Рабочая программа курса внеурочной деятельности
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пешкова Оксана Валериевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мыслители" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

 курса  внеурочной  деятельности

Форма – объединение

Направление  - общеинтеллектуальное

Наименование – « Мыслители»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С каждым годом все  шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производства, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе. Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкуры. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде. Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики. При организации внеурочной деятельности учащихся от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников, учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор тем внеурочной деятельности обучающихся для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.

Цели  определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.

Цель общеинтеллектуального направления – это формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания, обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами.

Задачи

Развитие у детей мышления, логики, суждений, способности делать умозаключения, ориентироваться на плоскости, предвидеть результаты своей деятельности, социализация, реализация учебных и учебно-трудовых проектов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА

Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу.

 Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы. Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Подобранный материал программы развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. Таким образом, значимость содержания программы в общем образовании школьников повлияла на определение следующих целей:

 - развитие личности ребёнка, его математических способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему изучению математики;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

- понимание значимости математики для общественного прогресса;

- обучение умению самостоятельно устанавливать необходимые ассоциации и отношения между предметами и явлениями;

- обучение умению ориентироваться в проблемных ситуациях, решению нестандартных задач;

 - развитие логико-математического языка, мышления, пространственного воображения;

- приобщение школьников к новому социальному опыту: историческое развитие математики как науки в России и в других странах;

- развитие эмоциональной сферы школьников в процессе обучающихся игр,  математических конкурсов, викторин, КВН.

1)РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Предполагаемые результаты:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных

знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни

человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах

здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о правилах

конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных

проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах

самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах

проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения

школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной

реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному

Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному

здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта

самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания,

самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

У обучающихся могут быть сформированы личностные результаты:

 ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

 способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

 умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

 первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

 коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

 критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

 креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Метапредметные:

  1. Регулятивные

обучающиеся  научатся:

 составлять план и последовательность действий;

 определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

 предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

 осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

 концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

 адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

Обучающийся получит возможность научиться:

   - прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

   - проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
  - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

  1. познавательные

обучающиеся  научатся:

 устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

 формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

 видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

 выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

 планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

 выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

 интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

 оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;

   - выбирать рациональный способ на основе анализа различных         вариантов решения задачи;

   - строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;

   - различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 - самостоятельно находить способы решения проблем    творческого и поискового характера.

  1. коммуникативные

обучающиеся  научатся:

 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

 взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

 разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

 аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

     -критически относиться к своему и чужому мнению;

     - уметь самостоятельно и совместно планировать  деятельность и сотрудничество;

     - принимать самостоятельно решения;

     - содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Предметные

обучающиеся получат возможность научиться:

 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

 пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;  уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

 выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

 применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

 самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

2. СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С  УКАЗАНИЕМ   ФОРМ  ОРГАНИЗАЦИИ  И  ВИДОВ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ

Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Метрическая система мер. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дроби на Руси. Великие математики из народа: Иван Петров, Магницкий.

Планируемые результаты изучения по разделу.

Обучающийся получит возможность:

- познакомиться со счётом у первобытных людей;

 - иметь представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах;

- владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в арифметике;

 - познакомиться с великими математиками из народа;

- иметь представление о метрической системе мер, об измерениях в древности у разных народов, о нумерации на Руси;

- владеть информацией о старых русских мерах.

2.ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ.

История натурального числа.  Бесконечность натуральных чисел. Живая счётная машина. Счёты и их устройство. Чётные и нечётные числа. Сумма и произведение чётных чисел, нечётных чисел, чётных и нечётных чисел. Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении. Игра «Лесенка». Игра «Попробуй, сосчитай». Игра «Отгадай задуманное число ». Игра «Сто». Игра «Стёртая цифра». Игра «Хоп». Игра «Кубики». Игра «Не ошибись!» Числа в квадрате. Число. Задачи на отгадывание чисел. Задачи на делимость чисел. Математический вечер «Мир чисел». Пифагор  и  его  школа .Архимед .Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты, шарады. Знакомство с числовыми мозаиками «Судоку». Решение и составление числовых мозаик.

 Планируемые результаты изучения по разделу.

Обучающийся получит возможность: - правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;

- уметь доказывать четность и нечётность числовых выражений;

 - уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании, умножении;

 - понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;

- иметь представление о числе;

- уметь решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел

3.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.

Виды треугольников

Углы, виды углов. Треугольники, классификация треугольников по углам, соотношению сторон. Сопоставление треугольников с соответствующими описаниями. Выделение треугольников, образованных диагоналями прямоугольника, определение их вида. Логические высказывания об углах в треугольнике. Прямоугольный треугольник, элементы треугольника. Решение задач на построение треугольников. Подведение под понятие о сумме двух сторон треугольника и третьей его стороне.

