технологическая карта урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Козулина Наталья Александровна

автор: Козулина Наталья Александровна

образовательное учреждение: МАОУ Казанцевская СОШ

должность: Учитель начальных классов

название работы: урок русского языка в отдельном классе (2-4 класс) по теме: «Предложение и его схема»

УМК: Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), разработанная с ориентировкой на содержание Пр. № 1599, вар. 1 с учетом специальных условий получения образования.

предмет: русский язык

класс: 1-4

тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

тема: «Предложение и его схема»

используемые технологии: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал для парной и групповой работы.

форма работы: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Данный урок может быть интересен учителям, работающим по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП), разработанным с ориентировкой на содержание Пр. № 1599, вар. 1 с учетом специальных условий получения образования.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки, так как направлен на выработку умений и навыков по составлению предложений, что очень важно для работы с текстами и направлен на повышение читательской грамотности.

Из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач, урок я строю из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию.

Деятельность таких учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует, конкретным условиям обучения и в связи с этим я корректирую способы организации урока.

Так как мой класс разновозрастной, я использовала дифференцированный подход как одну из форм коррекционной работы. В этой работе я использую такие подходы как единство действий, доступность знаний, повторение, закрепление, учет темпа восприятия, наводящие вопросы, не торопить в обдумывании, создавать оптимальный уровень требований, чередовать труд и отдых.

На уроке была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать мне урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их учебную и познавательную деятельность.

Психологическая атмосфера урока доброжелательная, этому способствовала создание эмоционального настроя в начале урока.

Введение в урок информационных технологий, познавательных упражнений, позволило облегчить процесс систематизации информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя:

Козулина Наталья Александровна

Класс:

1 - 4

УМК        

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), разработанная с ориентировкой на содержание Пр. № 1599, вар. 1 с учетом специальных условий получения образования.

Предмет

Русский язык

Тема

«Предложение и его схема»

Тип урока

Закрепление и систематизация знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме:

Урок закрепления раздела «Предложение»

Задачи

Создать условия для развития умений читать и составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам; развитие умения составлять из слов предложения.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

Познаватель-ные

Коммуникатив-ные

личностные

- Формировать ценностное отношение к слову как к одному из выразительных средств мыслей и чувств человека; прививать бережное и доброжелательное отношение к окружающему миру (природе и людям); расширять кругозор и словарный запас учащихся;

- Подвести учащихся к овладению состава предложения и составлению схемы к ним на основе уже имеющихся знаний и умений; формировать умение составлять предложения, чертить схемы к ним.

- Способствовать развитию мышления; способствовать формированию культуры речи; стимулировать самостоятельную поисковую деятельность; повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

- Корректировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

1.Определять цель своей деятельности;

2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

3.Контролиро-вать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания;

4.Оценивать правильность выполнения действия

1.Уметь выделять необходимую информацию.

2. Понимать читаемое.

3.Уметь использовать алгоритм учебного действия.

1.Уметь слушать и слышать, вступать в диалог.

2.Строить рассуждения, понятные для собеседника.

3.Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

4.Уметь строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками (в паре, группе) и взрослыми.

1.Достигать планируемых результатов с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

2.Развать артикуляционную моторику;

3.Формировать умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

4.Корректировать нарушения эмоционально-личностной сферы;

5. Определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе.

Ход урока

Назва-ние  этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познаватель-ные, личностные

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Орг. мо-мент

Создание мотива-ции

Образователь-ные: 

- Учить пользоваться полученной информацией.

Кор-но развивающие:

- Способствовать развитию наблюдательнос-ти и обогащению речи учащихся.

Воспитательные

- Формировать коммуникативную компетенцию учащихся;

- Воспитывать ответственность и аккуратность.

Фрон-таль-ная

Приветствует учащихся вместе с сказочным героем.

Сегодня ваша работа  будет оцениваться на каждом этапе урока. Вы будете получать  смайлики, каждый смайлик равен одному баллу. В конце урока мы подсчитаем количество заработанных вами баллов и определим вашу оценку.

Организует прослушивание  фрагмента детской песни  

Звучит детская песня «Азбука»

О чем поют в этой песне?

В процессе диалога подводит учащихся к формулированию цели:

Незнайка поможет учится составлять предложения из слов для богатства и выразительности речи.

