Рабочая программа по русскому языку для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса | 160.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Бичурский район»
Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол заседания ШМО №______ от ________ 2018 года ____________ /Н.Г.Беляева/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР Протокол заседания методсовета №______ от ________ 2018 года ____________ /Л.И.Некипелова/ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ директора ОО №______ от _____________ 2018 года ____________ /_Т.А.Смолина__/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Русский язык
на 2018 -19 учебный год
КЛАСС: 2 А
Составитель: Слепнева Елена Евдокимовна
Квалификация: учитель нач.классов
первой категории
Малый Куналей, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена для 2 А класса Мало-Куналейской средней общеобразовательной школы на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОСТ) №373 от 06.10.2009 г.
- Примерная программа начального общего образования по русскому языку во 2 классе 2013 г.
- учебно-методический комплект авторов В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой, Е.В. Восторговой,: учебник «Русский язык» для 2 класса, допущенный Министерством образования РФ, методический комментарий к учебнику 2 класса – М.: Вита-Пресс, 2012 г., рабочие тетради по русскому языку №1, №2 И.П. Старагина – М.: Вита-Пресс, 2016 г.
Главная цель обучения языка: освоение его как средства отражения действительности, хранения информации и коммуникации (инструмента общения).
Главная цель курса : формирование орфографического действия, опираясь на основной закон русского письма.
Задачи курса:
- сформировать понятие сильных и слабых позиций и овладеть письмом с пропуском орфограмм слабых позиций;
- вооружить учащихся способом проверки орфограмм слабых позиций по сильной;
- необходимость определения границ применимости основного закона русского письма;
- установить всеобщность принципа письма по основному закону русского письма.
- Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Русский язык» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
- членение слова на значимые части (морфемы)
- определение значения слова по морфемному составу и по контексту
- сравнение языковых единиц по форме и по значению (лексическому и грамматическому)
- распознавание частей речи
- «сворачивание» толкования в слово, «конструирование» слова по заданной словообразовательной модели
- «конструирование» слова по заданной словообразовательной модели
- объяснение значения слова: при помощи однокоренного слова, синонимов, через отнесение к более общему понятию
- построение простой классификации
- объединение слов в тематические группы
- построение упорядоченного списка
- построение синонимических рядов и антонимических пар
- пунктуационное оформление предложения (знаки конца предложения, знаки между частями сложного предложения)
- пунктуационное оформление предложения, содержащего однородные члены
- установление и выражение отношений зависимости/ независимости между словами в высказывании, частями высказывания
- членение речи на отрезки, имеющую смысловую и грамматическую завершенность (предложения)
- преобразование высказывания (на уровне предложения): изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры
- преобразование нелинейного текста (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание
- определение цели высказывания и построение высказывания в соответствии с разными целями
- преобразование высказывания в соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п.
- построение рядов слов и словоформ с чередующимися звуками (подбор однокоренных («одноморфемных») слов и изменение формы слова)
- определение «ошибкоопасного места», (места орфограммы в слове).
Исследовательские циклы :
а) позиционное чередование звуков;
б) проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря;
в) проверка орфограмм по сильной позиции ;
г) необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций;
д) проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов.
6. Содержание курса
Раздел 1. Повторение материала, изученного в 1 классе (15 часов)
Закончились первые в жизни ребят летние каникулы. С некоторым опасением приходят ученики в школу и потому вместе с ними намечаем в совместной беседе цель предстоящей работы – вспомнить изученное на уроках русского языка в 1 классе. Для достижения намеченной цели следует решить следующие задачи:
- Повторить типы высказываний и оформление на письме высказываний – сообщений и высказываний – вопросов.
- Восстановить в памяти позиционный характер правил графики.
- Повторить изученные орфограммы.
Раздел 2. Позиционное чередование гласных звуков (16 часов)
Материал данного раздела предназначен для того, чтобы ученики осознали особенности русского письма, его принцип. Формируя орфографическое действие (именно это действие выделено в программе как сквозное, позволяющее решить и другие задачи начального обучения), в качестве предмета усвоения рассматривается система научных понятий, которая поможет ответить им не только на вопрос, как действовать, но и на вопрос, почему нужно действовать именно так.
Раздел 3. Позиционное чередование согласных звуков (17 час)
Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости.
Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных).
Дополнительный материал для факультативного изучения. Звукопись в поэтической речи (наблюдения).
Раздел 4. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического
словаря (24 час)
Приемы работы с орфографическим словарем. Печатный текст как образец орфографически правильных написаний. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций.
Раздел 5. Проверка орфограмм по сильной позиции (33 час)
Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиuии. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.
