Тема урока: Морфологический разбор разных частей речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ловпаче Сусанна Байзетовна

Цель урока:

Обобщить знания и умения учащихся по морфологическому разбору изученных частей речи.

Задачи:

образовательные:

- Закрепить навык морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола.

- Познакомить учащихся с новой частью речи – наречие.

развивающие:

- развивать речь и мышление у учащихся.

воспитательные:

- воспитывать и развивать коммуникативную культуру,

- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: Учебник «Русский язык», тетради, ручки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Морфологический разбор разных частей речи.

Цель урока:

Обобщить знания и умения учащихся по морфологическому разбору изученных частей речи.

Задачи:

образовательные: 

- Закрепить навык морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола.

- Познакомить учащихся с новой частью речи – наречие.

развивающие: 

- развивать речь и мышление у учащихся.

воспитательные: 

- воспитывать и развивать коммуникативную культуру,

- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: Учебник «Русский язык», тетради, ручки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. 1. Орг.момент

Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Дети рассаживаются за парты, готовятся к уроку

  1. 2.Актуализация опорных знаний

- Посмотрите на доску, там записаны слова : искусство, аромат, альбом.

- Объясните, почему именно эти слова я записала.

- Объясните значение этих слов.

-Ребята, укажите в этих словах «опасные места».

- Это словарные слова, их написание нужно запомнить.

- Аромат – это приятный запах.

Альбом – тетрадь для рисования.

- Аромат : первый непроверяемый гласный  [ а ] в слабой позиции необходимо запомнить, второй проверяемый гласный [о] – проверочное слово «ароматерапия».

Альбом: первый непроверяемый гласный [а] находится в слабой позиции, нужно запомнить.

  1. 3.Работа с предложением.

- На доске записано предложение: Сегодня зима покрыла пушистым снегом поля и леса. Устно сделайте синтаксический разбор.

- Молодцы! Слово «покрыла» разберите по составу.

- Давайте вспомним 5 пунктов морфологического разбора.

-У доски три человека, морфологический разбор слов: «ЗИМА», «ПОКРЫЛА», «ПУШИСТЫМ». Остальные на местах, каждый ряд одно слово.

- Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием.

Молодцы! Теперь немного отдохнем.

- Зима (что?) – подлежащее,

(что сделала?) покрыла – сказуемое, (чем?) снегом – дополнение, (каким?) пушистым – определение, (что?) поля и леса – дополнение.

- А – окончание, ПОКРЫЛ – основа, КРЫ – корень (т.к. однокоренное слово – покрывало), ПО- приставка, -Л- суффикс, указывает на прошедшее время.

- 1. Определить часть речи.

2. Начальная форма слова.

3. Постоянные признаки.

4. Непостоянные признаки.

5. Роль в предложении.

ЗИМА

  1. Зима (что?) – сущ.
  2. Н.ф. (что?) – зима.
  3. Пост.пр. – нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл.
  4. Непост.пр. – ед.ч, имен.падеж.
  5. В предл. выражено подлежащим.

ПУШИСТЫМ

  1. Пушистым (каким?) – прилаг.
  2. Н.ф. (какой?) – пушистый.
  3. Пост.пр. – качеств., т.к. можно поставить слово «самый».
  4. Непост.пр. – ед.ч., м.р., твор.падеж.
  5. В предл. определение. ПОКРЫЛА
  1. Покрыла ( что сделала?) – глагол.
  2. Н.ф. (что сделать?) – покрыть.
  3. Пост.пр. – соверш.вид, изъяв.накл.,невозвр., перех.
  4. Непост.пр. – прош.вр., ж.р., ед.ч.
  5. В предл. сказуемое.

- Исправляют имеющиеся ошибки.

4.Физминутка

Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево.

А теперь руками крутим – и для них разминка будет.

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.

Мы разминку делать будем при любой погоде.

Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.

Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

Дети повторяют движения учителя

5.Знакомство с новой темой.

- Ребята, давайте определим в предложении части речи.

- Осталось одно слово «СЕГОДНЯ». Какая же это часть речи? Задайте вопрос.

Это новая для нас часть речи, которая отвечает на вопросы: когда, где, куда, откуда и т.д. и обозначает признак предмета, действия или признака. Эта часть речи называется – НАРЕЧИЕ.

На следующем уроке мы поговорим о нем более подробно.

- ЗИМА – существительное, ПОКРЫЛА – глагол, ПУШИСТЫМ – прилаг., СНЕГОМ – сущ., ПОЛЯ – сущ., ЛЕСА – сущ., И –союз.

