Психофизиологическая структура процесса письма
статья по логопедии
Изучение механизмов овладения письменной речью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihofiziologicheskaya_struktura_pisma.docx | 16.08 КБ |
psihofiziologicheskaya_struktura_pisma.pptx | 763.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Г.о. Подольск Московской области»
142104, МО, г. Подольск, ул. Народная, д.6/18; 54-98-76, 69-97-18
Доклад на ШМО учителей-логопедов
«Психофизиологическая структура процесса письма»
Подготовила и выполнила:
учитель начальных классов, логопед
Иванова М.Ю.
2021г.
Психофизиологическая структура процесса письма.
1 слайд
Овладение письмом существенно меняет строение психических процессов у человека и требует от него нового типа операций, что обращает нас к психолингвистическим механизмам процесса письма. Изучение механизмов порождения письменной речи показало, что её структура (как и структура любой психической деятельности) представляет собой относительно замкнутую функциональную систему, ориентированную на достижение определённого результата - написание текста. Будучи социальным по своему происхождению и сложным, многоуровневым по строению процесс письма не может быть реализован в рамках одного идеомоторного акта, а требует выполнения целого ряда операций, организованных в уровневую иерархию.
2 слайд
Предпосылки формирования письменной речи (по Л.С.Цветковой): 1. Сформированность устной речи. Произвольное владение ею. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки и синтез.2. Формирование различных видов восприятия: пространственного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, схемы тела.3. Сформированность двигательной сферы, тонких движений, предметных действий (подвижность, переключаемость, устойчивость).4. Сформированность общего поведения: регуляция, саморегуляция, контроль за деятельностью, мотивы поведения(особенно мотивы к учебной деятельности).5. Сформированность абстрактного мышления.
3 слайд
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой):1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является совместная работа различных анализаторных систем. Письмо обеспечивают речедвигательный, речеслуховой, речезрительный и двигательный анализаторы. Они формируют сложную функциональную систему письма.2) Психологический уровень. Его составляют мотив, намерение, создание замысла, представление об общем смысле, содержании письменного сообщения, регуляция деятельности и осуществление контроля за её выполнение.3) Лингвистический уровень. Отвечает на вопрос: какими средствами осуществляется письмо. Обеспечивает перевод внутреннегосмысла и содержания в определённые лингвистические коды (слова, фразы, тексты).
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПИСЬМА.
4 слайд
Письмо всегда начинается с задачи или замысла, который либо возникает у пишущего, либо даётся ему. Вначале развития навыка письма замысел чаще всего сводится к написанию того или иного слова как можно более точнее, на более поздних этапах развития навыка письма – задача письменной речи начинает сводиться к письменному изложению содержания, к формулировке целой мысли. Замысел необходимо не только запомнить, удержать, но и с помощью внутренней речи сохранять нужный порядок написания фразы.
5 слайд
Следующей операцией, входящей в состав самого процесса письма, является анализ звукового состава слова. Для реализации этого процесса необходимо соблюдение 2 условий: выделение последовательности звуков, составляющих слово; уточнение звуков (превращение слышимых звуковых вариантов в чёткие речевые звуки). На начальных этапах развития навыка письма, данные процессы протекают полностью осознанно, на дальнейших этапах они осуществляются автоматизировано.
6 слайд
Следующий этап заключается в переводе выделенных фонем в зрительные графические схемы, т.е. буквы. Каждой фонеме должна соответствовать определённая буква.
7 слайд
Происходит превращение подлежащих написанию оптических знаков, т.е букв, в нужные графические начертания. По данным исследователей, на протекание этого этапа существенным образом влияет сформированность письма как навыка. На первых стадиях развития навыка написание каждого элемента является предметом специально осознанного действия, а позднее приобретает автоматизированный характер.
8 слайд
Ребёнок осознаёт фонематическую структуру слов и владеет навыком фонематического анализа. Ребёнок полноценно владеет слухо-произносительной дифференциацией всех фонем. Ребёнок владеет навыком языкового анализа (способен вычленять в речи потоке предложения и слова). Ребёнок владеет полным набором звуко-буквенных ассоциаций.