Раздел 6. Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций (21 час)
Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. Способ выделения окончаний и основ в словах разных типов. Изменения одного и того же слова и разные слова.
Раздел 7. Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов (27 час) Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов. Правило правописания разделительных знаков ь и ъ.
Раздел 8. Систематизация изученного материала (16 час)
Слово и его изменения. Родственные слова. Значимые части слова: основа и окончание; корень и аффиксы.
Звуки как «строительный материал» языка. Позиционное чередование звуков. Сильные и слабые позиции звуков.
Обозначение звуков на письме. Орфограммы слабых и сильных позиций (систематизация). Правила правописания орфограмм сильных позиций (ь и ъ, гласные а, у, и, е после шипящих). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же части слова). Приемы приведения звука к сильной позиции (изменение слова, подбор родственных слов). Орфограммы слабых позиций, не требующие специальной проверки. Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря.
Развитие речи.
Характеристика лексического (без употребления термина) значения слова с помощью толкового (учебного) словаря. Слова-синонимы и слова-омонимы (общее представление). Прямое и переносное значение слова.
Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос (повторение). Восклицательные высказывания, их оформление на письме (повторение). Смысловые части высказывания (повторение).
Высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете. Выражение содержания сообщения об одном предмете в нескольких взаимосвязанных высказываниях. Отнесенность сообщений к одному предмету (наличие общей темы) и наличие смысловой связи между сообщениями как признаки текста. Основное и дополнительные (уточняющие) сообщения в тексте. Заголовок текста как отражение его предмета (темы) или основного сообщения (основной мысли).
Диалог, его элементы (реплики, поясняющие слова автора), правила записи диалога (состоящего из реплик без слов автора).
Рифма и ритм в поэтической речи.
Узнавание предмета по сообщениям о нем (загадки).
Учебно-тематический план
№п/п | Название главы, темы | Количество часов |
1 | Повторение материала, изученного в 1 классе | 15 |
2 | Позиционное чередование гласных звуков | 16 |
3 | Позиционное чередование согласных звуков | 17 |
4 | . Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря | 24 |
5 | Проверка орфограмм по сильной позиции | 33 |
6 | Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций | 21 |
7 | Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов | 27 |
8 | Систематизация изученного материала | 16 |
ИТОГО | 170ч |
7. Календарно - тематическое планирование
Диагностическая работа № 1
Фамилия, имя___________________________________________Дата_______
- Найди среди предложенных звуковых записей изменения одного и того же слова. Выпиши эти изменениями звуковыми парами ниже
[дом’] [л’исно́й’] [дамаво́й’] [л’эс] [дама́] [л’иса́]
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соедини линией соответствующие названию звуки
Сильная позиция Слабая позиция
[а́] [и] [о́] [ы́] [у́] [у] [ы] [э́] [и́] [а] [а́] [и] [о́] [ы́] [у́] [у] [ы] [э́] [и́] [а]
3. Укажи, какими буквами на письме могут обозначаться гласные звуки в слабой позиции
[а] [и] [ы] [у]
- Определи пары слов, в которых гласные звуки позиционно чередуются. Обведи эти звуки.
[страка́] - [стро́к’и́] [по́ч’ка] - [па́ч’ка] [п’э́ла] - [п’ила́]
5. Ученики записывали слово [л’игушы́ный’]. Вот, что у них получилось. Укажи правильный ответ, поставь знак «+» в квадратике.
л_г_ши́н_й л_гуши́н_й л_гушы́н_й
6. Запиши высказывание буквами, пропуская орфограммы слабых позиций
[ад’э́ла о́с’ин’ в зо́лата маладу́й’у ас’и́нку].
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностическая работа № 2
Фамилия, имя___________________________________________Дата_______
- Запиши парные согласные звуки, которые могут чередоваться
___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. Определи сильную и слабую позиции согласных, соедини эти звуки со схемами
.
