Психофизиологическая структура процесса письма.
статья по русскому языку (1 класс)
Письменная речь – сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, включающая в себя целый ряд последовательных операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihofiziologicheskaya_struktura_protsessa_pisma.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Хилько Оксана Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№3» п.Пурпе
Психофизиологическая структура процесса письма.
Письменная речь – сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, включающая в себя целый ряд последовательных операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему.
Овладение письменной речью представляет собой более высокий уровень речевого развития, поскольку природа письма в большей степени абстрактна по сравнению с устной речью. Процесс овладения письмом осуществляется на основе метаязыковой деятельности по осознанию правил языка, и в связи с этим предполагает еще более существенное, чем при овладении устной речью, участие всех психических процессов.
Познавательные процессы являются важнейшими и неотъемлемыми компонентами любой человеческой деятельности, поэтому письмо как вид деятельности не может протекать без участия внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Внимание и память представляют собой важнейшие психологические условия успешности любой деятельности, в том числе и письменной речевой деятельности. Так, слухоречевая память отвечает за удержание в кратковременной памяти ряда слухопроизносительных стимулов, который нужно перевести в письменную речь, зрительная - за запоминание, сохранение и воспроизведение букв.
Взаимодействие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, координация восприятия различных модальностей обеспечивает успешное протекание процесса письма.
Операции лексического и синтаксического анализа структуры предложения, фонематического, морфемного анализа и синтеза структуры слова, без которых письмо невозможно, являются компонентами аналитико-синтетической деятельности. Овладение навыками деления текста на предложения, предложения на слова, а также слогового и звукового анализа слова требует высокого уровня сформированности операций анализа и синтеза, обобщения и классификации.
Формирование речевой деятельности, в том числе и письменной, обеспечивается взаимодействием общефункциональных и специфических механизмов. В качестве общефункциональных механизмов рассматриваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание.
Письменная речь – особая форма коммуникации с помощью системы письменных знаков, это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входит чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения.
Установленный факт, что устная речь формируется первой, в то время как письменная – это надстройка над уже созревшей устной речью – используется все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка.
Нельзя забывать, что дети в своей устной речи не всегда способны передать всю необходимую информацию, используя только языковые средства, и дополняют речевое высказывание мимико-пантомимическими жестами, опираясь, на непосредственный бытовой контекст, известный как говорящему, так и слушающему.
И если устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих, и ни один ребенок не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь, артикуляция еще долго остается неосознанной, то овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего письма.
Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать. Фактически, детям в процессе освоения письменной речи приходится овладевать стилистическими новым жанром построения высказываний.
Однако нельзя забывать, что письмо и чтение являются равноправными частями, входящими в состав письменной формы речи. Письменная речь представляет собой не только фиксацию содержательной стороны речи с помощью специальных графических знаков, но и в обязательном порядке предполагает создание программы высказывания письменного текста, т. е. порождения речи на письме.
Поэтому строение письменной речи выражается сложной многоуровневой структурой, включающей, по мнению А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой три уровня: психологический, психофизиологический и лингвистический.
На психологическом уровне решается задача программного построения письменного высказывания, которая в дальнейшем, на втором психофизиологическом уровне, реализуется с помощью выполнения основных операций письма.
Третий уровень обеспечивает письмо лингвистическими языковыми средствами, т. е. реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды в лексико-морфологические и синтаксические единицы. Первым уровнем также обеспечивается функция контроля за речевой продукцией.
Письменная речь, представляет собой абсолютно новый вид речевой деятельности, не может сформироваться сама по себе на пустом месте, без предваряющей его ступени – письма, которое, по словам А. Р. Лурия, можно считать некой «рецепторной ступенью» в процессе появления письменной речи.
С понятием «письмо» специалисты обычно связывают сложную форму знаковой деятельности, позволяющую фиксировать и передавать чужую речь с помощью системы графических знаков. Овладение письмом происходит путем последовательного освоения его операционного состава.
Как вид деятельности, в понимании А. Н. Леонтьева , письмо включает три основные операции: символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем, моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов (Журова Л. Е. ,Эльконин Д. Б.) и графо-моторные операции.
Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.
Навык символизации, т. е. буквенного обозначения фонем, формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к символизации более широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и др. кроме того, необходимый его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания.
Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий:
1. дофонетическая стадия – полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей;
2. начальный этап – овладения восприятием фонем: различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам.
3. дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением. Однако неправильно произнесенное слово еще узнается;
4. правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребенок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово. На этом этапе сенсорные эталоны фонематического восприятия еще нестабильны;
5. завершение развития фонематического восприятия. Ребенок слышит и говорит правильно, перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова. До этого момента фонематическое развитие ребенка в норме происходит спонтанно при наличии оптимальных условий речевого окружения.
