
Работают в рабочих тетрадях
Учащиеся записывают д/з в дневники.
|
1 ур. стр.72, упр. 85 Раскрыть скобки: вставляя недостающие буквы, выделить суффиксы 2 ур. стр.73, упр. 89 Продолжить запись названий лиц по профессии
| Умение находить и выделять в словах суффикс
Умение видеть ошибки и исправлять их.
| Личностные: самоопределение при выборе индивидуальных заданий. Регулятивные : умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя. Познавательные: умение выделять суффикс в словах
|
VI. Рефлексии учебной деятельности на уроке. (2 мин) Цель: самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
| 1. Работа с рефлексивной картой -Удалось ли сделать, то что намечали? а)Рефлексия «Закончи фразу» б)Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание) в)Тест по теме: «Суффикс» (слайды 7) Суффикс – это О – часть речи, М – часть слова. Суффикс служит М – для связи слов в предложении, О – для образования новых слов. Суффикс стоит О – перед корнем, Л – после корня. Суффикс – это О – изменяемая часть слова, М – неизменяемая часть слова. Чтобы найти суффикс в слове надо: О – изменить форму слова, Д – подобрать однокоренные слова. В каких из этих слов есть суффикс: О – книга, Е – книжный, Ц – книжечка. (слайд )
-Мы справились с задачами урока. Урок закончен. СПАСИБО! |
Дети заполняют рефлексивную карту.
Отвечают на вопросы теста |
Рефлексивная карточка (слайд8) Я знаю Я умею - У меня возник вопрос: __________________
| Умение оценивать свою деятель-ность | Личностные: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.
|