I. Мотивация к учебной деятельности. (2мин.) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| 1.Организационный момент Слово учителя Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у вас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. - Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку. -Пусть урок принесет вам радость! - Сядьте ровненько, спинки выпрямите. -Сегодня будем работать под девизом: Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай».
Свою работу будете оценивать в Листах самооценки
|
Настраиваются на активную работу на уроке.
Проговаривают девиз урока. «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
|
Лист самооценки
| Этапы урока | Само оценка | 1 | Минутка чистописа-ния |
| 2 | Работа с интерактивной доской. |
| 3 | Работа в группах |
| 4 | Самостоятельная работа |
| 5 | Работа с рефлексивной картой |
|
|
| Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому Регулятивные: способность к организации своей деятельности, оценке ее результатов Коммуникативные:способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим |
II.Формулирование темы урока, постановка цели (7 мин.) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися
III. Выявление места и причины затруднения. ( 7 мин.) Цель: -вспомнить, когда пишется мягкий разделительный знак;
| 1. Чистописание. Слайд 1 - Ребята, откройте тетради и запишите число. Прочитайте. Что общего у данных слов? - Какое слово лишнее и почему?
- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца: рья фья нья … … (тья, лья)
-Оцените свою работу в Листе самооценки
2.Определение темы и цели урока - Кто догадался, какова тема нашего урока?
- В чём будем упражняться на уроке?
- Молодцы! Вы абсолютно правы.
Работа с интерактивной доской. На доске записаны слова: Больница, деревья, коньки, крыльцо, письмо, обезьяна, воробьи, листья, жильцы, тетрадь, перья, соловьи, муравьи, пальто. -Распределите эти слова на две группы.
Ь – показатель мягкости согласного | Разделительный мягкий знак |
1. Закрепление знаний о мягком знаке. - Прежде, чем приступить к письменной работе, давайте вспомним, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак?
- Вспомните, почему буквы ё,е,я,ю называют «особенными»?
- А если после согласного?
- Мы с вами вспомнили правило, когда пишется разделительный мягкий знак. А сейчас потренируемся в написании слов с разделительным мягким знаком. - К нам на урок пришёл хорошо известный всем герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит так: Друзья, открою вам секрет: Мне без варенья жизни нет. Для здоровья и веселья Ем печенье, ем варенье. - Кто же это? - Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в прозвучавшем стихотворении. - Запишем эти слова. – Объясните написание разделительного мягкого знака в данных словах. - Что показывает разделительный мягкий знак?
– Определите количество букв звуков в словах: друзья, варенье. Физкультминутка. - Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если – не согласны, будете приседать. Готовы? Ночью идёт дождь. (тянутся вверх) У слона есть крылья. (приседают) У охотника есть ружьё. (тянутся вверх) Ночью бывает радуга. (приседают) Варенье варят из ягод. (тянутся вверх) Жильё белки в дупле. (тянутся вверх) - Молодцы! Садитесь, пожалуйста. - Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой физкультминутке? - Молодцы! Все слова назвали.
|
Открыли тетради, записали число. Классная работа. - Это женские имена, во всех словах есть мягкий знак - Лишнее слово Ольга. Здесь мягкий знак показатель мягкости согласного. Во всех остальных словах – разделительный мягкий знак
- Тема нашего урока слова с разделительным мягким знаком. - Мы будем упражняться в написании слов с разделительным мягким знаком.
Учащиеся распределяют слова по группам, стрелочками указывают слова с ь -показателем мягкости, во вторую слова с разделительным мягким знаком.
-Разделительный мягкий знак пишется в середине слова после согласных пред гласными и, я, ю, е, ё. - Если стоят после разделительного мягкого знака, то обозначают два звука. -Обозначают мягкость этого согласного.
Дети отвечают: -Карлсон. Дети называют слова: друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье
Учащиеся записывают слова.
-Что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются (6 б., 6 зв.) (7 б., 7 зв.)
Учащиеся выполняют движения.
Дети называют и записывают слова: ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё
|
Появляются слова: Марья, Софья, Аксинья, Татьяна, Ольга, Наталья.
Появляются сочетания букв: рья фья нья … … (тья, лья)
Ь знак-показатель мягкости | Разделительный ь знак | листья | больница | деревья | письмо | соловьи | пальто | муравьи | тетрадь | обезьяны | крыльцо | воробьи | жильцы |
.
На слайде: появляется изображение Карлсона.
