Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему "Слова с несколькими значениями"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ахтямова Милена Даниловна

Конспект урока по русскому языку с презентацией для 2 класса на тему "Слова с несколькими значениями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 26.01.2018 г.                                                                                                       ФИО учителя: Расчектаева С. В.

Школа: 104                                                                                                                           ФИ студента: Ахтямова Милена

Класс: 2 «В»                                                                                                                 ФИО методиста: Галиуллина Н. К.

Кабинет: 212

Время занятия: 8:45

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Слова с несколькими значениями»

Цели деятельности учителя: формирование представления о многозначных словах, о принципе сходства многозначных слов, умения отличать многозначные слова от однозначных.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать определение «многозначное слово»;
  • Уметь распознавать однозначные и многозначные слова;
  • Уметь составлять словосочетания и предложения, правильно используя многозначные слова;

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебной деятельности;
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация.

Этап урока

 Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Здравствуйте, меня зовут Милена Даниловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите на экран. Прочитайте предложение про себя

«Слова – этикетки мыслей.»

-Как вы понимаете это выражение?

-Верно. Сегодня мы будем говорить об одной особенности слова. А о какой, вы мне скажете попозже.

Готовят рабочее место

Читают выражение

-что с помощью слова, мы оформляем свои мысли

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: каллиграфическое упражнение

Игровой: «угадай слово»

1 мин

2 мин

Минутка чистописания.

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

-Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

-Откройте тетради, запишите число. Сегодня у нас двадцать шестое января. Классная работа. Кто записал, ручку на локоток.

-Давайте перед тем как начать нашу минутку чистописания, мы с вами вспомним правила правильной посадки.

-Покажите-ка мне, как нужно правильно сидеть? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся.

-Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте слова про себя. Давайте теперь прочитаем хором.

-Какие соединения есть в первом слове?

-Какие соединения есть во втором слове?

-Постарайтесь также безотрывно, каллиграфическим почерком написать 1 строчку со словом нос, и 2 строчку - со словом кисть, соблюдая все соединения.

Словарная работа.

-Ребята, что мы делаем после минутки чистописания?

-Верно. Сейчас слушайте меня внимательно! Вам нужно будет заменить развёрнутое определение, одним словом. Кто отгадал, поднимает руку и отвечает.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг – то овраг.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

В самолете он летает,

Ездит в поезде, в трамвае.

Чтобы быть им много лет,

Нужен не один билет!

Шестой день недели

Он с усами, словно жук,

Пассажирам лучший друг.

Коль над ним есть провода,

Отвезёт вас хоть куда.

-Записали эти слова к себе в тетрадь.

-Давайте прочитаем слова по слогам.

-Какая орфограмма в первом слове?

-Какая орфограмма во втором слове?

-Какая орфограмма в слове пассажир?

-Какая орфограмма в слове суббота?

-Какая орфограмма в последнем слове – троллейбус?

-Молодцы. Подчеркните эти орфограммы.

-с минутки чистописания

-вырабатываем красивый почерк

Повторяют правила правильной посадки

-нос, кисть

Анализируют соединения:

-верхнее

-верхнее

Прописывают слова

-проводим словарную работу

Находят отгадки

-лестница

-морковь

-пассажир

-суббота

-троллейбус

Пишут отгадки

Ле-стни-ца, мор-ковь, па-сса-жир, су-ббо-та, тро-ллей-бус

-непроизносимая согласная Т

-непровер. безуд. гласная О

-удвоенная согласная в корне слова, правописание жи/ши

-удвоенная согласная в корне слова

-удвоенная согласная в корне слова

Подчеркивают орфограммы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: рассказ

Словесный: беседа

3 мин

-На экране у вас стихотворение. Прочитайте стихотворение про себя. А теперь давайте хором прочитаем.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

-Чему удивляются мальчики?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? О каких словах мы сегодня будем говорить?

-О чем бы хотелось вам узнать?

-Как вы думаете, может ли одно и то же слово называть два разных предмета?

-Может вы слышали раньше о таких словах?

-К концу урока мы придем к единому мнению на этот счет.

Читают стихотворение про себя, затем вслух

Ответы на вопросы учителя.

