Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов –ик –ек».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка. 3 класс УМК «Школа России». Тема «Правописание суффиксов –ик –ек». Формы организации познавательной деятельности: поисковая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_3_klass.docx | 398.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе УМК «Школа России»
Тема: «Правописание суффиксов –ик –ек».
Цель: формирование умения правописания гласных в суффиксах –ек и -ик.
Планируемые результаты:
Предметные: содействовать формированию грамотного написания слов с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания)
Личностные результаты: формировать уважительное отношение к мнению окружающих, способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои слова и действия.
Метапредметные:
Познавательные: умения структурировать знания, учиться делать выводы и обобщения; применять алгоритм; находить и выделять необходимую информацию.
Регулятивные: умение планировать своё время на уроке, самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его.
Формы организации познавательной деятельности: поисковая, парная, индивидуальная, фронтальная.
- Мотивирование к учебной деятельности
Организационный момент. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на учебную деятельность.
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли спокойно в класс
И урок начнем сейчас.
Необычный день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо? - Видеть вас мы очень рады!
- Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.
Число.
Классная работа.
- Актуализация знаний.
«Найди верное утверждение» и выдели его маркером.
1. Суффикс - это часть речи. -
2. Суффикс – это значимая часть слова. +
3. Суффикс стоит после корня. +
4. Суффикс служит для образования новых слов. +
5. Приставка – это член предложения. –
6. Приставка пишется после корня. –
7. Приставка служит для образования новых слов. +
8. Приставка со словом пишется слитно. +
Проверим ваши ответы. Внимание на экран.
Оцените себя на лесенке успеха (1ступенька).
Баллы будем выставлять на протяжении всего урока, в конце узнаем результат.
Подведём итог: дайте определение понятий «суффикс» и «приставка».
- Проверка домашнего задания (выборочно)
- Прочитайте суффиксы из домашнего упражнения. Приставки?
Еньк за над оньк на под по ик об тель чик до про ист пере ек
- Поднимите руку, у кого так же?
Оцените себя на лесенке успеха (2ступенька).
- Постановка учебной задачи.
- Прочитайте слова
Смел_сть, бел_нький, учит_ль, ключ_к, замоч_к.
- Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).
- Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.
Смелость, беленький, учитель, ключ?к, замоч?к .
- Почему возникло затруднение? (есть суффикс ЕК, а есть и ИК и нам неизвестен способ выбора того или иного суффикса).
- А вы можете сказать, чего нам не хватает для решения этого затруднения? (нужно разобраться, в каких ситуациях пишется суффикс ЕК, а в каких ИК).
- Есть разные пути для достижения цели.
Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим вывести это правило.
- Какой выбираете?
- Посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».
- Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
(Главный герой - Виктор Перестукин, не может открыть замочек ключиком, так как не знает правила.)
- Назовите тему сегодняшнего урока.
«Правописание суффиксов –ек –ик»
- Ребята, а зачем и с какой целью мы должны изучить данную тему? (Научиться правильному написанию гласных в суффиксах –ЕК и –ИК).
- Какие задачи будем решать на уроке?
В течение урока будем отвечать на вопросы:
Что
Где Надо проверять?
Как
Частично мы уже знаем некоторые ответы на вопросы: Что надо проверять?
(Гласные е, и – в слабой позиции.)
– Где надо проверять?
(Надо проверять в суффиксе слова.)
– Как надо проверять?
Будем отвечать в ходе урока.
VI. Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа в парах.
- Возьмите конверты на ваших столах, в них есть карточки со словами. Образуйте из этих слов пары.
- Попробуйте найти способ решения нашей проблемы.
Кузнечик, орешек, птенчики, горошек, кузнечики, орешки, птенчик, горошки, чулочки, чулочек.
Прочитайте пары слов. Как вы их образовали? (ед.ч. и мн.ч.)
Кузнечик – кузнечики, птенчик – птенчики, горошек - горошки, орешек – орешки, чулочек – чулочки.
- Разделите эти пары ещё на группы.
- слова с гласной -и в суффиксе
- слова с гласной -е в суффиксе
- Кто догадался, когда в слове пишется суффикс ЕК, а когда – суффикс ИК?
- Что происходит с гласной суффикса? (при изменении формы слова гласная суффикса или остается в нем, или исчезает).
- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной и. Гласная и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.
- А в словах 2 группы что происходит? (гласная е есть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).
- Итак, изобретаем правило. Вывод.
Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило.
- Проверим правильность наших выводов по учебнику: с.125.
- Совпало правило с нашим? Значит, наше правило верное.
- Запишите суффиксы чередуя до конца строки. (Минутка чистописания)
ек ик ек ик ек ик ек ик
- Итак, какое правило мы с вами изобрели?
Если гласная исчезла,
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс –ЕК
Если гласная осталась,
Должен помнить ученик,
Что в словах
Пишем только суффикс –ИК-
- Посмотрим, справился ли с задачей наш герой Витя Перестукин.
Просмотр продолжения отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков».
Физкультминутка
За высокими горами,
За широкими морями
Стоит в поле теремок,
Дверь закрыта на замок.
