Разработка урока по русскому языку в 3в классе по теме «Средства связи слов в предложении»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Горбунова Алла Викторовна

Разработка   урока по русскому языку

в 3в  классе

по теме «Средства связи слов в предложении»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка   урока по русскому языку

в 3в  классе

по теме «Средства связи слов в предложении»

                                            

учитель высшей  

                                                                     квалификационной категории

                                                                          Горбунова Алла Викторовна

Тема: «Средства связи слов в предложении».

Цели:        

 Образовательная: формировать умение  детей устанавливать связь слов в предложениях при помощи  форм слов, служебных слов и порядка слов.

Развивающая: развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес  к русскому языку, эстетическое восприятие действительности.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс, автор Н.В. Нечаева, карточки для проведения орфографической минутки, для составления предложений, диск с записью стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», магнитофон.                

                                                Ход урока.

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя и учащихся

I.Организационный

Задача: организация начала урока, эмоциональная подготовка и разминка для пальцев.  

II. Орфографическая работа.

Задача: развитие орфографической зоркости.

  1. Словарная работа.

Задача: расширение словарного запаса.

IV. Работа над предложением.

Задача: развитие связной речи учащихся.

V.Сообщение темы урока.

Задача: мотивация учебной деятельности.

VI.Работа по теме урока.  

Задача: исследование средств связи слов в предложении.

VII.Физминутка.

Задача: снятие усталости, эмоциональная разгрузка.

VIII.Продолжение работы над предложением.  

Задача: исследование средств связи слов в предложении.

IX.Закрепление знаний.

Задача: организация самостоятельной работы по закреплению пройденного материала.

X.Обобщение.  

Задача: систематизация изученного материала.

XI. Итог урока.

Задача: рефлексия.

9. Домашнее задание

Разминка для пальцев «Улыбка»

Ваши пальцы все проснутся.

И друг другу улыбнутся.

На зарядку встанут в ряд,

Быть здоровыми хотят!

- Запишем сегодняшнее число, прежде прочитав орфографически про себя.

- Вы любите загадки? Тогда слушайте, ребятки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

- Что это? О чём идёт речь?

(Зима).

(Открываю текст загадки с пропущенными буквами)

- Ребята, посмотрите, зима решила дать вам задание: нужно объяснить орфограммы, которые спрятались за снежинками.

Зап*рошила д*ро*ки,

Разукрасила *ко*ки,

Радость детям п*д*рила

И на санках пр*к*тила.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

- Во всех словах смогли объяснить орфограммы?

(Осталось слово запорошила).

-Лексическое значение всех слов вам понятно?

(Запорошила, от слова пороша)

-Из какого словаря вы сможете узнать смысл этого слова?

 (Из толкового словаря)

Читают: Пороша – это свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.

- Объясните орфограммы в этом слове.

(непроверяемые безударные гласные в приставке и в корне)

- Из какого словаря мы сможем узнать правописание данного слова?

- Найдите это слово и посмотрите, как оно пишется.

- Теперь, когда вы знаете лексическое значение слова пороша и его правописание, составьте с ним предложение.

(Выслушиваются ответы детей)

- Составьте предложение из слов:

по, проехала, пороше, первой, машина.

(По первой пороше проехала машина.)

- Запишите предложение.

- Какие действия вы выполнили, чтобы получилось предложение?

(определили порядок слов)

- Кто уже понял, чему будем учиться на уроке?

(Будем составлять предложения).

- Да, сегодня мы узнаем, как из слов образуются предложения и как устанавливают связь  слов в предложении.

Итак, выполнив предыдущее задание, вы уже определили один из способов связи слов в предложении.

-Какие действия вы выполнили, чтобы составить предложение?

(определили порядок слов)

- Хотите открыть другие способы связи слов в предложении?

(Да)

-Тогда послушайте стихотворение К. Бальмонта и постарайтесь представить то, о чём говорится в нём.

(Звучит стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»)

- Ребята, какая буква в русском алфавите больше всех похожа на снежинку?