Записывают слова: ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё, подчеркивают разделительный мягкий знак.
|
Повторение знаний о разделительном мягком знаке
Умение видеть слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком показателем мягкости.
|
Личностные: Наличие познавательного интереса и учебной мотивации; способность к самооценке Регулятивные: умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; Коммуникативные: Способность к монологической речи, умение выражать собственные мысли
Слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; (Познавательные УУД) Работать по алгоритму; высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД) Выполнять самооценку (Личностные УУД)
|
IV. Закрепление и повторение материала. (13 мин)
Цель: анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения (в чем состоит недостаточность знаний, умений или способностей). | Работа в группах. - Чтобы проверить себя, насколько у вас сформирован навык написания слов с разделительным мягким знаком, предлагаю вам выполнить работу в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
- Не забывайте правила работы в группе.
-Каждая группа будет работать по плану, который лежит на столе. Зачитаем пункты плана.
2. Демонстрация результата работы каждой группы
-Оцените свою работу в группе.
|
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: - Умей выслушать товарища
- Своё мнение должен высказать каждый
- Закончив дело, помоги другу
- Работать тихо, чтобы не мешать другим
- Рабочее место содержи в порядке
- Договоритесь, кто будет выступать
Учащиеся выполняют задания.
Заслушивание представителей каждой группы с ответом у доски.
Лист самооценки |
Задания группам:
1гр. От данных слов –сорока, ворона, лиса, медведь, заяц, собака образовать слова с разделительным мягким знаком. 2 гр.. - К словам: работа, скука, свет, вред, болезнь, чистота, детям предлагается подобрать антонимы. (Противоположные по смыслу слова). Подбирать слова нужно с одним условием: они должны быть с мягким знаком. Работа – безделье Скука – веселье Свет – тьма Вред – польза Болезнь – здоровье Чистота – грязь 3 гр. «Назови одним словом» а) мать, отец, дети (семья) б) приспособления для сиденья (стулья) в) снежная буря (вьюга) г) то, без чего птица не улетит (крылья) д) мучное кондитерское изделие (печенье) е) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье
|
| Личностные: сформированность познавательного интереса и учебной мотивации; способность к самооценке. Регулятивные: умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом. Познавательные: умение находить, слова с разделительным мягким знаком. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других |
V. Самостоятельная работа. (14 мин) Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применения новых знаний в типовых заданиях.
| 1. Индивидуальная проверочная работа (разноуровневые задания)
-У вас на столах лежат карточки с заданиями разной сложности. Закрепление изученного материала. Тест. - Чтобы проверить себя, насколько у вас сформирован навык написания слов с разделительным мягким знаком, предлагаю выполнить тест. (раздать)8 На столе: подписанные тесты - Тест содержит шесть заданий трёх уровней сложности. 1 – ый уровень – базовый (обязательный для всех) 2 – ой и 3 – ий уровни – включают задания повышенной сложности. Поэтому, задания 1 – го уровня (это первые три задания) выполняют все обязательно. А из предложенных заданий 2 – го и 3 – го уровней вы выбираете те, с которыми, на ваш взгляд, вы успешно справитесь. А если вы справитесь со всеми заданиями теста, то будите просто МОЛОДЦЫ! - Приступайте к выполнению заданий. -Оцените свою работу в листах самооценки.
2. Домашнее задание (разноуровневое) - В д/з будет подобное задание, которое мы сделали на уроке
|
Учащиеся выбирают карточки по своим силам
Лист самооценки
Учащиеся записывают д/з в дневники.
| ТЕСТ. Разделительный мягкий знак (2 класс) 1 уровень. 1.Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина. 2. Прочитай предложения. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья. 3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга. 2 уровень. 4.Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком. Охотник зарядил__________ С деревьев осыпались______ На верёвке сушится__________ 5. Прочитай. Выпиши слова с разделительным мягким знаком, разделив их черточками для переноса. Без терпенья – нет уменья. Повторенье – мать ученья. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. 3 уровень. 6.Исправь ошибки. Наша кожка мурка - бальшая шалунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схватила чючело. Осталис от птичьки одни клочя
1 ур. стр.56, упр. 8 Раскрыть скобки: поставить, где нужно разделительный мягкий знак
2 ур. стр.56, упр. 9 Списать, раскрывая скобки и вставляя буквы.
3ур. стр.57, упр. 10 Списать слова, составить с каждым из них предложение и записать. | Умение находить слова с разделительным мягким знаком.
Умение видеть ошибки и исправлять их.
| Личностные: самоопределение при выборе индивидуальных заданий. Регулятивные : умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя. Познавательные: умение находить слова с разделительным мягким знаком.
|