Заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сукачева Евгения Викторовна

Методическая разработка предназначена для учителей, работающих по программе ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx168.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Методическая разработка  

Заседание клуба «Ключ и заря»

 по теме «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

3 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Цель занятия: Создать условия для «открытия» учащимися понятия, что один и тот же корень встречается в разных частях речи.

Планируемые результаты:

Личностные: – формирование умений делового общения,

 учебно-познавательного интереса к исследовательской деятельности,

Метапредметные:

регулятивные:  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять контроль.

познавательные:   проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения;  

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осознанно строить сообщения в устной и письменной форме.

коммуникативные: задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, договариваться и приходить к общему мнению.

Форма организации: Заседание научного клуба младших школьников "Ключ и заря"

Оборудование:

Учебник «Русский язык». 3 кл.,  часть 2, авторы учебника: М.Н. Каленчук, Н.А. Чуракова.

Компьютер с проектором.

Ход  заседания научного клуба младших школьников.

Учитель представляет председателя заседания научного клуба.

1. Организационный момент

Вступительное слово председателя: Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся класса. Сегодня мы проводим заседание клуба «Ключ и заря» по теме: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи Сегодня на заседании присутствуют гости. Разрешите их представить.

 Предлагаю открыть заседание

 Постановка учебной задачи.

1. На экране тема заседания клуба Слайд 2.

- Прочитайте тему нашего заседания.

      ( Жизнь корня в составе слов разных частей речи.)

- Волшебница спросила у Маши и Миши: О чём пойдёт речь на заседании клуба? 

Слайд 3.

-Что ответил Миша? А Маша? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Слайд 4

2. -Прежде чем мы начнём работать над этим вопросом, давайте выясним, что мы уже знаем.   ( Состав слова, корень, части речи).                            

- Что хотим узнать? ( Возможна ли жизнь корня в составе слов разных частей речи?)

- На этот вопрос  мы ответим чуть позже. Лесенка( ЗХУ). Слайд 5.

3. Составление  плана  заседания:   (Постановка целей)  Слайд 6.

1. Уточнить представление о корне слова, как главной части слова и о частях речи.

2. Исследовать возможность жизни корня в составе слов разных частей речи.

 

Актуализация знаний

1.- Итак, первое, что хочет выяснить Анишит Йокоповна, распознаёте ли вы понятия части слова и части речи. Слайд №7, 8.

 

 Составьте кластеры «части слова» и «части речи». (Работа в парах).

(на столах лежат таблички)

Слайд №8 . – Проверим  (Проверка с эталоном.)

2. Первый кластер Части речи. И волшебница просит вас рассказать, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. 

Каждая ряд  получает табличку (Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол) и даёт определение части речи.  Слайд № 9 .

3. Второй кластер  Части слова.

 Какая часть слова нужна нам сегодня для работы? 

- О чём спрашивает у вас Миша?.(Что такое корень?) Слайд № 10.

На этот вопрос Мише ответит Вова. Он подготовил к заседанию клуба доклад.

4. Доклад на тему: «Корень. Родственные слова». Слайд № 11

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. Все на свете из чего-нибудь состоит: облака — из множества водяных капелек, лес — из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения — из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждая из частей вносит в слово свою часть смысла  смыслиночку». Самая главная из них — корень. У слов КОРЕНЬ — это тоже самое важное, самое главное. Он ведь берет на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными..

-Что интересного, нового узнали из доклада Вовы?

Основная часть  урока.

1.  Постановка цели урока. Задание даёт Анишит Йокоповна (героиня учебника) Слайд 12

-      Корни слов живут «семьями». «Квартирами» для них служат слова, принадлежащие к   разным частям речи.

 В упражнениях учебника представлено нескольких «семей».

  • На уроке вы будете заниматься исследованием «семей» слов и подтверждать или опровергать сделанный вывод. Для этого мы разделились на три группы. Название групп это части речи: существительное, прилагательное, глагол. Каждая группа будет из «семьи слов» выделять своего члена группы.

2. Самостоятельная  работа по учебнику в парах

 

Упр. 72 (работа в парах) стр. 64  Слайд №13

- Прочитайте задание в учебнике.

Цель: показать, что родственные слова могут относиться к разным частям речи; знакомимся с «семьями» и определяем какие 3 столбика мы можем выделить, исследуя данные группы.

Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить; сторожить, сторож, сторожевой; чистый, чистота, почистить; удалить, даль, дальний; нижний, снизить, низина.

 Первый ряд  –  выписывает имена существительные

(высказывания ребят):

У  нас существительные, они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?

Второй ряд выписывает имена прилагательные:

Эти слова нельзя показать, он показывают на предмет и отвечают на вопросы какой? какая? какое? Это признаки предметов.

Третий ряд – выписывает глаголы:

У нас слова – действия, отвечают на вопрос что делать? что сделать?

Учитель: Проверяем. Каждая  группа  представляет свою работу. Затем мы сравним с образцом на слайде. 

 1 группа – существительные   Слайд № 14.

Гроза
Цвет
Зелень
Побелка 
Сторож
Чистота
Даль
Низина

Все слова отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предметы.