- Человеку дан великий дар – не только чувствовать, но и выражать свои чувства.

Чувства можно выражать словами.

Проводит игру «времена года»

А теперь давайте поиграем

На доске расположены картины с временами года.

- что расположено на доске? (картины)

- что изображено на этих картинах?(времена года)

Какое сейчас время года? (осень)

Подойдите пожалуйста картине на которой изображена осень.

Объясните почему вы выбрали именно эту картину.

Какой сейчас месяц?

Какой день недели?

Какое сегодня число?

Запишите в тетрадь число, классная работа.

Учащимся второго класса выдаются карточки помощники.

Давайте проверим правильно ли вы написали ?

Учитель открывает доску на которой написано число и классная работа.

Приветствуют учителя.

Слушают музыку

В песне поется о буквах и словах . О необходимости умения читать.

Устно отвечают на поставленные вопросы

Выходят к выбранной картине.

Объясняют свои действия.

Записывают в тетрадь число и классная работа.

Учащиеся второго класса списывают в тетрадь число и классная работа.

Проверяют написанное в тетради по написанному на доске.

Учащиеся смотивированы

на ход урока

Регулятивные:

- Умеют настроиться на успешную работу.

Коммуникативные:

- Выполняют задания ответственно и аккуратно.

Личностные:

- Выражают положительное отношение к процессу познания.

2

Актуали-зация знаний. (Провер-ка домашне-го задания)

Образователь-ные: 

- Выявить уже имеющиеся знания и умения у учащихся.

Кор-но развивающие:

- Учить обрабатывать информацию

- Развивать наблюдатель-ность и обогащать речь учащихся.

Воспитательные

- Учить интегрироваться в пару и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

- Воспитывать ответственность и аккуратность.

Парная

Фронтальная работа по знаниям схемы предложения

Организует проверку домашнего задания.

Сейчас проверим домашнее задание.

Знакомит учащихся с критериями оценивания.

 (выдает инструкцию по  проверки Д.З.)

В домашнем задании должно быть.

1.Написано предложение.

2.Составлена схема к нему.

Давайте повторим

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы. (если правильно ставим плюс, если нет минус)

- В конце предложения поставили точку.

- В схеме предложения обозначена заглавная буква.(  )

- количество черт соответствует количеству слов в предложении. (             ).

- В конце схемы предложения ставится точка.

- знакомятся с критериями оценивания домашнего задания.

- Проверяют домашнюю работу соседа по парте(в соответствии с инструкцией).

- оценивают проверяемую работу.

- планируют собственную деятельность.

- строят продуктивное взаимодействие  - сотрудничают со сверстниками (в паре) и взрослыми.

Регулятивные:

- Определяют цель своей деятельности;

- Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- Оценивают правильность выполнения действия

Коммуникативные:

-умеют взаимодейство-вать друг с другом (в паре)

Личностные:

- формируют умение работать по словесной инструкции.

3

Музы-кальная физкультминутка

- Снять усталость и умственное напряжение.

- Внести эмоциональный заряд.

- содействовать профилактике утомляемости учащихся;

фронтальная

Организует музыкальную физкультминутку

Учитель вместе с детьми выполняет движения показанные на экране.

Выполняют действия показанные на экране и учителем.

(Хлопают в ладоши, топают ногами, подпрыгивают в такт музыке).

Снимают умственное напряжение

Регулятивные:

-умеют выполнять действия по образцу.

Личностные:

- Снимают усталость способствующую умственному напряжению.

4

Закрепление.

Образователь-ные:

- Закреплять умения по развитию техники чтения

- Закреплять знания о предложении и его схеме.

Кор-но развивающие:

- Развивать наблюдатель-ность и обогащать речь учащихся.

Воспитательные

- Формировать коммуникатив-ную компетенцию учащихся;

-Воспитывать ответственность и аккуратность.

индивидуальная

Парная.

фронтальная

диалог

Организует выполнение зрительного упражнения по развитию техники чтения.

Давайте поиграем в пазлы «Кто быстрее».

  Каждому учащемуся выдается конверт с набором слов (полное слово и это же слово в виде пазл), соответствующий индивидуальным и возрастным особенностям.

  Ребята- ваша задача, прочитать слова находящиеся в данных конвертах.

Предлагает учащимся самим выбрать способ выполнения задания.