-тому, что часы не ходят, как люди, а о них так говорят

Дети, скорее всего, затруднятся ответить на вопрос

-почему про часы так говорят

-и да, и нет

 

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. «Открытие» нового знания

Работа с книгой

Практический: упражнение (лексич.,

устн.,коллект.,

тренир.,словесное,

зрительно-слуховое,

продуктивное)

Словесный: беседа

Практический:

Конструирование, составление предложений и обобщение

Работа с книгой

Практический: упражнение (лексич.,

устн.,коллект.,

тренир.,словесное,

зрительное,

продуктивное)

4 мин

2 мин

2 мин

2 мин

-Откройте учебники на с. 19. Найдите упр. 24

-Назовите предметы,  которые изображены на рисунках.

-Какое слово повторяется?  

-А похожи чем – то все эти кисти?

- Итак, все  предметы  разные, а называются одним словом.

- Как вы думаете, почему?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Предположите, какова тема нашего урока? Чем мы сегодня будем заниматься и что мы сегодня с вами узнаем?

- Исходя из темы урока, какую цель мы поставим перед собой?

-Молодцы!

- Составьте предложения со словом кисть в разных значениях и запишите их в тетрадь. Сколько предложений надо записать?

- Итак, какие предложения у вас получились?

-О чем у тебя говорится в первом предложении?

А во втором? В третьем? В четвертом?

-Значит какой вывод мы можем сделать?

-Молодцы.

-Давайте сейчас выполним упр. 25. Прочитайте задание (спрашиваю одного человека).

-Как ответить на вопрос?

-Верно.

-Как бы вы назвали слово, если оно имеет много значений?

-Давайте проверим, правильно ли вы рассуждаете.

-Профессор Самоваров сообщает нам новую информацию. Давайте прочитаем ее хором.

-Итак, какие же все-таки слова называются многозначными?

-Можно ли слово идет назвать многозначным?

-А слово  кисть?

-Объясните почему.

-Хорошо.

-кисть занавески, кисть винограда, кисть руки, малярная кисть

-кисть

- да, на всех кистях несколько       частей соединились в одно целое.

- видимо, у этого слова несколько значений

- одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи

-  слова с несколькими значениями

- узнать, что такое многозначные слова и научиться распознавать однозначные и многозначные слова

-четыре

-Наши занавески украшены кистями. Мама купила кисть винограда. Миша поранил кисть руки. Маляр взял кисть  начал ремонт

-о занавесках

-о фрукте, о руке, об инструменте

-что слова могут иметь разное значение

-идет-значит совершает движение, передвигается с места на место. Напр: идет человек, идет время, идет снег, идет дождь, идет урок

Дети выдвигают свои версии: если слово имеет много значений, то, скорее всего это слово наз. многозначным.

Читают хором: Слова, у кот. имеется два или неск. Значений, наз. многозначными.

Осмысляют информацию

-те, у кот. два или больше значений

-да

-да

Дети говорят о сходстве действия, сходстве предметов

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

Динамическая пауза

Наглядный: видеометод

1 мин

-Вы наверное устали? Давайте немного разомнемся.

-Встаем. Выполняем упражнения.

-Тихонечко садимся на места.

Повторяют движения

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

работа в паре

Словесный: беседа

4 мин

-Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу.

-Прочитайте упр. 26 на с.20. (спрашиваю одного ученика вслух)

-Сейчас вы будете работать в паре со своим соседом по парте.

-Повторите задание, что нужно сделать?

-Приступайте. Правильность выполнения упражнения проверим коллективно.

-Какое слово является многозначным?

-Что означает выражение золотой браслет?

-А почему человека назвали золотым?

-А что это за руки золотые – они из золота что ли сделаны?

-На чем основана многозначность слова золотой?

-Вот как много значений у слова «золотой». Еще раз скажите мне, как называются такие слова?

-прочитать слова и составить с ними словосочетания.

-золотой

-браслет сделан из золота

-он, наверное, очень хороший

-нет, это руки, которые все умеют делать

-на сходстве качеств – очень хороший, дорогой

-многозначные

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

упражнение

Практический: классификация

8 мин

-Посмотрите на экран. Прочитайте задание. Вам нужно выполните это задание в тетради. Разделите слова в два столбика: в первый однозначные слова, во второй многозначные.

