Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов существительных -ек -ик».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Фоменко Татьяна Андреевна

Конспект урока русского языка в 4 «А» классе по теме «Правописание суффиксов  существительных -ек  -ик», УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksov_-ik_-ek.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Урок русского языка

4 «А» класс

Тема: «Правописание суффиксов  существительных -ек  -ик».

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов:

Фоменко Т. А.

с. Красногвардейское

2022 г.

Тема урока: «Правописание суффиксов  существительных -ек  -ик»

Цель урока: познакомить  учащихся в с правописанием суффиксов -ек –ик   и отработать полученные навыки на практике.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  1. Сформировать навыки правописания суффиксов -ек  –ик в существительных;
  2. Научить применять алгоритм изучаемого правила на основе тренировочных упражнений;
  3. Обогатить словарный запас учащихся;
  4. Дать представление о суффиксе как о значимой части слова;

2 Воспитательные:

  1. Совершенствовать культуру устного ответа по предмету;
  2. Воспитывать умение объективно оценивать работу одноклассника;
  3. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

3. Развивающие:

  1. Развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;
  2. Повышать речевую культуру школьников;
  3. Совершенствовать слуховое внимание.

   

1.Организационный момент.

Ребята сегодня на уроке у нас присутствую гости, повернитесь и поприветствуйте гостей.

2.  Мотивация.         

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать? (да)

- И трудности преодолевать? (да)

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением. (Покажите свое настроение с помощью смайликов)

-Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.

-Открыли тетради. Записываем число, классная работа

3. Орфографическая минутка.

- Посмотрите на рисунки, назовите слова,  и запишите первую букву в  каждом слове и прочитайте, какое слово получилось.

собака

улитка

фотоаппарат        

фортепиано                                                              

индеец

книга

свеча

суффикс

-О какой части слова мы    будем говорить на уроке?( о суффиксе)

-Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов.

-Вспомнить об этой морфеме нам поможет задание «Верные и неверные утверждения».

Я вас прошу назвать только верные утверждения.

4. Актуализация знаний.

Найди верное утверждение:

1.Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

2.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

3.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

4.Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

5.Суффиксы оньк, - еньк, -очк, - ик, -ек, -ушк,-юшк. Образуют отчества.

Уменьшительно –ласкательное значение.

  1. Постановка проблемы.

Упр.1.Прочитайте загадки и назовите отгадки.

1. Маленький, кругленький, по полу скачет, а за хвост не поймаешь. КЛУБОК

2. Сторож плохой, слепой и глухой, не тронешь – молчит,  а тронешь-кричит.  ЗВОНОК –

 3.Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. МЯЧ – 

- Определите к какой части речи относятся слова.

-Ребята образуйте отданных существительных однокоренные слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами .

- Обозначьте ударение .

 -В какой части слова находится безударная гласная? 

- В  написании каких суффиксов можно допустить ошибку? –ИК,-ЕК (

КЛУБОК –  клубоч..к

Звонок – звоноч..к

Мяч- мяч..к

5. Изучение нового материала.

-Сформулируйте тему урока. 

-Определите цели урока:

Узнать..

Научиться..

Понять

- Послушайте сказку. Может быть, вы найдёте ответ на поставленные цели.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-(нет)замочка, ключик - (нет) ключика

- Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?

Молодцы!

Проанализируйте слова второго столбика и объясните , какую букву писать в суффиксе.

КЛУБОЧЕК - клубочка  

ЗВОНОЧЕК - звоночка

МЯЧИК – мячика

-Сделайте вывод. ( Если при изменении слова гласный в суффиксе выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если не выпадает – букву и)

Определите падеж имен существительных в третьем столбике

Упр.2(Работа в парах) Карточка на парте. Прочитайте задание и подготовьте ответ.

Измени форму данных слов, подставляя к ним слово, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик          -……

садик              -….     

кармашек       -…     

пенёчек           -….    

Ответы у доски

билетик               билетики

садик                    садики

кармашек             кармашки

пенёчек                пенечки

-Сделайте  вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.

-Как проверить верность наших выводов ?

  (Надо прочитать правило в учебнике )

 -Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на с.62

 -Прочитайте правило.(Вслух)

-Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали?      

5.Физкульминутка.

6.Закрепление.

-Применим полученные знания на практике. 

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

-Я думаю, что вы уже усвоили правило правописания суффиксов – ик, - ек и можете попробовать себя в роли корректора.

Игра «Корректор»

 Ваша задача найти ошибки, исправить их.

  Самостоятельно выполняем. У доски представители от каждого ряда.

Самопроверка  

-Молодцы ребята.

-Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.

Упр.5(Карточка)

Прочитайте предложение, вставьте пропущенные орфограммы . Спишите.У доски.

Витя взял зонт…к и вышел во двор..к.4

7. Итог урока.

ОЦЕНКИ

 9. Домашнее задание.

 1. Запишите домашнее задание: правило на стр. 62, упр.104

2. Сочинить лингвистическую сказку о суффиксах – ек, -ик.(или задания на карточках по выбору, если не успеем в классе).

 Ребята  я хотела бы увидеть ваше настроение покажите с помощью смайлика.  

Очень приятно, что во время нашей работы ваше настроение не испортилось

10.Спасибо за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упр.1 прочитайте загадки и запишите отгадки.

1 ряд. Маленький, кругленький, по полу скачет, а за хвост не поймаешь.

2 ряд. Сторож плохой, слепой и глухой, не тронешь – молчит,  а тронешь-кричит.  

 3 ряд .Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет.

Упр.2 (в парах)

Измени форму данных слов, подставляя к ним слово, много.

билетик          -……

садик              -….     

кармашек       -…     

пенёчек           -….    

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.

Упр.5Прочитайте  предложение  и вставьте пропущенные орфограммы.

Витя взял зонт…к  и вышел во двор..к.4

__________________________________________________________

Упр.1 прочитайте загадки и запишите отгадки.

1 ряд. Маленький, кругленький, по полу скачет, а за хвост не поймаешь.

2 ряд. Сторож плохой, слепой и глухой, не тронешь – молчит,  а тронешь-кричит.  

 3 ряд .Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет.

Упр.2 (в парах)

Измени форму данных слов, подставляя к ним слово, много.

билетик          -……

садик              -….     

кармашек       -…     

пенёчек           -….    

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.

Упр.5Прочитайте  предложение  и вставьте пропущенные орфограммы.

Витя взял зонт…к  и вышел во двор..к.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

Конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн"

Урок по теме "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн" построен по мотивам русской народной сказки "Теремок". Появление сказочного героя - новый этап работы на уроке. Урок способствует развитию навыков...

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....