2 группа  имя прилагательное Слайд № 15

Грозный
Цветной
Зеленый
Белый  
Сторожевой
Чистый
Дальний
Нижний

Эти слова являются прилагательными, т.к. отвечают на вопросы какой? И обозначают признаки предмета.

2 группа глаголы Слайд № 16

Погрозить 
Цветёт
Зеленеет
Побелить
Сторожить
Почистить
Удалить
Снизить

Это глаголы, они отвечают на вопросы что делать? или сделать? И обозначают действие предмета.

Учитель: Какой вывод делаем? Докажите!

УЧ:  В каждой строке  слова являются родственными, т.к. у них одинаковый корень и общий смысл.

Слайд № 17.

Гроза                             грозный                погрозить        -гроз-
Цвет                              цветной                 цветёт             -
цвет-
Зелень                           зелёный                зеленеет           -
зелен-
Побелка                        белый                    побелить         -
бел-
Сторож                         сторожевой           сторожить      -
сторож-
Чистота                         чистый                  почистить      -
чист-
Даль                              дальний                 удалить           -
дал-
Низина                          низкий                   понизить       -
низ-

Учитель: Какой вывод можно сделать? Почему?   Слайд №18

УЧ:  Один и тот же корень встречается в составе слов разных частей речи.

Учитель  - Переходим к следующему исследованию упражнению № 76.

Цель: учимся выделять корень в родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам.

- Прочитайте задание в учебнике. Что нужно сделать?

1.Лунный, луна, прилуниться.

2.Друг, дружный, подружиться.

3.Посинеть, синева, синий.

4.Ходить, приход, ходовой.

5.Ручной, рука, обручиться.

- Продолжаем работать в парах. У доски работает ….

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

- Скажите слова в каждой группе одной части речи?

- Как можно слова назвать в каждой группе? Почему?

Физминутка

Учитель: - Сначала проверим, как вы знаете части речи. Я читаю слово из упражнения, а встаёт та группа чьё слово названо, т.е. часть речи. Докажите

Лунный – 2гр.(какой?), луна – 1гр.(что?), прилуниться – 3гр.(что делать?) и т.д.

                                                 

                                     

Проверяем вариант выполнения на слайде. Слайд № 19

•Луна ( сущ.)

•Друг ( сущ.)

•Синий (прил.)

•Ходить ( глаг.)

•Рука ( сущ.)

 Учитель: Какой вывод можно сделать?

УЧ:  Один и тот же корень встречается в составе слов разных частей речи.

 

Учитель: - Все учащиеся  с заданием справились. Молодцы. Похлопаем друг другу.

Уч: Продолжаем наше  исследование Работаем  по учебнику упр. 74

Группа существительных упр № 74

Цель: научить детей определять, от какого слова произошли однокоренные

    слова.

 - Ребята определите от слов какой части речи

 образованы слова.

 Краснота  ← красный

 Воздушный ← воздух

 Жадность ← жадный

 Ходьба ←  ходить

 Домашний ← дом

 Серость ←  серый

 Книжный ← книга

Сделайте вывод.

УЧ: - Однокоренные слова относятся к разным частям речи

Группа прилагательных упр № 75

Цель: учить подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям

 речи.

 - Напишите к каждому слову однокоренные слова, являющиеся словами других частей речи.

Рыба – рыбак, рыбный, рыбачить

Мир – мирный, перемирие, мириться

Белизна  - белый, белить, побелка

Сделайте вывод.

УЧ: - Родственные слова относятся к разным частям речи.

Группа глагола упр № 77

Цель: научить отличать однокоренные слова от слов, не являющиеся родственными. Они близки по значению. Эту схожесть им придаёт общий корень.

 Ребята, в каждой строке есть лишнее слово. Найдите его.

  1. Водяной, водитель, наводнение, водник.    –вод-
  2. Ранить, рана, ранний, раненый.                   – ран-
  3. Носатый, носить, носик, носище.                – нос-
  4. пахучий, пахать, пахнуть, запах.                  – пах-

 - Объясните выбор.

УЧ: - В первой строке водитель, т.к. у всех значение связано с водой

  • Во второй строке ранний, т.к. здесь значение связано с раной, с болью
  • В третьей строке носить, т.к. ничего общего с частью лица нет.
  • В четвёртой строке пахать, т.к. здесь говорится о том, что пашут землю, а не о запахе чего –то.

 - Что скажете про слова, которые остались?

УЧ: - Все слова являются однокоренными и относятся к разным частям речи.

Учитель: - Спасибо за работу. Молодцы.

На этом мы заканчиваем наше заседание. Нам осталось только сделать вывод.

УЧ: - Во всех словах, которые мы исследовали, мы делали один вывод, корень может жить в составе слов разных частей речи.

  • Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.

Рефлексия деятельности

Слайд№26  (Лесенка ЗХУ)

Учитель:

- Что же мы узнали в ходе нашего заседания?

(Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи. )

- Мы ответили на поставленные вопросы?

Слайд 27

-Какие задания на уроке понравились?

-Кто доволен своей работой?

-Чью работу на уроке вы хотели бы отметить?

Самооценка.

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»...

Учебно-матодический комплект ПНШ 3 класс «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Технологическая карта урока«Жизнь корня в составе слов разных частей речи»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»Цели урока: создание условий п...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: Создать условия по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.Задачи урокаДидактическ...