Конструирование треугольников из счетных палочек. Периметр треугольника. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур. Схемы , уравнения.

Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Разделение геометрических фигур на части. Нахождение площади фигур. Нахождение объёма фигур. Геометрические головоломки. Старинные меры измерения длины, площади. Равные геометрические фигуры.

Планируемые результаты изучения по разделу.

Обучающийся получит возможность:

 - распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);

- знать старинные меры измерения длин, площадей;

- уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;

- уметь решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать геометрические головоломки;

5. ЗАДАЧИ

Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи со старинными мерами  измерения .Задачи на взвешивание. Кроссворды, ребусыи принцип их составления.  Компьютерные математические игры. Проверка наблюдательности.

Планируемые результаты изучения по разделу

. Обучающийся получит возможность:

- уметь решать простые и сложные задачи на движение;

- уметь решать логические задачи;

 - знать и уметь применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;

 - решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;

- решать занимательные задачи;

 - анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

 6. ПРОЕКТЫ

Исследовательская работа “Косая сажень в плечах”, “Мал золотник да дорог”.Проектная деятельность. «Составление дерева возможностей»Единицы времени. Исследовательская работа “Памятники, оставшиеся от минувших  поколений Проектная деятельность. Создание и выпуск математической газеты «Математика вокруг нас»

Планируемые результаты изучения по разделу

Обучающийся получит возможность:

- выполнять творческий проект по плану;

 - пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;

 - самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера;

 - интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

 - иметь первый опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции «Пятое  измерение» - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формы  деятельности

Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности:  формы контроля: - сообщения и доклады (мини); олимпиады, конкурсы  разного  уровня;

 - защита проектов;

- результаты математических викторин, защита  презентаций,конкурсов - творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

 - различные упражнения в устной и письменной форме.

В октябре - ноябре школьная олимпиада, в которой принимают участие все желающие.

В декабре –конкурс  математических  презентаций, газет

В январе -  выбор творческих проектов (по желанию).

В марте — защита  проектов.

 В апреле — вечер занимательной математики.

В мае -  участие в научно-практической конференции «Пятое  измерение»

Виды  деятельности : познавательная,  игровая, проблемно - ценностное


3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Форма и виды деятельности

Количество  часов

дата

1

Вводное занятие. Великие математики. Математические игры, лабиринты.

Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады

1

2

Геометрические упражнения: «Путешествие в Страну Геометрию» Занимательные квадраты. Игра «Одной линией»

Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады

1

3

Бесконечность натуральных чисел. Живая счётная машина. Счеты и их устройство. Разгадывание ребусов и шарад.

Индивидуальная самостоятельная работа дома

1

4

Знакомство с числовыми мозаиками. “Судоку”. Решение и составление числовых мозаик

Подведение итогов конкурса  ребусов и шарад. Практикум . Работа в парах

1

5

Старинные меры измерений.  Длина. Измерения (локоть, сажень, пядь, ладонь). Игра “Самый, самый…”

Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады

1

6

Компьютерные математические игры(Работа в компьютерном классе).

Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады Игры

1

7

Исследовательская работа “Косая сажень в плечах”, “Мал золотник да дорог”.

Мини -доклады Практикум Индивидуальная работа и работа в парах

1

8

Масса. Новые мерки (практическая работа). Счетное лото, головоломки.

Практикум Групповая работа

1

9

Единицы времени. Исследовательская работа “Памятники, оставшиеся от минувших поколений

Мини -доклады Лабораторная работа Индивидуальная работа и Работа в парах

1

10

Возникновение денег. Игра “Магазин”. Исследовательская работа “Копейка рубль бережёт

Мини - доклады Практическая работа Индивидуальная и групповая работа

1

11

Преобразование геометрических фигур по заданной программе. Конструирование предметов из геометрических фигур.

Практикум Индивидуальная и коллективная работа

1

12

Компьютерные математические игры

Эвристическая беседа Практикум Индивидуальная и коллективная работа

1

13

Проектная деятельность. «Составление дерева возможностей»

Выбор тем проектов Составление плана проекта, подбор литературы

1

14

Координатный угол. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур.

 Групповая работа

1

15

Ребусы, принципы их составления. Решение и составление ребусов. Игра “Крестики-нолики

Игра  Практическая работа Индивидуальная работа и в парах

1

16

Кроссворды, принципы их составления. Составление и решение кроссвордов. Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

Лабораторная работа  Работа в парах

1

17

Графическое моделирование. Игра «Лучший счетчик».