Лёд, листок, хвост, скакалка, сосна, кенгуру, математика, линия, бабочка, гитара, молния, хлеб.

-На выполнение этого задания я вам даю 5 минут. Приступайте

-Давайте проверим. Что вы записали в первом столбике, где нужно было записать однозначные слова?

-Хорошо. А что у вас во втором столбике? Почему?

-Молодцы!

Обобщают изученный  материал.

- лёд, скакалка, сосна, кенгуру, математика, гитара.

- листок (бумаги и дерева), хвост (животного, самолёта, очереди), линия (горизонта, черта на бумаге, железнодорожная или воздушная), бабочка (насекомое и галстук), молния (застёжка и разряд в воздухе), хлеб (это и продукт, который едим, и зерно, посаженное в поле)

Р: осуществление

Итогового контроля;

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный: беседа

7 мин

-Ребята, на экране вы видите несколько выражений.

Язык без костей.

Язык прикусить.

Язык подвешен.

Язык отнялся.

Язык проглотишь

-Вы заметили, что слово язык повторяется в каждом предложении?

-О каком языке идет речь?

-Со словом язык в русской речи немало таких крылатых выражений.

- Подберите  подходящее  по  смыслу  выражения  к  следующим  словам  и словосочетаниям:

1) вкусно (язык проглотишь) 

2) внезапно замолчать (язык прикусить) 

3) потерял способность говорить (язык отнялся) 

4) очень болтливый человек (язык без костей) 

5) хорошо умеет говорить (язык подвешен)

- А есть у этого слова какие – нибудь другие значения?

-Вот как богата наша речь многозначными словами!

-да

-о языке, который во рту

1) (язык проглотишь) 

2) (язык прикусить) 

3) (язык отнялся) 

4) (язык без костей) 

5) (язык подвешен)

- у колокола есть  язык. У ботинка  язычок.  Мы говорим на русском  языке.  Язык как средство общения

Р: осуществление

итогового контроля;

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

IX. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин

-Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги нашего урока.

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли эту цель?

-Мы узнали, что такое многозначное слово?

-Что это такое?

-Молодцы!

-Вам было интересно?

-У кого возникли трудности в понимании этой темы?

-Спасибо  за урок,  до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

-слова с несколькими значениями

- узнать, что такое многозначные слова и научиться распознавать однозначные и многозначные слова

-да

-да

-слово, кот. имеет два или больше значения

Высказываются

Р: оценка результатов работы

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Слова – этикетки мыслей»

Слайд 2

Минутка чистописания Нос Кисть

Слайд 3

Словарная работа Лестница, М орковь, П ассажир, С уббота, Т роллейбус

Слайд 4

Словарная работа Лес т ница, М орк о вь, П а сс ажир, С у бб ота, Т ро лл ейбус

Слайд 5

Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте.

Слайд 6

Слова с несколькими значениями Цель: узнать, что такое слова с несколькими значениями и научиться их правильно применять

Слайд 7

Составьте предложения со словом кисть в разных значениях и запишите их в тетрадь

Слайд 8

Новая информация! Слова, у которых имеется два или несколько значений, называются многозначными

Слайд 9

Разделите слова в два столбика: в первый – однозначные слова, во второй многозначные слова Лед, листок, хвост, скакалка, сосна, кенгуру, математика, линия, бабочка, гитара, молния хлеб

Слайд 10

Проверим Однозначные слова: Лед Скакалка Сосна Кенгуру Математика Гитара Многозначные слова: Листок Хвост Линия Бабочка Молния Хлеб

Слайд 11

Язык без костей Язык прикусить Язык подвешен Язык отнялся Язык проглотишь

Слайд 12

Язык без костей Вкусно Язык прикусить Внезапно замолчать Язык подвешен Потерял способность говорить Язык отнялся Очень болтливый человек Язык проглотишь Хорошо умеет говорить

Слайд 13

Слова с несколькими значениями Цель: узнать, что такое слова с несколькими значениями и научиться их правильно применять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Глагол. Значение и употребление в речи."

Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты....