Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов –ик –ек».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Васенина Ирина Николаевна

Конспект урока русского языка. 3 класс УМК «Школа России». Тема «Правописание суффиксов –ик –ек». Формы организации познавательной деятельности:  поисковая, парная,  индивидуальная, фронтальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_3_klass.docx398.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе УМК «Школа России»

Тема: «Правописание суффиксов –ик –ек».

Цель:  формирование умения правописания гласных в суффиксах –ек и -ик.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать формированию грамотного написания слов с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания)

Личностные результаты: формировать уважительное отношение к мнению окружающих, способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои слова и действия.

Метапредметные:

Познавательные: умения структурировать знания, учиться делать выводы и обобщения; применять алгоритм; находить и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: умение планировать своё время на уроке, самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его.

Формы организации познавательной деятельности:  поисковая, парная,  индивидуальная, фронтальная.

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Организационный момент. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли спокойно в класс

И урок начнем сейчас.

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?     - Видеть вас мы очень рады!

- Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.

Число.

Классная работа.

  1.  Актуализация знаний.

 «Найди верное утверждение» и выдели его маркером.

 1. Суффикс - это  часть речи.         -

 2. Суффикс – это  значимая часть  слова.     +

 3.  Суффикс  стоит  после  корня.       +

4.  Суффикс  служит  для  образования  новых  слов.      +

5.  Приставка – это член предложения.        –

6. Приставка пишется после корня.      –

7. Приставка служит для образования новых слов.        +

8. Приставка со словом пишется слитно.          +       

Проверим ваши ответы. Внимание на экран.

Оцените себя на лесенке успеха (1ступенька). 

Баллы будем выставлять на протяжении всего урока, в конце узнаем результат.

Подведём итог: дайте определение понятий «суффикс» и «приставка».

  • Проверка домашнего задания (выборочно)

- Прочитайте суффиксы из домашнего упражнения. Приставки?

Еньк   за  над  оньк  на под  по ик  об  тель чик  до про  ист  пере ек

- Поднимите руку, у кого так же?

Оцените себя на лесенке успеха (2ступенька).

  1. Постановка учебной задачи.
  • Прочитайте слова

Смел_сть,  бел_нький,  учит_ль,  ключ_к,  замоч_к.

- Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

- Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

Смелость,  беленький, учитель,  ключ?к,  замоч?к .

- Почему возникло затруднение? (есть суффикс ЕК, а есть и ИК и нам неизвестен способ выбора того или иного суффикса).

 - А вы можете сказать, чего нам не хватает для решения этого затруднения?  (нужно разобраться, в каких ситуациях пишется суффикс ЕК, а в каких ИК).

  • Есть разные пути для достижения цели.

Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим вывести это правило.

- Какой выбираете?

- Посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».

- Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

(Главный герой -  Виктор Перестукин,  не может открыть замочек ключиком, так как не знает правила.)

- Назовите тему сегодняшнего урока.

«Правописание суффиксов –ек –ик»

  • Ребята, а зачем и с какой целью мы должны изучить данную тему? (Научиться правильному написанию гласных в суффиксах –ЕК и –ИК).

- Какие задачи будем решать на уроке?

В течение урока будем отвечать на вопросы:

Что

Где               Надо проверять?

Как

Частично  мы уже знаем некоторые ответы на вопросы:   Что надо проверять?

 (Гласные е, и – в слабой позиции.)

– Где надо проверять?

(Надо проверять в суффиксе слова.)

– Как надо проверять?

Будем отвечать в ходе урока.

VI. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в парах.

- Возьмите конверты на ваших столах, в них есть карточки со словами. Образуйте из этих слов пары.

- Попробуйте найти способ решения нашей проблемы.

Кузнечик, орешек, птенчики, горошек, кузнечики, орешки, птенчик, горошки, чулочки, чулочек.

Прочитайте пары слов. Как вы их образовали?  (ед.ч. и мн.ч.)