С началом обучения еще один шаг в развитии своего языкового сознания. Наступает шестой этап – осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит. Иногда этот процесс запаздывает в связи с недоразвитием устной речи, при задержке психического развития или при психическом недоразвитии.
Достижение данного этапа развития фонематического восприятия является необходимой предпосылкой овладения фонематическим анализом.
В этом случае у ребенка слуховое различение некоторых фонем или их групп надолго остается недостаточно четким. Как правило, страдает различение фонем, минимально отличающихся друг от друга (так называемых оппозиционных фонем): наличием или отсутствием голоса (глухие - звонкие), мягкостью или твердостью произнесения и др., чаще подобный недостаток является следствием нарушений взаимодействия речеслухового и речедвигательного анализатора.
Нарушению фонологического структурирования, т. е. фонематического анализа, большинство исследователей отводит главенствующую роль в механизме дисграфии. Второй этап операции как бы не замечается или недооценивается. А между тем экспериментально - психологические данные свидетельствуют, что буквенная запись и результат фонематического анализа далеко не всегда совпадают.
Довольно часто при стойкой дисграфии после нескольких лет обучения ребенок устный фонематический анализ производит уже безукоризненно, а на письме продолжает допускать специфические ошибки.
Одна из причин этого кроется в специфике второго этапа операции моделирования звуковой структуры слов. Процесс трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем протекает у ребенка практически параллельно с фонетическим анализом и графо - моторными операциями записи букв. Это требует довольно сложной координации перечисленных сенсомоторных процессов и, что особенно важно, оптимальной концентрации и распределения внимания во время их протекания.
Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций. Для овладения письмом важно знать, как правильно произносится слово, и уметь анализировать его звуковую сторону.
Если вернуться к истокам данного процесса, то необходимым становится освещение и психологических предпосылок формирования письма, нарушения, или несформированность, которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей.
Первой предпосылкой является сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико- синтетической речевой деятельности.
Вторая предпосылка- формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: зрительно- пространственного и слухо- пространственного гнозиса, сомато- пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого» и «левого»
Третьей предпосылкой служит сформированость двигательной сферы тонких движений, предметных действий, т. е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др.
Четвертая предпосылка- формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями.
И пятой предпосылкой является сформированость общего поведения- регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.
Обязательное участие в формировании письма всех описанных предпосылок, а также и всех звеньев структуры письма и в дальнейшем в осуществлении этого процесса особенно четко прослеживается при его патологии.
Существует также и комплекс функциональных предпосылок письма, который представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо- моторной программы.
Первые два рода операций в ситуациях фонетического письма протекает несколько иначе, чем в тех случаях, где требуется использование орфографических правил.
В первом случае ключевым процессом является фонетический анализ, акустико - артикуляторная дифференциация фонем и установление звуко- буквенных соответствий по правилам графики. Основная нагрузка при этом падает на операции фонематического анализа и актуализацию звуко- буквенных ассоциаций.
Во втором - более важным становится морфологический и лексико- грамматический анализ слов и предложений. Формирование предпосылок письменной речи, функционального базиса письма среднестатистического завершается к 6-7 годам.
Однако, это не означает, что вышеназванные психические функции и процессы у ребенка совершены, но они достаточны, чтобы начать обучение, в ходе которого все структурные звенья письма продолжат свое развитие.
Психологическая система письма будет изменяться в сторону постепенного перехода от овладения «техникой» записи к формированию письменной речи, письменному выражению мыслей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическая структура формирования письма. Некоторые приёмы прочного становления навыка письма»
Данная работа поможет лучше понять, что именно представляют для учащегося в процессе письма известные трудности, и выработать приемы, с помощью которых можно эти труд...
Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения
Материал для родительского собрания. Поможет родителям распознать у своего ребенка возможные нарушения и вовремя обратиться к специалисту....
Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?
Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста нет, а учитель и родитель не могут получить квалифицированную консульта...
Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста
Повышенное внимание к проблеме каллиграфии в начальной школе....
Технологическая карта с дидактической структурой урока. Логопедическое занятие с группой детей 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным ОНР III уровня.
Тема. Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.Цель. Формировать умение определять части речи разными способами....
Предпосылки формирования и психофизиологическая структура письма
Письмо и письменная речь являются одним из сложнейших психических процессов по связи с устной речью и другими высшими психическими функциями, по способу и времени возникновения, по структу...
Психофизиологическая структура процесса письма
Изучение механизмов овладения письменной речью...