Заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Методическая разработка предназначена для учителей, работающих по программе ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 168.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Заседание клуба «Ключ и заря»
по теме «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Цель занятия: Создать условия для «открытия» учащимися понятия, что один и тот же корень встречается в разных частях речи.
Планируемые результаты:
Личностные: – формирование умений делового общения,
учебно-познавательного интереса к исследовательской деятельности,
Метапредметные:
регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять контроль.
познавательные: проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно строить сообщения в устной и письменной форме.
коммуникативные: задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, договариваться и приходить к общему мнению.
Форма организации: Заседание научного клуба младших школьников "Ключ и заря"
Оборудование:
Учебник «Русский язык». 3 кл., часть 2, авторы учебника: М.Н. Каленчук, Н.А. Чуракова.
Компьютер с проектором.
Ход заседания научного клуба младших школьников.
Учитель представляет председателя заседания научного клуба.
1. Организационный момент
Вступительное слово председателя: Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся класса. Сегодня мы проводим заседание клуба «Ключ и заря» по теме: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи Сегодня на заседании присутствуют гости. Разрешите их представить.
Предлагаю открыть заседание
Постановка учебной задачи.
1. На экране тема заседания клуба Слайд 2.
- Прочитайте тему нашего заседания.
( Жизнь корня в составе слов разных частей речи.)
- Волшебница спросила у Маши и Миши: О чём пойдёт речь на заседании клуба?
Слайд 3.
-Что ответил Миша? А Маша? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Слайд 4
2. -Прежде чем мы начнём работать над этим вопросом, давайте выясним, что мы уже знаем. ( Состав слова, корень, части речи).
- Что хотим узнать? ( Возможна ли жизнь корня в составе слов разных частей речи?)
- На этот вопрос мы ответим чуть позже. Лесенка( ЗХУ). Слайд 5.
3. Составление плана заседания: (Постановка целей) Слайд 6.
1. Уточнить представление о корне слова, как главной части слова и о частях речи.
2. Исследовать возможность жизни корня в составе слов разных частей речи.
Актуализация знаний
1.- Итак, первое, что хочет выяснить Анишит Йокоповна, распознаёте ли вы понятия части слова и части речи. Слайд №7, 8.
Составьте кластеры «части слова» и «части речи». (Работа в парах).
(на столах лежат таблички)
Слайд №8 . – Проверим (Проверка с эталоном.)
2. Первый кластер Части речи. И волшебница просит вас рассказать, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Каждая ряд получает табличку (Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол) и даёт определение части речи. Слайд № 9 .
3. Второй кластер Части слова.
Какая часть слова нужна нам сегодня для работы?
- О чём спрашивает у вас Миша?.(Что такое корень?) Слайд № 10.
На этот вопрос Мише ответит Вова. Он подготовил к заседанию клуба доклад.
4. Доклад на тему: «Корень. Родственные слова». Слайд № 11
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. Все на свете из чего-нибудь состоит: облака — из множества водяных капелек, лес — из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения — из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждая из частей вносит в слово свою часть смысла смыслиночку». Самая главная из них — корень. У слов КОРЕНЬ — это тоже самое важное, самое главное. Он ведь берет на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными..
-Что интересного, нового узнали из доклада Вовы?
Основная часть урока.
1. Постановка цели урока. Задание даёт Анишит Йокоповна (героиня учебника) Слайд 12
- Корни слов живут «семьями». «Квартирами» для них служат слова, принадлежащие к разным частям речи.
В упражнениях учебника представлено нескольких «семей».
- На уроке вы будете заниматься исследованием «семей» слов и подтверждать или опровергать сделанный вывод. Для этого мы разделились на три группы. Название групп это части речи: существительное, прилагательное, глагол. Каждая группа будет из «семьи слов» выделять своего члена группы.
2. Самостоятельная работа по учебнику в парах
Упр. 72 (работа в парах) стр. 64 Слайд №13
- Прочитайте задание в учебнике.
Цель: показать, что родственные слова могут относиться к разным частям речи; знакомимся с «семьями» и определяем какие 3 столбика мы можем выделить, исследуя данные группы.
Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить; сторожить, сторож, сторожевой; чистый, чистота, почистить; удалить, даль, дальний; нижний, снизить, низина.
Первый ряд – выписывает имена существительные
(высказывания ребят):
У нас существительные, они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?
Второй ряд выписывает имена прилагательные:
Эти слова нельзя показать, он показывают на предмет и отвечают на вопросы какой? какая? какое? Это признаки предметов.
Третий ряд – выписывает глаголы:
У нас слова – действия, отвечают на вопрос что делать? что сделать?
Учитель: Проверяем. Каждая группа представляет свою работу. Затем мы сравним с образцом на слайде.
1 группа – существительные Слайд № 14.
Гроза
Цвет
Зелень
Побелка
Сторож
Чистота
Даль
Низина
Все слова отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предметы.
2 группа имя прилагательное Слайд № 15
Грозный
Цветной
Зеленый
Белый
Сторожевой
Чистый
Дальний
Нижний
Эти слова являются прилагательными, т.к. отвечают на вопросы какой? И обозначают признаки предмета.