Ребёнок владеет базовыми графомоторными навыками и полным набором графем, строчных и прописных, правилами их соблюдения. В соответствии с этим, можно считать, что письмо возможно при соблюдении следующих условий (по А.Н.Корневу):
9 слайд
Таким образом, по А.Р. Лурии (1950), существуют следующие операции письма: замысел, звуковой анализ слова, превращение звуковых вариантов в фонемы, перевод фонем в зрительно-графическую схему и воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы, то есть превращение оптических знаков в нужные графические начертания.Итак, письменная речь представляет собой функциональную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных операций и имеющую сложную мозговую организацию. Выпадение любого её звена приводит к дизорганизации всей функции и требует коррекционных мероприятий. Наблюдается специфическое расстройство письма – дисграфия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предпосылки формирования письменной речи (по Л.С.Цветковой ): 1. Сформированность устной речи. Произвольное владение ею. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки и синтез. 2. Формирование различных видов восприятия: пространственного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса , сомато-пространственных ощущений, схемы тела. 3. Сформированность двигательной сферы, тонких движений, предметных действий(подвижность, переключаемость, устойчивость). 4. Сформированность общего поведения: регуляция, саморегуляция , контроль за деятельностью, мотивы поведения(особенно мотивы к учебной деятельности). 5. Сформированность абстрактного мышления.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПИСЬМА. Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является совместная работа различных анализаторных систем . Письмо обеспечивают речедвигательный , речеслуховой, речезрительный и двигательный анализаторы. Они формируют сложную функциональную систему письма. 2) Психологический уровень. Его составляют мотив, намерении, создание замысла, представление об общем смысле, содержании письменного сообщения, регуляция деятельности и осуществление контроля за её выполнение. 3) Лингвистический уровень. Отвечает на вопрос: какими средствами осуществляется письмо. Обеспечивает перевод внутреннего смысла и содержания в определённые лингвистические коды (слова, фразы, тексты).
Во всех случаях процесс письма включает в себя общие элементы: Письмо всегда начинается с задачи или замысла, который либо возникает у пишущего, либо даётся ему. Вначале развития навыка письма замысел чаще всего сводится к написанию того или иного слова как можно более точнее, на более поздних этапах развития навыка письма – задача письменной речи начинает сводиться к письменному изложению содержания, к формулировке целой мысли. Замысел необходимо не только запомнить, удержать, но и с помощью внутренней речи сохранять нужный порядок написания фразы.
Следующей операцией, входящей в состав самого процесса письма, является анализ звукового состава слова. Для реализации этого процесса необходимо соблюдение 2 условий: выделение последовательности звуков, составляющих слово; уточнение звуков (превращение слышимых звуковых вариантов в чёткие речевые звуки). На начальных этапах развития навыка письма, данные процессы протекают полностью осознанно, на дальнейших этапах они осуществляются автоматизировано.
Следующий этап заключается в переводе выделенных фонем в зрительные графические схемы, т.е буквы. Каждой фонеме должна соответствовать определённая буква.
происходит превращение подлежащих написанию оптических знаков, т.е букв, в нужные графические начертания. По данным исследователей, на протекание этого этапа существенным образом влияет сформированность письма как навыка. На первых стадиях развития навыка написание каждого элемента является предметом специально осознанного действия, а позднее приобретает автоматизированный характер.
В соответствии с этим, можно считать, что письмо возможно при соблюдении следующих условий (по А.Н.Корневу ): Ребёнок осознаёт фонематическую структуру слов и владеет навыком фонематического анализа. Ребёнок полноценно владеет слухо-произносительной дифференциацией всех фонем. Ребёнок владеет навыком языкового анализа(способен вычленять в речи потоке предложения и слова). Ребёнок владеет полным набором звуко-буквенных ассоциаций. Ребёнок владеет базовыми графомоторными навыками и полным набором графем, строчных и прописных, правилами их соблюдения.
Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор графема фонема артикулема кинема 1.Выделение фонемы, слова Ф--Г 2. Перевод звука в букву Г---К 3. Перевод зрительной схемы в движение Графомоторные навыки Зрительно-моторная координация Моторика пальцев рук 1. Фонематическое восприятие 2. Звуковой анализ и синтез. 3. Артикуляция Слухоречевая память 2. Память. 3. Зрительное восприятие Пространственно-временные представления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическая структура формирования письма. Некоторые приёмы прочного становления навыка письма»
Данная работа поможет лучше понять, что именно представляют для учащегося в процессе письма известные трудности, и выработать приемы, с помощью которых можно эти труд...
Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения
Материал для родительского собрания. Поможет родителям распознать у своего ребенка возможные нарушения и вовремя обратиться к специалисту....
Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?
Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста нет, а учитель и родитель не могут получить квалифицированную консульта...
Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста
Повышенное внимание к проблеме каллиграфии в начальной школе....
Технологическая карта с дидактической структурой урока. Логопедическое занятие с группой детей 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным ОНР III уровня.
Тема. Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.Цель. Формировать умение определять части речи разными способами....
Предпосылки формирования и психофизиологическая структура письма
Письмо и письменная речь являются одним из сложнейших психических процессов по связи с устной речью и другими высшими психическими функциями, по способу и времени возникновения, по структу...
Психофизиологическая структура процесса письма.
Письменная речь – сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, включающая в себя целый ряд последовательных операций, образующих целостную самоорганизующуюся функц...