Как выполнить это задание быстрее, вы сообразите сами.

  А теперь повернитесь к соседу и посмотрите, как он выполнил свою работу.

  Как мы можем оценить данную работу? Ребята, у которых нет ошибок в составленных словах получают смайлики.

С любым из полученных слов составьте предложение.

Какое предложение вы придумали?

Слушает выступления учащихся

Запишите предложение в тетрадь.

Учащимся второго класса выдаются наборы слов. Из которых ученик составит предложение.

Организует деятельность учащихся .

Всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения из слов.

  Продолжим нашу игру, но усложним её.

  Игра «составь предложение»

  Выдает раздаточный материал.

Детям выдаются картинки и набор слов.

(учащиеся выполняют у себя на столе)

  Вы составили предложения к картинкам.

Давайте проверим. (предложение выложено на столе.)

•        Это предложения? (ответы детей)

•        Из чего состоит предложение? (ответы детей)

•        Как мы оформляем предложения на письме? (ответы детей)

Запишите в тетрадь ваши предложения.

Мы с вами умеем чертить схемы к предложениям. Начертите схему к вашему предложению.

Кто начертит  схему своего предложения у доски? (получает дополнительный смайлик)

Давайте оценим вашу работу.

Контролирует деятельность учащихся.

На рабочих местах учащиеся выполняют задание. Сначала индивидуально, затем в паре.

Учащиеся  устно произносят составленные предложения

Записывают в тетрадь составленные предложения .  

Участвуют в обсуждении содержания материала

Учащиеся составляют у себя на столе предложения к картинкам.

Учащиеся произносят свои предложения.

Отвечают на поставленные вопросы

Записывают полученное предложение в тетрадь.

Чертят схему в тетради.

Один ученик выполняет работу у доски.

Учащиеся проверяют правильность написания предложений.

 - Развивали умение по составлению предложения.

- Развивали наблюдательность и обогащали свою речь.

Регулятивные:

- Оценивают результаты своей деятельности;

- Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

- Осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные:

-умеют выстраивать речевые конструкции.

-  умеют слушать и слышать, вступать в диалог.

Познаватель-ные:

 -  выбирают наиболее эффективные способы решения;

- Учатся выделять необходимую информацию.

- Понимают читаемое.

- Умеют использовать алгоритм учебного действия.

Личностные:

- Развивают познавательный интерес к читательской грамотности

- Выражают положительное отношение к процессу познания;

- Учатся слушать и вступать в диалог.

5

Музыкальная физкультминутка

- Снять усталость и умственное напряжение.

- Внести эмоциональный заряд.

- содействовать профилактике утомляемости учащихся;

фронтальная

Организовывает проведение физкультминутки

Показывает картинки с буквами и словами.

Всем - подняться, потянуться

Вы присядьте  столько раз,

Сколько буквы А у нас.

Сколько слов у нас

Столько мы присядем раз.

Головой кивнуть раз шесть  

и на место тихо сесть.

Выполняют действия по правилам (Хлопают в ладоши, топают ногами, подпрыгивают)

- Сняли умственное напряжение

- получили эмоциональный заряд

- содействовали профилактике утомляемости учащихся.

Регулятивные:

-Умеют выполнять действия по образцу.

Личностные:

-Снимают усталость способствую-щую умственному напряжению.

6

. Итог урока

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний.

фронтальная

Вот и подходит наш урок к концу.

- Скажите для чего нам нужны знания, полученные на уроке?

Эти знания вам в жизни пригодятся? 

Продолжите предложение:

Я сегодня составлял…

А ещё я составлял …

Я справился со всеми …

Я хочу похвалить вас всех за отличную работу.

Вы работали гораздо лучше, чем я ожидала!

Оценивает активных учащихся, а также тех, кому не удалось максимально реализовать себя на уроке. Выясняет причины, желает успехов в дальнейшем.

Отвечают на вопросы

Давайте посчитаем смайлики полученные вами за урок.

Поднимите руку кто набрал 5 смайликов.

Эти ребята получают оценку 5.

Регулятивные:

- Оценивали результаты своей деятельности;

Коммуникативные:

- Совершенст-вовали умение работать в парах,

- Учились излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Личностные:

- Учились осознавать свои возможности в учении;

- Учились определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...