2 группа глаголы Слайд № 16
Погрозить
Цветёт
Зеленеет
Побелить
Сторожить
Почистить
Удалить
Снизить
Это глаголы, они отвечают на вопросы что делать? или сделать? И обозначают действие предмета.
Учитель: Какой вывод делаем? Докажите!
УЧ: В каждой строке слова являются родственными, т.к. у них одинаковый корень и общий смысл.
Слайд № 17.
Гроза грозный погрозить -гроз-
Цвет цветной цветёт -цвет-
Зелень зелёный зеленеет -зелен-
Побелка белый побелить -бел-
Сторож сторожевой сторожить -сторож-
Чистота чистый почистить -чист-
Даль дальний удалить -дал-
Низина низкий понизить -низ-
Учитель: Какой вывод можно сделать? Почему? Слайд №18
УЧ: Один и тот же корень встречается в составе слов разных частей речи.
Учитель - Переходим к следующему исследованию упражнению № 76.
Цель: учимся выделять корень в родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам.
- Прочитайте задание в учебнике. Что нужно сделать?
1.Лунный, луна, прилуниться.
2.Друг, дружный, подружиться.
3.Посинеть, синева, синий.
4.Ходить, приход, ходовой.
5.Ручной, рука, обручиться.
- Продолжаем работать в парах. У доски работает ….
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
- Скажите слова в каждой группе одной части речи?
- Как можно слова назвать в каждой группе? Почему?
Физминутка
Учитель: - Сначала проверим, как вы знаете части речи. Я читаю слово из упражнения, а встаёт та группа чьё слово названо, т.е. часть речи. Докажите
Лунный – 2гр.(какой?), луна – 1гр.(что?), прилуниться – 3гр.(что делать?) и т.д.
Проверяем вариант выполнения на слайде. Слайд № 19
•Луна ( сущ.)
•Друг ( сущ.)
•Синий (прил.)
•Ходить ( глаг.)
•Рука ( сущ.)
Учитель: Какой вывод можно сделать?
УЧ: Один и тот же корень встречается в составе слов разных частей речи.
Учитель: - Все учащиеся с заданием справились. Молодцы. Похлопаем друг другу.
Уч: Продолжаем наше исследование Работаем по учебнику упр. 74
Группа существительных упр № 74
Цель: научить детей определять, от какого слова произошли однокоренные
слова.
- Ребята определите от слов какой части речи
образованы слова.
Краснота ← красный
Воздушный ← воздух
Жадность ← жадный
Ходьба ← ходить
Домашний ← дом
Серость ← серый
Книжный ← книга
Сделайте вывод.
УЧ: - Однокоренные слова относятся к разным частям речи
Группа прилагательных упр № 75
Цель: учить подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям
речи.
- Напишите к каждому слову однокоренные слова, являющиеся словами других частей речи.
Рыба – рыбак, рыбный, рыбачить
Мир – мирный, перемирие, мириться
Белизна - белый, белить, побелка
Сделайте вывод.
УЧ: - Родственные слова относятся к разным частям речи.
Группа глагола упр № 77
Цель: научить отличать однокоренные слова от слов, не являющиеся родственными. Они близки по значению. Эту схожесть им придаёт общий корень.
Ребята, в каждой строке есть лишнее слово. Найдите его.
- Водяной, водитель, наводнение, водник. –вод-
- Ранить, рана, ранний, раненый. – ран-
- Носатый, носить, носик, носище. – нос-
- пахучий, пахать, пахнуть, запах. – пах-
- Объясните выбор.
УЧ: - В первой строке водитель, т.к. у всех значение связано с водой
- Во второй строке ранний, т.к. здесь значение связано с раной, с болью
- В третьей строке носить, т.к. ничего общего с частью лица нет.
- В четвёртой строке пахать, т.к. здесь говорится о том, что пашут землю, а не о запахе чего –то.
- Что скажете про слова, которые остались?
УЧ: - Все слова являются однокоренными и относятся к разным частям речи.
Учитель: - Спасибо за работу. Молодцы.
На этом мы заканчиваем наше заседание. Нам осталось только сделать вывод.
УЧ: - Во всех словах, которые мы исследовали, мы делали один вывод, корень может жить в составе слов разных частей речи.
- Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.
Рефлексия деятельности
Слайд№26 (Лесенка ЗХУ)
Учитель:
- Что же мы узнали в ходе нашего заседания?
(Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи. )
- Мы ответили на поставленные вопросы?
Слайд 27
-Какие задания на уроке понравились?
-Кто доволен своей работой?
-Чью работу на уроке вы хотели бы отметить?
Самооценка.
- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»
Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»...
Жизнь корня в составе слов разных частей речи
Конспект урока...
Учебно-матодический комплект ПНШ 3 класс «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»
Технологическая карта урока«Жизнь корня в составе слов разных частей речи»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»Цели урока: создание условий п...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут отно...
Заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Жизнь корня в составе разных частей речи» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Методическая разработка урока русского языка...
Заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Жизнь корня в составе разных частей речи» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» (презентация)
презентация к уроку...
Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: Создать условия по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.Задачи урокаДидактическ...