Кузнечик – кузнечики, птенчик – птенчики, горошек - горошки,  орешек – орешки, чулочек – чулочки.

- Разделите эти пары ещё на группы.

  • слова с гласной -и в суффиксе
  • слова с гласной -е  в суффиксе

- Кто догадался, когда в слове пишется суффикс ЕК, а когда – суффикс ИК?

- Что происходит с гласной суффикса? (при изменении формы слова  гласная суффикса или остается в нем, или исчезает).

- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной и. Гласная и есть в  суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.

- А в словах 2 группы что происходит? (гласная е есть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).

- Итак,  изобретаем правило. Вывод.

Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило.

- Проверим правильность наших выводов по учебнику: с.125.

- Совпало правило с нашим? Значит,  наше правило верное.

- Запишите суффиксы чередуя до конца строки. (Минутка чистописания)

ек ик ек ик ек ик ек ик

- Итак, какое правило мы с вами изобрели?

Если гласная исчезла,

Помнить должен человек:

В каждом слове повсеместно

Пишем только суффикс –ЕК

Если гласная осталась,

Должен помнить ученик,

Что в словах

Пишем только суффикс –ИК-

- Посмотрим, справился ли с задачей наш герой Витя Перестукин.

Просмотр продолжения отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков».

Физкультминутка

За высокими горами,

За широкими морями

Стоит в поле теремок,

Дверь закрыта на замок.

Мы замочек потянули,

Мы замочек покрутили,

Мы замочком постучали,

А потом его открыли.

V. Закрепление знаний и способов действий.

- Теперь, зная правило, что мы можем делать? (грамотно писать слова)

- Но прежде, чем писать слова, нужно составить алгоритм применения правила.

- Вспомним, что такое алгоритм? (порядок действий)

Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

  1. Изменяем форму слова.
  2. Проверяем, остался гласный звук или исчез.
  3. Если гласный звук остался, пишем суффикс ИКесли гласный  

         звук исчез, пишем суффикс ЕК.

И помните!

На родном языке

Писать с ошибками – стыдно!

  1. Флеш-карты – с устным объяснением.

Записываем слова в тетрадь, суффиксы выделяем. 

Оцените себя на лесенке успеха (3ступенька).

  1. Работа с учебником с.126 упр.243 В парах.  Проверка. 

Оцените себя на лесенке успеха (4ступенька).

        + у доски двое «кубики кидают», записывают слова.

+ SMART слайд №5.

  1. «Соедини пары».C:\Users\1\Dropbox\Скриншоты\Скриншот 2018-12-18 22.19.12.png
  2. Чтобы закрепить полученные знания и проверить, как вы поняли тему урока, выполним задания по уровням.

  • Я все понял, но у меня есть еще вопросы.     1 уровень
  • Я все понял, могу работать по   алгоритму.  2 уровень
  • Я все понял, могу объяснить другим.            3 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.


Корабл
ики – корабл..к
цвето
чки – цветоч..к
уголо
чки – уголоч..к
гвозд
ики – гвозд..к

Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.


Замоч..к
хвост..к
камеш…к 
гвозд..к 
дружоч..к

Образуйте с помощью суффиксов -ЕК, -ИК от данных слов однокоренные. Запиши и разбери их            по составу.


Нос -
рот -
мешок -
горох -
друг –

Какое слово лишнее и почему?

Оцените себя на лесенке успеха (5ступенька).                     Проверка.

Чтобы знания были впрок,

Следует диагностировать урок.

  1. Фотодиктант.

Запишите слова в строчку:

 И помните!

На родном языке

Писать с ошибками – стыдно!

Зайчик (кролик), котик, бегемотик, слоник, ослик, ёжик.

- Почему мы записали слова в строчку? 

Оцените себя на лесенке успеха (6 ступенька).

- Запишем предложение о самом колючем представителе.

Ёжик топал по тропинке

И грибочки нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайчик,

Длинноухий попрыгайчик.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.