[дуп] [каса́] [гол] [сат] [го́рк’и]
- Переведи звуковые записи в буквенные, запиши слова с пропуском ОСлП. Дополни схему, укажи в ней позицию выделенных согласных звуков
__________________ _____________________
[ло́шка] - _____________________ [раздал’и]- _____________________
__________________ _____________________
[ска́ска] - _____________________ [вагза́л] - _____________________
- Переведи звуковые записи в буквенные. Распредели слова относительно схем, запиши их с пропуском ОСлП
[дво́й’ка], [шл’а́па], [св’э́ч’ка], [шнурк’и́], [сра́зу], [зм’э́й’ка]
________________________________________________________________________
[в] [в’] ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Ученики записывали словосочетание [на тра́фку]. Вот, что у них получилось. Укажи правильный ответ, поставь знак «+» в квадратике
на тра́_ку н_ _ра́_к_ н_ тра́_ку н_ трафк_
6. Запиши высказывания под диктовку, пропуская орфограммы слабых позиций
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Диагностическая работа № 3
Фамилия, имя___________________________________________Дата_______
1. Запиши слова с пропусками орфограмм слабых позиций:
[ло́шка] [ч’ирнасл’и́ф] [сва́р’ит] [пра́вда] [го́луп’] [разва́л]
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определи, что называет каждое слово. Покажи это с помощью модели:
шу́бка краси́вый пришла́ сугро́бы корми́ть голубо́й
3. Найди сильную позицию, изменяя слова по числу:
________________________________ _______________________________
гр(а,о)за́ - ________________________________ сле(т,д) - _______________________________
4. Найди сильную позицию, изменяя слова по падежу:
_______________________________ _____________________________
улы́(п,б)ка - _______________________________ кра́(с,з)ка - _____________________________
5. Найди сильную позицию, изменяя слова по лицу и числу:
_______________________________ ______________________________
д(а,о)рю́ - _______________________________ в(а,о)зи́ть - ______________________________
6. Найди сильную позицию, изменяя слова по времени:
________________________________ ________________________________
в(и,е)зу́ - ________________________________ н(е,и]су́ - ________________________________
7. Найди сильную позицию, изменяя слова по роду:
________________________________ _______________________________
п(и,е)ла́ - ________________________________ п(а,о)сла́ - ______________________________
8. Проверь орфограммы с помощью неопределённой формы:
______________________________ _____________________________
ж(и,е)вёшь - ______________________________ д(а,о)ёшь - _____________________________
Самостоятельная работа № 1
Предмет: «Русский язык». Тема: «Повторение материала, изученного в 1 классе»
2.1 – 1 (1, 2, 3)
уровень задания
класс номер карточки
номер темы
Самостоятельная работа
Тема: «Позиционное чередование звуков»
Карточка 8. Текст для записи под диктовку с пропуском ОСлП Мы шли по узкой дорожке к нашему пруду. Там есть беседка. Вокруг пруда березки и дубки. |
1. (умение 1) Соотнеси звуки сильной позиции со звуками слабой позиции (соедини их линией). Ниже запиши все возможные чередования гласных звуков [грач’] [а́] [грач’и] [а] [дом] [о] [дама́]
[шэст] [шысты] [э] [ы] [л’эс] [сыры] [л’иса́] [сыр] [ы] [и]
[к’ит] [и] [к’иты]
[суп] [у] [у] [супы] ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ | ||||
2. (умение 1) Даны звуки в слабой позиции. Укажи, какими буквами могут эти звуки обозначаться в изменениях одного и того же слова. Переведи звуковые записи в буквенные записи, запиши их в соответствующие столбики. [шэст] - [шысты] [слон] - [сланы] [врачۥ] - [врачۥи] [сыр] - [сыры] [рۥика] - [рۥэкۥи] [кۥит] - [кۥиты] [а] [ы] [и] ________________________ __________________________ _______________________ ________________________ __________________________ _______________________ _______________________ __________________________ ________________________ _______________________ __________________________ ________________________ _______________________ __________________________ ________________________ _______________________ __________________________ ________________________ | ||||
3. (умение 2) Второклассник переводил звуковые записи в буквенные. Вот что у него получилось. Чего не понимает ученик, составь для него схему [цэлуйۥу] – целу_ [рублۥи] – р_бли