Индивидуальная работа и работа в парах

1

18

Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!»

Составление плана проведения вечера. Выпуск газет, бюллетеней, плакатов, выставка лучших решений конкурсных задач, подготовка пригласительных билетов. Распределение обязанностей участников вечера.

1

19

Компьютерные математические игры

Поиск информации по плану

1

20

Головоломки со спичками.

Мини-доклады. Практикум. Индивидуальная и

1

21

Схемы, уравнения. Игра “В царстве Равенств”.

                Работа в группах: составление  схем  и диаграмм

1

22

Школьный тур олимпиады. Решение нестандартных задач

Индивидуальная работа

1

23

Старинные занимательные задачи.

Поисковая работа в группах: “В сундук за арифметикой

1

24

Подведение итогов олимпиады.Компьютерные математические игры (Работа в компьютерном классе).

Создание мини-проекта «Наш школьный стадион» Проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

1

25

Международная игра «Кенгуру».

1

26

Биографические миниатюры. “Арифметика” Магницкого. Решение логических задач.

конкурс на лучшую математическую газету, Индивидуальная и групповая работа

1

27

Математическая викторина “Узнай меня».Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

Решение задач повышенной сложности

1

28

Проектная деятельность. Создание и выпуск математической газеты «Математика вокруг нас»

Составление математических ребусов, шарад, кроссвордов

1

29

Проектная деятельность. Создание и выпуск математической газеты «Математика вокруг нас»

Работа в парах, составление диаграмм.

1

30

Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки. Решение задач на перебор вариантов.

Решение нестандартных заданий

1

31

Творческая работа. Сочинение «Место математики в моей жизни»

Составление загадок, требующих математического решения, решение  заданий  повышенной  трудности

1

32

Компьютерные математические игры. (Работа в компьютерном классе).

Решение заданий повышенной трудности

1

33

Математический КВН. Итоговое занятие. Игра “Весёлый поезд”

Творческая работа

1

34

Математический марафон

Круглый стол «Подведем итоги».

Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

1


Используемая литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.
  2. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результаов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010
  3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  4. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. ]; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  6. В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993.
  7. Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.
  8. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. - Сталкер, 1997

 9.   Лазуренко Л. В. Занимательные материалы к урокам математики. [Текст] В., 2005

 10.    Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999.

  1. Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.
  2. Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996

Интернет-ресурсы

http://www.develop-kinder.com

http://www.igraza.ru

http://festival.1september.ru

http://iemcko.narod.ru

http://www.igrovaia.ru



Предварительный просмотр:

Пешкова Оксана Валериевна

МБОУ СОШ №2 Карасукского района, Новосибирской области

Конспект учебного занятия по русскому языку по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Предмет: Русский язык

Тема занятия: «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Цель: выработка умений самостоятельно применять написание безударных падежных окончаний имен существительных. 

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявляют интерес к языковой деятельности
  • определять личностный смысл учения;
  • проявлять желание больше узнать.

Предметные:

  • Овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании 
    правил правописания;
  • Подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки 
    изучаемых орфограмм в слове;
  • применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы.

Метапредметные:

  • Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом 
    решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи.
  • Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
  • Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Этапы занятия и содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Формы организации

УМО, МТО

Предметные

Личностные

Метапредметные

Психологический настрой.

Цель:организованное начало определяет дальнейший ход и успех всего урока.

На занятии сижу,

Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят - отвечаю

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Актуализация знаний.

- Ребята, давайте для начала вспомним с вами словарные слова, которые вы изучили ранее. Я буду вам читать загадку, а вы должны отгадать, что это за слово.

У него есть две руки,

Они сильны, они ловки.

Все они умеют:

Рисуют, пишут, клеят. (Человек)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Если хочешь умным стать,

Нужно много книг читать.

Чтоб найти все книги века,

Приходи в...

Ответ: Библиотеку

Если на картине поле и река,

Или горы, лес и облака,

Или домик деревянный наш,

Мы картину назовем...

Ответ: Пейзаж

-Давайте вспомним, что такое существительное? Что вы знаете о существительных?

Теперь давайте обобщим. Какие существительные относятся к 1 склонению? Какие существительные  относятся ко 2 склонению? Какие  существительные относятся к 3 склонению?

- Итак, а теперь следующее задание. Я вам буду диктовать слова 1-го, 2-го, 3-го склонения. Три человека выйдут к доске и распределят эти слова по столбикам. Остальные записывают у себя в тетрадях.

Записывают в тетради дату, классная работа.

Пустошь(3), класс(2), февраль(2), молодежь(3), рассказ(2), оптика(1), местность(3), шоссе(2), суббота(1), помощь(3), закладка(1), пустяк(2), дочь(3), ночь(3), ночка(1), объявление(2).