   

  Разбор 1-го предложения.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

  1. Каждый выходит и размещает снежинку в тот или иной сугроб

Ек                          Ик

  1. Графический итог.

  • Сегодня я понял тему урока.
  • Я знаю, когда писать суффикс -ЕК, а когда -ИК.
  • На уроке я работал в полную силу.
  • У меня получилось работать в паре.
  • У меня хорошее настроение.

Оцените себя на лесенке успеха (7 ступенька).

Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание:
 с.125 правило, записать по 7 слов с суффиксами ЕК, ИК, которых нет в тетради.

Приложение.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.


Корабл
ики – корабл..к
цвето
чки – цветоч..к
уголо
чки – уголоч..к
гвозд
ики – гвозд..к

Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.


Замоч..к
хвост..к
уголоч..к 
звоноч..к 
гвозд..к 
дружоч..к

Образуйте с помощью суффиксов -ЕК, -ИК от данных слов однокоренные. Запишите и разбери их по составу.


Нос -
рот -
мешок -
горох -
друг –

Какое слово лишнее и почему?

Фамилия, имя __________________________________________________________

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.


Корабл
ики – корабл..к
цвето
чки – цветоч..к
уголо
чки – уголоч..к
гвозд
ики – гвозд..к

Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.


Замоч..к
хвост..к
уголоч..к 
звоноч..к 
гвозд..к 
дружоч..к

Образуйте с помощью суффиксов -ЕК, -ИК от данных слов однокоренные. Запишите и разбери их по составу.


Нос -
рот -
мешок -
горох -
друг –

Какое слово лишнее и почему?

Фамилия, имя __________________________________________________________

«Найди верное утверждение»

 1. Суффикс - это  часть речи.        

 2. Суффикс – это  значимая часть  слова.    

 3.  Суффикс  стоит  после  корня.      

4.  Суффикс  служит  для  образования  новых  слов.      

5.  Приставка – это член предложения.        

6. Приставка пишется после корня.      

7. Приставка служит для образования новых слов.        

8. Приставка со словом пишется слитно.          

Фамилия, имя __________________________________________________________

«Найди верное утверждение»

 1. Суффикс - это  часть речи.        

 2. Суффикс – это  значимая часть  слова.    

 3.  Суффикс  стоит  после  корня.      

4.  Суффикс  служит  для  образования  новых  слов.      

5.  Приставка – это член предложения.        

6. Приставка пишется после корня.      

7. Приставка служит для образования новых слов.        

8. Приставка со словом пишется слитно.      

Фамилия, имя __________________________________________________________

H:\РМО Урок\русский язык\67910cd7.png

Фамилия, имя __________________________________________________________

H:\РМО Урок\русский язык\67910cd7.png

Фамилия, имя __________________________________________________________


        Если гласная исчезла,

Помнить должен человек:

В каждом слове повсеместно

Пишем только суффикс –ЕК

Если гласная осталась,

Должен помнить ученик,

Что в словах

Пишем только суффикс –ИК-

Алгоритм правописания гласных

в суффиксах -ек, -ик

  1. Изменяем форму слова.
  2.   Проверяем, остался гласный  звук или исчез.

  1.  Звук остался – суффикс ИК   звук исчез -  суффикс ЕК. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок

презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...

Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"

Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока·         предметные: формировать умение грамотно писать сл...

Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"

Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока·         предметные: формировать умение грамотно писать сл...

Конспект урока русского языка " Правописание суффиксов -ек-. -ик-" 2 класс

Урок построен в соответствии с ФГОС.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности детей.В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Тему и...

Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...

Конспект урока русского языка "Правописание суффиксов –ОК, -ЕК, -ИК"

Конспект урока русского языка "Правописание суффиксов –ОК, -ЕК, -ИК"...

Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов существительных -ек -ик».

Конспект урока русского языка в 4 «А» классе по теме «Правописание суффиксов  существительных -ек  -ик», УМК «Школа России»...