[лۥублۥу] – л_блю [шнурк’и́] – шн_рки́ Схема
| ||||
4. (умение 2) Переведи звуковые записи в буквенные, запиши слова в столбики с попуском ОСлП [званۥу] [правۥила] [каса] [бумажныйۥ] [халат] [пۥишу] [свабода]
[в], [в’] ________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________
________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________
| ||||
5. (умение 3) Заполни таблицу слабых позиций парных согласных звуков. Выбери из предложенных звуковых записей два примера к каждой позиции, запиши их с пропуском ОСлП [абвал] [калۥитка] [раздал] [столп] [агарот] [вагзал] [партфۥэлۥ]
| ||||
6. (умение 3) Запиши текст буквами, пропуская орфограммы СлП [на апушкۥи лۥэса бۥйۥот раднۥик]. [он тут давно]. [нат раднۥиком скланۥиласۥ старайۥа, вۥитвۥистайۥа вۥирба]. ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ | ||||
7. (умение 4) Переведи звуковую запись сказочного языка в буквенную. Запиши этот текст с пропуском орфограмм слабых позиций [прۥукۥис кашвۥал рыздۥитۥ]. [лۥэпкۥиф гушнۥам друйۥутۥ квۥата]. [пуфвырۥ грۥийۥот купшылۥ кۥапнۥу]. ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ | ||||
8. (умение 4) Запиши текст под диктовку с пропуском орфограмм слабых позиций ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ |
Самостоятельная работа № 2
Предмет: «Русский язык». Тема: «Позиционное чередование гласных звуков», «Позиционное чередование согласных звуков»
2.2-3 – 1-20 (1, 2, 3)
уровень задания
класс номер карточки
номер темы
2.2-3 – 1 (1) Запиши на первой стоке все гласные звуки, которые могут быть в сильной позиции, во второй строке – все гласные звуки, которые могут быть в слабой позиции ________________________________________________________________ 1__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 2_________________________________________________________________________ | ||||||||
2.2-3 – 2 (1) Запиши парные звуки по звонкости-глухости и твёрдости мягкости _________________________________________________________ [ ]_________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ [ ]_________________________________________________________________
_________________________________________________________ [ ]_________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ [ ]_________________________________________________________________ | ||||||||
2.2-3 – 3 (3) Второклассник Вова переводил звуковые записи в буквенные. Затруднения при записи вызвали звуки, выделенные чёрным шрифтом [шнурк’и́] - шнурки́ [зм’э́й’ка] – змейк_ [м’итла́] – м_тла́ [гр’ибы́] – гр_бы́ [трапа́] – тр_па́ [с’й’э́л’и] – с?е́л_ Оцени работу Вовы по критерию «правильность». Какая схема помогла мальчику записать эти слова? Определи позицию выделенных парных по звонкости-глухости согласных звуков. Укажи это в схеме П.
| ||||||||
2.2-3 – 4 (2) Найди среди предложенных записей изменения одного и того же слова. Выпиши эти изменения звуковыми парами ниже [р’ика́] [р’э́ч’ка] [стол] [р’э́к’и] [сто́л’ик] [сталы́] [р’ич’но́й’] [стул] _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ | ||||||||
2.2-3 – 5 (1) Прочитай слова, выдели голосом ударный слог, поставь в звуковых записях ударение. Обведи гласный звук в слабой позиции, под гласным звуком в сильной позиции поставь «галочку» - ^ [ работа ] [ кукла ] [ ут’ата ] [ машына ] [ сапаг’и ] [ т’ишына ]
[ ч’ай’н’ик’и ] [ цыркул’ ] [ нара ] [ дружыл’и ] [ п’инал ] | ||||||||
2.2-3 – 6 (1) Согласные звуки, парные по звонкости-глухости, потеряли друг друга. Помоги каждому звуку найти свою пару, соедини их линией [п] [м] [в] [ч’] [д]
[р] [б] [п] [ж] [ц] [ш] [ф] [к] [г] [т] [з] [п] [с] [й’] | ||||||||
2.2-3 – 7 (3) Прочитай слова, переведи звуковые записи в буквенные, запиши их ниже с пропуском орфограмм слабых позиций [паго́да] [пр’ив’э́т] [ч’ула́н] [ч’ирнасл’и́ф] [фс’ир’й’о́с] [рол’] [слава́р’] [паб’ил’э́ла] [зада́ч’а] ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ | ||||||||
2.2-3 – 8 (2) Какими буквами можно обозначить эти звуки? ры́[п]ка [с]ре́зал у́[с]кий ука́[с]ка ло́[ш]ка берё[с]ка кора́б[л’]
| ||||||||
2.2-3 – 9 (2) Впиши в звуковые скобки подходящие звуки ука́[ ]ка, лоша́[ ]ка, морко́[ ]ка, Серё[ ]ка, сала́[ ]ки, по[ ]писа́ть, [ ]чёлка, прище́[ ]ка, кни́[ ]ка, табле́[ ]ка | ||||||||