Учащиеся выполняют задание.

 - Теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на слайд. У всех так получилось? Молодцы.

- Давайте вспомним, как изменяются существительные?(по числам и по падежам)

- Сколько падежей у имен существительных?(6) Назовите их по порядку.(И, Р, Д, В, Т, П.) На какие вопросы отвечают?

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, вовремя монолога или диалога.

Моделировать правила участия в диалоге;

самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий;

самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий;

выражать собственное мнение и аргументировать его;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом,

П – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная.

Индивидуальная.

Открытие новых знаний

Цель - Уметь сравнивать имена существительные, имеющие одинаковые окончания; объяснить правописания окончаний в существительных. Повторить правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

- Теперь откройте, пожалуйста, учебники на странице 124. Выполним с вами упражнение 234. Прочитайте задание.

- Какие чувства у вас возникают, когда вы читаете эти строки? Найдите в тексте олицетворение.(ночевала тучка; тучка умчалась, весело играя; утес задумался глубоко, тихонько плачет.)  Выполним письменно.

- А теперь выделите окончания имен существительных и определите, в каком падеже они стоят. Найдите имена существительные с одинаковыми окончаниями. В одном и том же или разных падежах они употребляются? Определите падеж.

- Давайте рассмотрим таблицу на странице 125. Какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже в 1 и 3 склонении? Да, в двух склонениях одинаковое окончание – и. А в каком еще падеже есть одинаковые окончания? В предложном  падеже, верно, в 1 и во 2 склонении окончание –е. В дательном падеже в 1 склонении окончание – е, в 3 -и. В предложном падеже в 3 склонении окончание – и.

Теперь расскажите друг другу в парах.

-Так какая тема нашего сегодняшнего урока? Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

А цель урока? Научиться писать правильно безударные окончания имен существительных во всех падежах.

Физминутка.

(музыкальная)

Игра «Найди свою пару» (напечатано на листах)

Друзья познаются                     потех.. час.

Азбука – к мудрост .                 в бед..

Делу время                                 тен.. боится.

Трус своей                                  ступенька.

- Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы и определите падеж существительных, у которых пропущены окончания. (выполняют в парах)

Проверка на слайде.

Оцените свою работу.

- Теперь выполним упражнение 236 на странице 125. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Вам нужно составить из слов предложения, выделенные слова поставить в правильный падеж и озаглавить получившийся текст.

Маленькая птичка королек.

Маленькая птичка королёк лето и начало осени(Р.п)  проводит в хвойном лесу(П.п).  Она живет на вершине(П.п)  высокой ели(Р.п). Королёк строит гнездышко на кончике(П.п) еловой ветки(Р.п). Свою скромную и тихую песню(В.п)  птичка поет круглый год. Зимой королька(Р.п)  можно встретить в городском парке(П.п), на огороде(П.п).

Разбираем с детьми выделенные слова.

- Ребята, а вы знаете что это за птичка королек?

Корольки одни из самых мелких птиц России. Обитают в зоне лесов Евразии, в основном в еловых. Очень подвижная птица, постоянно перепархивает с одной ветки на другую, на тонких веточках принимает различные позы, в том числе и вниз головой. Как правило, держится в верхней части кроны деревьев и малозаметна с земли. Гнездится в хвойных и смешанных лесах, в том числе глухой темнохвойной тайге, а также в больших садах и парках с участием старых еловых деревьев.

Посмотрите,  как она выглядит.

Моделировать правила участия в диалоге;

Формулируют ответы на вопросы

Формулируют ответы на вопросы.

владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания.

Оценивать текст, находить смысловые ошибки. Воспроизводить текст.

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения.

К – строят монологическое высказывание с учетом 
поставленной коммуникативной задачи

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов;

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа 
решения; оценивают свои достижения, осознают.

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Индивидуальная.

Фронтальная

Учебник

«Русский язык» Школа России.

В.П. Канакина.

1 часть.

Слайд 9

Слайд 10

Учебник

«Русский язык» Школа России.

В.П. Канакина.

1 часть.

Итог

- Какая цель перед нами стояла? (ответы детей).

- Достигли мы ее?  (ответы детей).

Анализируют проделанную работу.

Р: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Индивидуальная

Рефлексия

Самооценка.

- Оцените свою работу на уроке.

- Какую бы отметку вы себе поставили?

Анализируют свое настроение на уроке.

Способность к оценке своей учебной деятельности.

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Проектная деятельность»

Проектная деятельность- важный аспект формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Исследовательскую проектную деятельность можно включать не только в систему уроко...