открытый урок по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие по русскому языку в 3 классе
Предмет: русский язык (3 класс)
Тема: Проект «Занимательные части слова»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок - проект
Цель: обобщение и систематизация знаний о частях словаПланируемые результаты обучения:
Предметные:
проявлять позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимать значимость хорошего владения русским языком, проявлять стремление к его грамотному использованию; знать определение частей слова, находить корень, окончание, суффикс, приставку словах, находить однокоренные слова в тексте.
Личностные:
иметь мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять из источников необходимую информацию.
Коммуникативные УУД формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формировать умение планировать свои действия для решения задач, выполнять действия по намеченному плану; оценивать свои достижения, формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные понятия: части слова, состав слова, корень, окончание приставка, суффикс.
Ход урока
Слайд 1
Мало иметь хороший ум: главное, хорошо его применять.
Р. Декарт.
- Сегодня урок русского языка мне хочется начать с высказывания древнегреческого философа Декарта. Как вы понимаете смысл данных слов? (нужно не только иметь хорошие знания, но и уметь ими пользоваться, применять их на деле).
Напоминаю о посадке учеников.
Слайд 2
На доске: Ник- ум- -и
уч-ль: Посмотрите и прочитайте записанные на доске сочетания. Что вы можете сказать об этих сочетаниях. Какое слово можно сложить?
уч-к:1-можно сложить слово умники слайд 3
2-это части слова: ник-суффикс
ум-корень
и-окончание
уч-ль: Верно. Ребята, запишите в тетради полученное слово. Разберите его по составу.
Уч-ль: Дети, для чего мы выполняли это задание? Какова тема урока слайд 4
:уч-ки: Верно. Мы продолжим работу над составом слова.
Работа над темой. Слайд 5
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев, а предложения – из слов. Слова также сделаны из своего «строительного материала». Вот из каких строительных материалов состоят слова, мы и будем говорить сегодня.
- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику.
Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня посетим эти острова, встретимся с их жителями. Вы готовы к путешествию? Слайд 6
- Ребята, а что же это за страна такая – Морфемика? Мы знаем слово «морфема». Что оно означает? (часть слова).
- Значит, в стране Морфемика живут части слова.
- А из каких частей может состоять слово? (корень, суффикс, приставка, окончание)
- Какая самая главная часть в слове? (корень). Почему? (в корне заключено основное значение слова).
- Слов без корня не бывает – это центр слова.
- Итак, друзья, вперёд! А на чем можно путешествовать? А мы будем путешествовать мы будем вот на этом паровозе. Паровоз букашкино 1 куплет
1. Город Корень. Слайд 7
- Путь наш долог, … и вот мы подъезжаем к 1 городу, и нас встречает хозяин – корень.
- Что-то у него вид какой-то рассеянный. Оказывается, на этом острове бушевал ураган. Он сорвал с деревьев все листья и разбросал по городу.
- Перед вами 2 дерева. Корень просит нас собрать листья с этих деревьев.
1 ученик должен собрать листочки, однокоренные к слову ЛЕС 2 ученик – к слову ДОМ
2 ученика работают у доски.
ЛЕСНИК, ЛЕСОК, ЛЕСНИЧИЙ, ЛЕСНОЙ, ЛЕСОВИЧОК
ДОМ, ДОМАШНИЙ, ДОМОВОЙ, ДОМИК, ДОМИЩЕ
- Что такое корень? В каком ещё значении употребляется слово «корень»?
Корень – подземная часть растения, очень нужная для растений, без неё оно погибнет.
- А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова? (из корня образуются новые слова).
- Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень. А вот и задание от корня. На доске текст: слайд 8
…. вечерней зари погас. Солнце перестало ….. В траве блестят ….. Зажглись ….. звёзды.
-Прочтите текст, вставив подходящие по смыслу однокоренные слова.
(СВЕТ, СВЕТЛЯЧКИ, СВЕТЛЫЕ, СВЕТИТЬ).
- Запишите пропущенные слова. Докажите, что это однокоренные слова. Слайд 9.