Когда? – сегодня.

6.Итог урока

 - Откройте дневник, запишите домашнее задание: упр.1, стр. 2, прочитайте пояснения на стр. 52-53.



Предварительный просмотр:

Тема урока:

Наречие как часть речи.

Цель урока:

Познакомить учащихся с новой частью речи – наречие.

Задачи:

образовательные: 

-  Формировать общее представление о наречии как части речи;

- формировать умения выделять в тексте (в предложении) наречие;

- совершенствовать и пополнять словарный запас.

развивающие: 

-развивать речь, память(слуховую, зрительную), логическое и творческое мышление, внимание.

воспитательные: 

-создавать на уроке атмосферу сотрудничества, сотворчества, сопереживания;

- воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование: Учебник «Русский язык», тетради, ручки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. 1. Орг.момент

Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Дети рассаживаются за парты, готовятся к уроку

  1. 2.Актуализация опорных знаний

- Какие части речи вы знаете?

- Что такое имя существительное? Прилагательное? Глагол?

- Запишите слова в столбики по частям речи. Если вы не сможете определить часть речи, записывайте слово в отдельный столбик. (Ученик работает у доски.)

На доске:

линейка,   уговорить,   письмо,   линейный,   ходьба,   разговор,   отгадка,

успевать,   гладкий,   юбка,   горько,   огородить,   плечистый,   гибкий.

-К какой части речи относится слово «горько»? Вспомните предыдущий урок.

- Имя существительное, прилагательное, глагол.

- Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечает на вопросы (кто? что?)

Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечает на вопросы(какой? чей?)

Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы (что делать? что сделать?)

Линейка  

Письмо

Ходьба

Разговор

Отгадка

Юбка

Линейный

Гладкий

Плечистый

Гибкий

Уговорить

Успевать

Огородить

- Слово «горько» относится к наречиям, т.к. отвечает на вопрос (как?)

  1. 3.Работа по теме урока.

- Наречие – часть речи, обозначающая признак предмета, действия, признака и отвечает на вопросы (как? когда? где? куда? и т.д.)

В отличии от имён и глагола, наречия не изменяются, т.е. не склоняются и не спрягаются. Слово «наречие» - очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

- Прочитайте, что говорится в учебнике на стр.55 (ключик)

- Выполните упр.1 (один человек у доски, остальные в тетради)

4.Физминутка

Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево.

А теперь руками крутим – и для них разминка будет.

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.

Мы разминку делать будем при любой погоде.

Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.

Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

Дети повторяют движения учителя

5. Закрепление.

- Что можете сказать об этих словах?

Радостно, грустно, спокойно, тревожно, стыдно, совестно, горько, горестно, приятно, легко, страшно, тяжело, скучно, больно, весело, душно, жарко, холодно. 

- Составьте пары слов(синонимы и антонимы).

- Что можете сказать об этих предложениях?

Лететь стрелой.  

Идти в ногу.  

Ушки на макушке.

Куры не клюют.

Кот наплакал.

Битый час.

Рукой подать.

Как снег на голову.

- Рядом запишите «перевод» (значения фразеологизмов).

-Это наречия, т.к. отвечают на вопрос (как?) и обозначают признак действия.

- Антонимы:

Радостно - грустно

Спокойно -  тревожно

Жарко – холодно

Легко – тяжело

Скучно – весело

- Синонимы:

Радостно, приятно, весело

Грустно, тревожно,

Стыдно, совестно, горько, горестно, больно.

Это фразеологизмы – устойчивые выражения с переносным значением.

Быстро

Вместе

Настороженно

Много

Мало

Долго

Близко

Неожиданно

6.Итог урока

- Чему был посвящён наш урок?

- Что вы можете сказать о наречии?

- Откройте дневники, запишите задание на дом: стр.56, упр. 3, повторить словарные слова, прочитать и выучить правила.

- Новой части речи – наречие.

- Наречие – часть речи, обозначающая признак предмета, действия, признака и отвечает на вопросы (как? когда? где? куда? и т.д.)

В отличии от имён и глагола, наречия не изменяются, т.е. не склоняются и не спрягаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал по теме " Ь после шипящих на конце разных частей речи"

Данный раздаточный материал составлен для определения уровня знаний и умений по теме "Ь после шипящих в конце слов-разных частей речи" и даёт возможность учителю откорректировать план работы по устран...

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Корень в составе разных частей речи.

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»Тема:  Корень в составе разных частей речи....

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...