2.2-3 – 10 (1) Соотнеси звуки с позицией, соедини их линией Сильная позиция Слабая позиция [у́] [ы] [э́] [а] [и] [ы́] [а́] [у] [о́] [и́] [у́] [ы] [э́] [а] [и] [ы́] [а́] [у] [о́] [и́]
| ||||||||
2.2-3 – 11 (2) Определи пары слов, в которых гласные звуки позиционно чередуются. Обведи эти слова и звуки [в’о́дра] - [вы́дра] [вада́] - [во́ды] [р’ика́] - [рука́] [л’иса́] - [л’эс] [нага́] - [но́г’и] [па́ч’к’и] - [по́ч’к’и] | ||||||||
2.2-3 – 12 (3) Заполни таблицу сильных и слабых позиций парных согласных звуков
| ||||||||
2.2-3 – 13 (2) Обведи только те звуки (гласные и согласные), которые всегда находятся в сильной позиции [к] [э́] [п] [ч’] [н] [ф] [а́] [й’] [о́] [и] [р] [с] [д] [х] [у] [ж] | ||||||||
2.2-3 – 14 (3) Обведи правильный вариант ответа. Если у тебя есть свой вариант, напиши его
а) напишу букву р; б) напишу рь; в) поставлю пропуск; г)…
а) напишу букву п; б) напишу пь; в)напишу бь; г) напишу б; д)… | ||||||||
2.2-3 – 15 (3) Запиши высказывания буквами, пропуская орфограммы СлП: [па даро́шкам паб’ижа́л’и му́тный’и руч’й’и́]. [хруст’и́т за ако́шкам маро́зный’ д’ин’о́к]. ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
| ||||||||
2.2-3 – 16 (3) Распредели слова в три столбика, переведи звуковые записи в буквенные, запиши слова с пропуском орфограмм СлП [разб’и́т’] [зуп] [тро́пка] [арбу́с] [т’итра́тка] [ут’у́к] [вагза́л] [вы́шыфка] . _____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________
| ||||||||
2.2-3 – 17 (2) Прочитай пары слов: гол – кол, га́лка – га́лька, ла́йка – ма́йка, бар – пар, винт – финт Найди среди этих слов те, которые отличаются друг от друга только согласными, парными по звонкости-глухости. Обведи эти слова и буквы | ||||||||
2.2-3 – 18 (3) Придумай по два-три слова к предложенной схеме и запиши их
[в], [в’] ________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________
________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________
| ||||||||
2.2-3 – 19 (2) Прочитай отрывок из стихотворения С. Маршака Вокруг белеющих прудов Кусты в пушистых полушубках, И проволока проводов Таится в белоснежных трубках. Обведи в словах буквы, обозначающие гласный звук [о́] и согласные звуки [б], [б’]
| ||||||||
2.2-3 –20 (2) Напиши, какие буквы гласных «спорят» за право обозначать выделенный звук. Есть ли здесь ловушки? Отметь их знаком «Л» ж[о́]лтый, ж[у]рна́л, сн[и]ги́рь, гре́б[и]нь, пт[и́]чка, ц[ы́]ркуль, щ[у́]ка, ж[ы]ра́ф, скв[а]ре́ц, к[а]мы́ш
|
Самостоятельная работа № 3
Предмет: «Русский язык». Тема: «Проверка орфограмм по сильной позиции»
2.4 – 1-21 (1, 2, 3)
уровень задания
класс номер карточки
номер темы
2.4 – 1 (1) Проверь орфограммы слабых позиций, изменяя слова по числу ______________________________________________________ р(е,и)ка́ - ________________________________________________________________ _______________________________________________________________ кр(а,о)ты́ -_______________________________________________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 2 (2) Собери из слов высказывания. Запиши их, правильно оформляя на письме начало и конец высказывания 1. щебе́чут лесу́ в пти́цы __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
2. в живу́т моржи́ мо́ре _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 3. лета́ют над ча́йки водо́й _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
| ||||||||||||||||
2.4 – 3 (2) Воспользуйся орфографическим словарём, переведи звуковые записи слов в буквенные записи [м’идв’э́т’] [кан’к’и́] [тава́р’ищ’] [б’ир’о́за] [п’иту́х] [й’а́гада] _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
| ||||||||||||||||
2.4 – 4 (1) Проверь орфограммы слабых позиций, изменяя слова по падежу ____________________________________________________ но́(ш,ж)ка - _____________________________________________________________ ____________________________________________________________ кро́(ш,ж)ка -____________________________________________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 5 (2) Вставь в словах буквы на месте пропусков. Для проверки связывай их со словами «нет» или «есть» ко́р_нь, го́р_ц, ка́м_нь, гре́б_нь, тру́т_нь, сту́д_нь, ви́ш_н, ба́ш_н | ||||||||||||||||