Давайте подчеркнем грамматическую основу в третьем предложении и подпишем части речи. (Один ребенок у доски)
2. Город приставок.
- Продолжаем путешествие. Закройте глаза. Сейчас мы с вами вообразим, что мы опять на нашем паровозе, который мчит нас к следующему городу.
и мы слышим: «При-ехали! При-ехали! Вы-ходите!»
- Как вы думаете, в каком городе мы оказались? (на острове приставок) слайд10.
Почему вы так решили? (матрос специально выделял их).
- Что же такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).
- Что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку? (нужно подобрать однокоренные слова без приставок или с другими приставками; найти корень)
Задание от жителей этого города.
У нас стоит одинокий корень - ЕЗД
Давайте добавим к нему как можно больше приставок, чтобы получились новые слова.
Запишите слова в тетрадь, выделите в них приставки
Физминутка
Для того, чтобы в городе было все чисто и прибрано, мы немного поможем местным жителям (Мы помоем окна…..)
А теперь глаза закрыли,
с вами дальше мы поехали.
Ветерок тёпленький,
Погодка чудненькая.
Что за город впереди?
Мы не сбились ли с пути?
- Город суффиксов. Слайд 11
- Почему вы так решили? (слова были с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Задание от жителей этого города.
Слайд 12
От заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Выделить суффиксы.
РЫБА, мама, ДОМ, СОЛНЦЕ, кот , ДЕД. На
Какие слова у вас получились?
РЫБКА, МАМОЧКА ДОМИК, СОЛНЫШКО, КОТИК ДЕДУШКА.
- Какие это суффиксы? (уменьшительно-ласкательные). Как они изменили слова? (сделали добрее, мягче, меньше).
Слайд 13 устно
- А вот к нам на остров вышел дикий зверь. У него не зубы, а зубища, не глаза, а… (глазища), не лапы, а… (лапища), не хвост, а… (хвостище), не когти, а… (когтища). Вот такое страшное чудище!
- Итак, какую работу выполняют суффиксы? (образуют новые слова).
- Суффиксы могут придавать самые разные смысловые оттенки. Поэтому и суффиксы, и приставки называют СЛОВОТВОРАМИ, т.е. они творят новые слова.
Если много времени устно
у лягушки – ... у лошади – ... у лося – ...
у кошки – ... у коровы – ... у овцы – ...
у свиньи – ... у волка – ... у ежа – ...
у медведя – ... у лисы – ... у зайца – ...
у курицы – ... у грача – ... у галки – ...
у совы – ... у гуся – ... у утки – ...
- Город окончаний. Слайд 14
- Ну, а теперь мы спешим в последний город. Нас приглашает окончание. А что такое окончание? (изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении). У окончания много тайн. Вы их постепенно узнаете.
Как вы думаете, какие животные живут в этом городе?
Давайте запишем их в столбик. Слова какой части речи вы записали?
Они в единственном или множественном числе?
А теперь образуйте от слов в единственном числе слова во множественном числе и выделите в нем окончание. Скажите, это однокоренные слова или нет? А что это? (формы слова, меняется только окончание).
Молодцы. Мы проехали по всем городам страны морфемики.
Вы справились со всеми заданиями местных жителей.
И давайте подведем итоги.
Найдем слова, которые подходят к схемам.
На доске заранее написать схемы и слова
Города, городок, городской, пригородный
- Итак, нам пора возвращаться домой, но жители страны дают вам последнее задание.
Что это за пословица? Прочитайте и запишите её в тетради.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
- Да, нам нужно ещё много трудиться, чтобы хорошо усвоить эту тему. Вы сегодня показали неплохие знания правил, теперь будем учиться применять их. Ведь «Мало иметь хороший ум: главное, хорошо его применять».
Рефлексия
ОЦЕНКИ.
ЛЕСНИК
ЛЕСОК
ЛЕСНИЧИЙ ЛЕСНОЙ ЛЕСОВИЧОК
ДОМ
ЛЕС
ДОМАШНИЙ ДОМОВОЙ
ДОМИК
ДОМИЩЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"
урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....