Мы замочек потянули,
Мы замочек покрутили,
Мы замочком постучали,
А потом его открыли.
V. Закрепление знаний и способов действий.
- Теперь, зная правило, что мы можем делать? (грамотно писать слова)
- Но прежде, чем писать слова, нужно составить алгоритм применения правила.
- Вспомним, что такое алгоритм? (порядок действий)
Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик
- Изменяем форму слова.
- Проверяем, остался гласный звук или исчез.
- Если гласный звук остался, пишем суффикс ИК, если гласный
звук исчез, пишем суффикс ЕК.
И помните!
На родном языке
Писать с ошибками – стыдно!
- Флеш-карты – с устным объяснением.
Записываем слова в тетрадь, суффиксы выделяем.
Оцените себя на лесенке успеха (3ступенька).
- Работа с учебником с.126 упр.243 В парах. Проверка.
Оцените себя на лесенке успеха (4ступенька).
+ у доски двое «кубики кидают», записывают слова.
+ SMART слайд №5.
- «Соедини пары».
- Чтобы закрепить полученные знания и проверить, как вы поняли тему урока, выполним задания по уровням.
- Я все понял, но у меня есть еще вопросы. 1 уровень
- Я все понял, могу работать по алгоритму. 2 уровень
- Я все понял, могу объяснить другим. 3 уровень
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.
| Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.
| Образуйте с помощью суффиксов -ЕК, -ИК от данных слов однокоренные. Запиши и разбери их по составу.
Какое слово лишнее и почему? |
Оцените себя на лесенке успеха (5ступенька). Проверка.
Чтобы знания были впрок,
Следует диагностировать урок.
- Фотодиктант.
Запишите слова в строчку:
И помните!
На родном языке
Писать с ошибками – стыдно!
Зайчик (кролик), котик, бегемотик, слоник, ослик, ёжик.
- Почему мы записали слова в строчку?
Оцените себя на лесенке успеха (6 ступенька).
- Запишем предложение о самом колючем представителе.
Ёжик топал по тропинке
И грибочки нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайчик,
Длинноухий попрыгайчик.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
Разбор 1-го предложения.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
- Каждый выходит и размещает снежинку в тот или иной сугроб
Ек Ик
- Графический итог.
- Сегодня я понял тему урока.
- Я знаю, когда писать суффикс -ЕК, а когда -ИК.
- На уроке я работал в полную силу.
- У меня получилось работать в паре.
- У меня хорошее настроение.
Оцените себя на лесенке успеха (7 ступенька).
Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание: с.125 правило, записать по 7 слов с суффиксами ЕК, ИК, которых нет в тетради.
Приложение.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.
| Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.
| Образуйте с помощью суффиксов -ЕК, -ИК от данных слов однокоренные. Запишите и разбери их по составу.
Какое слово лишнее и почему? |
Фамилия, имя __________________________________________________________
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.
| Вставь пропущенные буквы. Спишите. Выделите суффикс.
| Образуйте с помощью суффиксов -ЕК, -ИК от данных слов однокоренные. Запишите и разбери их по составу.
Какое слово лишнее и почему? |
Фамилия, имя __________________________________________________________
«Найди верное утверждение»
1. Суффикс - это часть речи.
2. Суффикс – это значимая часть слова.
3. Суффикс стоит после корня.
4. Суффикс служит для образования новых слов.
5. Приставка – это член предложения.
6. Приставка пишется после корня.
7. Приставка служит для образования новых слов.
8. Приставка со словом пишется слитно.
Фамилия, имя __________________________________________________________
«Найди верное утверждение»
1. Суффикс - это часть речи.
2. Суффикс – это значимая часть слова.
3. Суффикс стоит после корня.
4. Суффикс служит для образования новых слов.
5. Приставка – это член предложения.
6. Приставка пишется после корня.
7. Приставка служит для образования новых слов.
8. Приставка со словом пишется слитно.
Фамилия, имя __________________________________________________________
Фамилия, имя __________________________________________________________
Фамилия, имя __________________________________________________________
Если гласная исчезла,
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс –ЕК
Если гласная осталась,
Должен помнить ученик,
Что в словах
Пишем только суффикс –ИК-
Алгоритм правописания гласных
в суффиксах -ек, -ик
- Изменяем форму слова.
- Проверяем, остался гласный звук или исчез.
- Звук остался – суффикс ИК звук исчез - суффикс ЕК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок
презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...
Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"
Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока· предметные: формировать умение грамотно писать сл...
Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"
Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока· предметные: формировать умение грамотно писать сл...
Конспект урока русского языка " Правописание суффиксов -ек-. -ик-" 2 класс
Урок построен в соответствии с ФГОС.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности детей.В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Тему и...
Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...
Конспект урока русского языка "Правописание суффиксов –ОК, -ЕК, -ИК"
Конспект урока русского языка "Правописание суффиксов –ОК, -ЕК, -ИК"...
Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов существительных -ек -ик».
Конспект урока русского языка в 4 «А» классе по теме «Правописание суффиксов существительных -ек -ик», УМК «Школа России»...