2.4 – 6 (1) Проверь орфограммы слабых позиций, изменяя слова по лицу ___________________________________________________ к(а,о)рмлю́ - ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ д(и,е)ржу́ - ____________________________________________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 7 (2) Прочитай пословицу. Ко́[ш]ке игру́[ш]ки, а мы́[ш]ке слё[с]ки. Проверь орфограммы на месте выделенных звуков. Пословицу спиши по алгоритму ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 8 (2) Определи, какая из букв победила в «споре» за место в словах: флажки́ ши__ки ло́__ки ни́__ки ду__ки́ ли́__ки бру__ки́
ж ш ж ш д т д т б п б п с з Впиши буквы-«победители» на месте пропусков | ||||||||||||||||
2.4 – 9 (1) Проверь орфограммы слабых позиций, изменяя слова по времени ___________________________________________________ бр(а,о)ди́л - ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ч(и,е)са́л - ___________________________________________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 10 (2) Запиши слова в алфавитном порядке ко(л,лл)кти́в, гра(м,мм), кла(с,сс), то́(н,нн)а, гру́(п,пп)а, ва́(н,нн)а, мета́(л,лл), ка(с,сс)а, ру́(с,сс)кий _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 11 (1) Проверь орфограммы слабых позиций, изменяя слова по роду _____________________________________________________ м(и,е,я)ла́ - ______________________________________________________________ _____________________________________________________________ сп(а,о)ла́ - _____________________________________________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 12 (2) Обозначь границы каждого высказывания. Спиши текст по алгоритму ра́зные зве́ри живу́т в лесу ́ пря́чутся в густо́й траве́ за́йцы ры́жие лиси́цы ры́щут по ле́су пуши́стые бе́лки пры́гают по дере́вьям _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 13 (2) Определи, какая из букв займёт своё место в словах. Впиши пропущенные буквы, ненужную букву зачеркни в__лна з__ма гр__за дер__во ш__лка
а о и е о а и е ы и е | ||||||||||||||||
2.4 – 14 (2) Ученики обозначили последний звук в слове кня[с’]ь по-разному: а) буквой з б) буквой с в) буквами сь г) буквами зь Обведи правильный ответ, запиши проверку: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 15 (2) Впиши буквы на месте пропусков. Изменяй слова по образцу: м_ту́ – (он вчера) мёл в_зу́ - _____________________ п_ку́ - ______________________ ж_ву - _____________________ бр_ду́ - ______________________ х_ди́л – (сейчас) хо́д_т бр_са́л – (завтра) бро́с_т в_зи́л - _____________________ ч_са́л - ______________________ н_си́л - _____________________ бр_ди́л - ______________________ пл_ла́ – (он) плёл в_ла́ - _____________________ п_ла́ - ______________________ вз_ла́ - _____________________ л_гла́- ______________________ п_шу́ (я) – (ты) пи́ш_шь ск_за́ть – (он) ска́ж_т л_чу́ - _____________________ т_ну́ть - ______________________ д_ржу́ - _____________________ к_рми́ть - _____________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 16 (3) Заполни, где можешь, пропуски и запиши слова в два столбика: _де́лать, неб_са́, ск_за́л, уч_ни́к, (он) игра́_т, но́_ти, ча́йн_к пишу букву (могу доказать) не пишу букву (не могу доказать) 1________________________ 1_____________________________ 2________________________ 2_____________________________ 3________________________ 3_____________________________ 4________________________ 4_____________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 17 (3) Заполни таблицу «Орфограммы слабых позиций, которые можно писать без проверки»
| ||||||||||||||||
2.4 – 18 (2) Прочитай пары полных и кратких слов-названий признаков. Докажи, что оба слова в паре служат проверкой друг для друга (сильную позицию отметь «галочкой», слабую позицию подчёркни). сла́_к_й – сла́д_к – сладк_й, жи́_к_й – ________________________ ۸ ни́_к_й – ____________________ у́_к_й – _________________________ лё_к_й – _________________ мя́_к_й – ________________________ | ||||||||||||||||
2.4 – 19 (3) Укажи в схеме, как изменяются слова-названия | ||||||||||||||||