(Буква Ж)

- Напишем эти буквы в воздухе, а в тетради с красной строки запишите слово снежинки.

(Дети записывают)

- Подчеркните в этом слове буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. (н,к)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

-К. Бальмонт, сравнил снежинки с хрустальными звёздами:

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается звезда хрустальная...

Эти снежинки сегодня у нас на уроке. Они принесли вам задание от зимы.

-Работаем в группах.  Прочтите слова (снежинки,  неба, с, падали, голубого, лёгкие)  и составьте из них предложения.  

- Трудно?

Тогда откройте учебник на с. 87, найдите упр. 172.

Прочтите задание.

- Запишите предложение. Подчеркните грамматическую основу.

(С голубого неба падали лёгкие снежинки).

Итак, какие действия вам пришлось выполнить, чтобы составить предложение?

(определять порядок слов, изменять форму слов, добавлять служебные слова)

- Теперь, когда мы уже узнали средства связи слов в предложениях, я уверена, что вы справитесь с заданиеупр.173.

- Выписать словосочетания

(снежинки лёгкие, падают с неба).

-Проверьте работы друг у по друга.

-Чтобы выполнить следующее задание, вам нужно поработать в микрогруппах. Стр. 88, упр. 175

Задание:

-Соберите предложения. (Соединить части линией).

Подчеркните грамматическую основу предложений:  

Крупные мохнатые снежинки…

В снеговые горы…

На тонких ветках берёз…

…закружились в воздухе.

…лежит белый пух.

…превратились кустарники.

-Чем отличаются словосочетания от предложения?

(Предложения выражают законченную мысль)

- Какие средства связи слов в предложении теперь знаете?

(Отвечают)

- Как вы думаете, могут ли быть связаны слова в предложении при помощи каких – то других средств языка?

Об этом пойдет разговор на следующем уроке.

-Вам понравился урок?

-Оцените свои успехи: как вы поняли новую тему.

Стр. 88, упр. 176.

Учащиеся выполняют упражнения.

Дети записывают.

Текст записан на доске  с буквами,  залепленными снежинками.  

Дети отгадывают загадку.

Дети работают по карточкам с текстом загадки и с пропущенными буквами

Дети объясняют орфограммы.

Самопроверка

Работа с толковым словарём.

Работа с орфографическим словарём.

Дети составляют предложения.

Дети записывают

Открываю тему урока: «Средства связи слов в предложении».

Вывешиваю карточку: «определяли порядок слов»

Дети слушают аудиозапись стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»

На доске записаны слова для предложения.

Дети выполняют упражнения по сюжету стихотворения.

Открываю снежинки со словами.

Групповая работа

Работа с учебником

Составляют предложения

Дети записывают предложение.

Вывешиваю соответствующие таблички

Взаимопроверка по ключу

Работа с учебником.

Групповая работа.

Дети отвечают на вопросы. Фронтальная работа.

Постановка задачи на следующий урок.

Дети делают самооценку своей работы и усвоения новой темы: раскрашивают в разные цвета круги на полях (зеленые – хорошо,  желтые – нужна незначительная помощь, красные – ничего не понял).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Разработка урока по русскому языку 2 класс на тему "Устаревшие слова"

Автор:  Кичигина Галина Григорьевна, учитель начальных классов.Образовательное учреждение:  МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»Предмет:  русский язык,  УМК «Начал...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Школа 2100": "Слова, которые отвечают на вопрос -кто?,что?".

Данный урок- путешествие знакомит детей с алгоритмом нахождения слов предметов, где ещё вместе с девочкой Сашей и Петей Зайцевым ребята повторяют правила дорожного движения....

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Разработка урока по русскому языку с презентацией по теме:"Правописание безударных гласных звуков в корне слова. Закрепление."

Урок соответствует ФГОС. Разработан для 2 класса по системе "Школа России", по учебнику "Русский язык".В.П. Канакиной. Цели:обобщить знания детей о правописании безударных гла...