2.4 –20 (3) Ученик записывал текст. Проверь работу ученика, исправь его ошибки: На кани́кулах на́ша симья́ жила́ в селе́. За село́м бы́ли лес и ре́чька. По утра́м мы хади́ли на рыба́лку. А днём в лес за гриба́ми. Сколько ошибок в тексте? Отметь правильный вариант ответа: а) три б) четыре в) пять г) ________ На какие орфограммы были допущены ошибки? Помоги ученику исправить ошибки. Как необходимо действовать, чтобы писать грамотно? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
| ||||||||||||||||
2.4 – 21 (2) Определи, что называют слова, соедини их «верёвочками» ми́шка кра́сный поёт сту́льчик све́тит тёплый де́ти спит вку́сная |
Самостоятельная работа № 4
Предмет: «Русский язык»
Тема: «Способы проверки орфограмм слабых позиций»
2.5 – 1-24 (1, 2, 3)
уровень задания
класс номер карточки
номер темы
2.5 – 1 (3) Прочитай текст Пришёл петушо́к к до́мику, где жили кра́__ки. Поклони́лся им петушо́к ни́__ко. Кра́сная кра́__ка раскра́сила пету__ку́ гребешо́к и боро́__ку. Си́няя – пёры__ки на хвосте́. Зелёная – кры́лы__ки. А жёлтая кра́__ка – гру́__ку. Тако́й стал краси́вый петушо́к. В компьютере стерлась программа, с помощью которой можно было бы проверить пропущенные написания. Составь для компьютера схему – «помощник» для проверки этих орфограмм. Не забудь одно условие: проверку осуществляем только путем изменения того же слова. Пользуясь составленной схемой, проверь пропущенные буквы и заполни пропуски. Схема – «помощник» - | ||||||||||||||||||
2.5 – 2 (3) Прочитай слова: м(а,о)ря́к, Ро́д(и,е)на, ка́м(е,и)нь, б(е,и)да́, похо́(д,т)ка, б(е,и)жа́ть, тр(о,а)(л,лл)е́йбус, пр(и,е)ро́да, пило́(д,т)ка, п(а,о)ло́(з,с)ка, ко́н(ь,ь)чик Проверь выделенные орфограммы и запиши слова в таблицу
| ||||||||||||||||||
2.5 – 3 (1) Найди слова, для которых проверочным будет словом до́ски. Обведи их: доста́ток, доще́чка, доста́вить, доставля́ть, доска́, доща́тый, досто́йный
| ||||||||||||||||||
2.5 – 4 (2) Прочитай слова: [паго́да], [пр'ив'э́т], [ч'ула́н], [гд'э́], [ч'ирнасл'и́ф], [фс'ир'й'о́с], [ро́л'], [слава́р'], [паб'ил'э́ла] А теперь запиши эти слова буквами. Пиши красиво и без ошибок. Обозначь цифрами способы проверки орфограмм. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ | ||||||||||||||||||
2.5 - 5 (1) Выбери из слов, записанных в скобках, проверочное. Обведи это слово. Впиши пропущенные буквы м_стери́ть – мост, масть, ма́стер; л_пи́ть – ле́пка, ли́пка, ле́пет; кр_ши́ть – кра́ше, кро́хи, укра́сить; п_ле́зный – по́ле, по́льза, по́лька; г_рева́ть – зага́р, го́ры, го́рюшко, го́рький. | ||||||||||||||||||
2.5 – 6 (3) Выбери из сказочных слов «родственные» слова, запиши их группами лока́сь, на́ка, наки́вая, поло́куть, валоки́нь, нака́вок ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 7 (1) Найди в каждой группе слов «родственные». Выдели в них корень 1) дубо́к, дуб, дубра́ва, дубо́чек, дублёр; 2) зверь, зверёк, зверёныш, волк; звери́нец; 3) ча́йка, ча́йник, чаёвничать, чаепи́тие. | ||||||||||||||||||
2.5 – 8 (2) Запиши слова в два столбика: в первый – те, которые можно проверить по словарю, во второй – те, которые можно проверить другим способом. …зы́к, ст…лы́, см…шно́й, п…ту́х, ск…ли́стый, гр…чи́, т…тра́…ь, с…ли́ть, к…ню́шня, пл…са́ть _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 9 (2) Исправь ошибки ученика, оцени его работу. Спиши текст без ошибок В суббо́ту по́сле за́втрока мы пошли́ в лес за землени́кой. Ви́дели, как вы́бижал на опу́шку за́ец, слы́шали, как хрусти́т в куста́х моли́ны медве́ть. Набра́ли я́год и к у́жену верну́лись домо́й. П. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 10 (1) Определи, какие слова лишние. Вычеркни их 1) ла́пка, лапша́, ла́пчатый (гусь), ла́па; 2) де́душка, пра́дед, деду́ля, стари́к, дед; 3) руль, рули́ть, руло́н, выру́ливать; 4) ключ, клю́чница, клю́чик, ключи́. | ||||||||||||||||||
2.5 – 11 (3) Выдели в сказочных словах корень заго́лка голки́й га́лкость го́лкочка наголки́п гокла́в | ||||||||||||||||||
2.5 – 12 (3) Придумай и запиши небольшой рассказ с данными словами. Ле́то. Дере́вня. Огоро́д. Гря́дки. Карто́шка. Капу́ста. Морко́вь. Петру́шка. Сала́т. Я́годы. Я́блоки. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 13 (2) Из данного списка слов выпиши группы «родственных», выдели в них корень: скоси́ть, коси́чка, ко́сарь, кость, костёр, костяно́й, косну́ться, коси́лка, ко́сточка, косьба́ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 14 (1) Спиши текст без ошибок Па́па принёс из могази́на о́ващи: помедо́ры, огурцы́, горо́х, копу́сту, морко́фь и корто́фель. А ма́ленькому Па́влику купи́л бальшо́е я́блако. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 15 (1) Запиши слова в два столбика: в первый – те, которые можно проверить по словарю, во второй – те, которые можно проверить другим способом. с…ба́ка, с…ла́ч, з…рка́льный, в…ро́на, зм…я́, го́р…д, уг…сти́ть, к…че́ли, ст…ри́к, р…би́на, стр…ла́ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 16 (2) Определи, сколько в приведённом ниже списке изменений одного и того же слова, а сколько «родственных» слов. Запиши их в столбики Лета́л, лётчик, лета́ешь, лети́м, лётный, лета́ла, вы́лет, перелёт изменения слова «родственные» слова _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 17 (2) Запиши слова буквами. При необходимости пользуйся словарем. [в'э́с'ила пра́знават'], [б'э́лай'а м'идв'э́д'ица], [кла́сный' д'ижу́рный'], [уч'и́т'ил'н'ица па ру́скаму изыку́], [ско́ра пра́зн'ик] ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 18 (3) Выдели в предложенных словах окончание, основу и корень го́рка синева́тый принести́ перезимова́ли мо́стик лиси́чка | ||||||||||||||||||
2.5 – 19 (1) Прочитай текст. Проверь (устно), где можешь пропущенные орфограммы. Вставь буквы на месте пропусков За́йцу не нра́вился ё__. На ёж__ке некр__си́в__е к__лю́чее пла́тье. А у за́йца бе́лая гла́__кая шу́__ка. Но она́ не защ__ща́ет за́йчика от вр_го́в. А к__лю́чки спаса́ют __жа́ от зубо́в во́лка. | ||||||||||||||||||
2.5-4 – 20 (2) Прочитай о том, как ученики отвечали на вопросы учителя. Оцени их ответы. Напиши свои Учитель: Как проверить орфограмму слабой позиции в корне слова [ла́скавый’]? Ученик: Проверяю по сильной позиции словом с тем же корнем: ла́ска. Мой ответ:_________________________________________________ Учитель: Как проверить безударный гласный [и] в слове [л’исто́к]? Ученик: Проверяю с помощью родственного слова; листо́чек. Мой ответ:_________________________________________________ Учитель: Как узнать, какую букву надо писать в корне слова [скр’ип’э́т’]? Ученик: Проверяю по сильной позиции: скре́пка. Мой ответ:_________________________________________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 21 (2) Прочитай текст. Учти: в корнях некоторых слов допущены ошибки. Исправь их. Се́рая куку́шка – бездо́мная лини́вица. Она́ гнёзда не вьёт. Сваи́х кукуша́т на вы́карм отдаёт. Да ещё пе́ред муженько́м хва́лится. А муженёк хвост развирну́л, ше́ю вы́тинул. Из староны́ в сто́рону пока́чивается. (По К. Ушинскому) | ||||||||||||||||||
2.5 – 22 (2) Учительница попросила ребят подобрать родственные слова к слову удивля́ться. Саша собрал такую «родню»: диви́зия, дива́н, правди́вый. Определи, сколько слов ученик подобрал правильно: а) одно; б) два; в) три; г) _______ Помоги слову удивля́ться найти своих «родственников»: удивля́ться - _________________________________________________ ______________________________________________________________ | ||||||||||||||||||
2.5 – 23 (2) Ученики подбирали слова с корнем -гор- Маша: го́ре, го́рюшко, погорева́ть; Вова: гора́, приго́рок, го́рный, го́рка, гори́стый, предго́рный; Надя: го́рдость, го́рдый, горди́ться, него́рдый, гордели́вый. Определи, кто из ребят выполнил задание правильно М В Н | ||||||||||||||||||
2.5 –24 (2) Найди «родственников» для слов, запиши их __________________ ___________________ сосна́ __________________ хлеб ___________________ __________________ ____________________ __________________ ___________________ тума́н __________________ си́ла ____________________ __________________ ____________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 4 класс по системе Занкова
рабочая программа по русскому языку с ОУД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной прогр...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева....
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...
Рабочая программа по математике для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова
Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены ФГОС....
Рабочая программа по математике для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова
Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены ФГОС....